Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Михаил Врубель
Родился М. Врубель в Омске. Рано потерял мать (в 3 года), воспитывал его отец, поощрявший занятия живописью. Закончил гимназию в Одессе с золотой медалью. Изучал древних философов, знал и свободно владел 6-ю иностранными языками. Затем Петербургский университет, юридический факультет, армия, Академия художеств, любимый педагог - П.П. Чистяков. Товарищами по Академии были В. Серов и Владимир Дервиз.
Слайд 2
Биография
Репин советует брать частную практику, и когда академик А. Прахов пригласил его на реставрацию Кирилловской церкви, под Киевом, он покидает Академию. Его посылают в Венецию для написания иконостасных образов «Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем», «Оплакивание», «Сошествие святого духа» и др. - это уже шедевры. Многие считают киевский период подготовительным, это не верно. Врубель просто был неизвестен, но был уже великим мастером- живописцем.
Слайд 3
1889г. - начало Московского периода. Он знакомится с богатым промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым, работает художником-оформителем в его театре, где пел Федор Шаляпин, играл Сергей Васильевич Рахманинов и др.
Основная тема в творчестве Михаила Врубеля, которая не давала ему покоя до конца его творческого пути - это тема Демона, мысль о величии и непобедимости человеческого духа.
Слайд 4
« Демон сидящий» 1890 г.
Это полотно созвучно раннему одноименному стихотворению М.Ю. Лермонтова. В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно забытому образу Демона - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.
Слайд 5
« Демон поверженный» 1902 года.
Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст. Современники вспоминают, что уже на выставке «Мира искусства», где было экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал. Это был «Демон поверженный» - так называют его сегодня. Как изменился герой картины 1890 года! Всего 12 лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика. С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластанные крылья. В безумной тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности. Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце горит еще розовый отблеск. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - здесь человек сгорел.
Слайд 6
Испания, 1894 г.
После написания в 1890 году «Демона сидящего» Врубель много путешествовал – ездил с семьей Мамонтова а Италию, Францию, Грецию. По возвращении написал два панно – «Венеция» и «Испания».
Слайд 7
По красоте живописи «Испания» - одна из наиболее совершенных картин Врубеля. Здесь все живет - каждый уголок полотна. Основные тона - красновато-лиловый и оливковый - даны в большом богатстве оттенков и граций. Контраст сиреневого сумрака комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины, пронизанный падающим из окна солнцем, создают и световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля не часто встречаются. «Испания» - здесь представлен реальный эпизод в таверне. Однако художник избегает сюжетной определенности, не договаривает. Мы не знаем, что связывает между собой этих трех людей, и только чувствуем, что тут затянут некий узел человеческих отношений. У девушки, отвернувшейся и обращенной на зрителя, величавая статная фигура, прекрасное смуглое лицо в обрамлении сияющего платка, в руке роза, темно-лиловая мантилья небрежно брошена на стул и падает четким веером складок. Девушка смотрит прямо перед собой неподвижным взором, но взор не расшифрован психологически - что в нем: след гнева, упорство, решимость, отказ или призыв? Образ многозначен, в нем есть особый смысл - замкнутая в себе полнота бытия. Но сквозь спокойное лицо и спокойную позу угадывается смятение духа.
Слайд 8
« Гадалка»,1895 г.
Приблизительно в эти же годы написана картина «Гадалка».
Молодая черноволосая женщина восточного типа сидит на фоне ковров, перед ней раскинутые карты и предвещающий недоброе – пиковый туз. Женщина не смотрит на карты, лицо ее непроницаемо, а устремленный в пространство остановившийся взгляд словно видит неизбежность судьбы. Содержание картины «гадалка», возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Испания – страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. «Гадалка» - произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. Шарф на плечах гадалки розовый – это определяющее цветовое пятно в картине, удивительно, как зловеще звучит в общем колористическом ансамбле розовый цвет, который привыкли считать идиллическим цветом безмятежности.
Слайд 9
« Богатырь», 1898 год.
Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:
Обул Илья лапотки шелковые, Подсумок одел он черна бархата, На головушку надел шляпку земли Греческой.
Слайд 10
«Царевна-Лебедь», 1900 г.
В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от змеи, коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью.
На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее прощальный, томный взгляд, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения. Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно - мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. «Царевна-лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.
Слайд 11
Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю»:
Дали слепы, дни безгневны, Cомкнуты уста. В непробудном сне царевны Синева пуста. Что мгновенные бессилья? Время - легкий дым... Мы опять расплещем крылья, Cнова полетим! И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений, Встретим жизнь и смерть!
Или стихотворение А. Акопяна из поэмы «Новое утро» 1909 год:
В последний раз ты мне явилась Как бы из сказки голубой. Ты одиночеством томилась, Как грезящий простор морской. , Закинув голову устало, Заламывала руки ты. Скажи, о ком ты тосковала? Куда неслись твои мечты? Я видел муку мысли гибкой, Сомненье, скорбь в твоих чертах И лишь мгновеньями улыбка Сияла на твоих устах.