Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Учебная программа
Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки по учебным предметам и дисциплинам, подлежащие усвоению учащимися. Программа включает в себя перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения.
Слайд 2
Виды программ
примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету;
авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) (далее – рабочая программа) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.
Слайд 3
Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы с учетом регионального и школьного компонентов посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Слайд 4
Структура рабочей программы
требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
обязательный минимум содержания учебных программ; максимальный объем учебного материала для учащихся;
требования к уровню подготовки выпускников;
объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
познавательные интересы учащихся;
цели и задачи образовательной программы школы;
необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
Слайд 5
Компоненты рабочей учебной программы
титульный лист
пояснительная записка
требования к уровню подготовки
учебно-тематический план
содержание тем учебного курса
контроль результатов реализации учебной программы
внеучебная деятельность
перечень литературы и средств обучения
Слайд 6
Титульный лист
наименование ОУ;
гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
год составления программы.
Слайд 7
Пояснительная записка
название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
Слайд 8
учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Слайд 9
Требования к уровню подготовки учащихся
требования должны:
быть описаны через действия учащихся;
обозначать определенный уровень достижений;
быть достижимыми и подлежащими оценке;
быть понятными для учащихся.
Слайд 10
Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу
Слайд 11
Раздел «Учебно-тематический план»
Наименование раздела, темы
Количество часов
В том числе:
на лабораторные, практические работы
контрольные работы.
Данный раздел оформляется в виде таблицы
Слайд 12
Раздел «Содержание программы»
название темы
необходимое количество часов для ее изучения
обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме (цели): обучающийся должен
иметь представление
знать
уметь
иметь опыт
содержание учебного материала (дидактические единицы)
темы практических и лабораторных работ
Слайд 13
Алгоритм создания рабочей программы
1. Выбрать программу по предмету и соответствующий ей учебник, рекомендуемые Федеральным перечнем
2. Сравнить цели изучения предмету в выбранной программе с целями, сформулированными в примерной программе по предмету.
3. Сопоставить содержание выбранной программы по предмету с примерной программой федерального стандарта (определите наименование тем, отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по предмету федерального стандарта, но не включенных в программу по предмету
4. При разработке рабочей программы необходимо включить в нее разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа двух программ (пункт 3)
Слайд 14
5.Провести с разделом «Требования к уровню подготовки обучающихся»
6. Внести в раздел «Требования к уровню подготовки обучающихся» дополнения в соответствии с требованиями регионального и школьного компонента
7. Провести организацию и структурирование содержания учебного материала курса (последовательность изучения тем)
8. Требования к уровню подготовки обучающихся по каждой теме взять из примерной программы по предмету федерального стандарта, распределить их по классам согласно авторской структуре курса
Слайд 15
9. Рабочие программы согласовать с наличием учебников и других компонентов учебно-методического комплекта (УМК)
10. Выбрать или разработать контрольно-измерительные материалы (уровень обязательной подготовки, уровень возможностей)
11. Разработать новое календарно-тематическое планирование, рассматривая его как средство адаптации примерного содержания к особенностям данного ОУ, класса, учителя
12. Используя рекомендации по созданию программ, составить рабочую программу по предмету
Слайд 16
Система диагностического отслеживания (продвижение ученика в образовательном процессе)
дидактическая диагностика (уровень обученности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.)
педагогическая диагностика личностного развития (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию)
социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации, уровень социализации и т.д.)
валеологическая диагностика (анализ заболеваемости, общая умственная работоспособность и функциональное состояние)
диагностика учителей (самооценка удовлетворенности работой в школе, пути личностного и профессионального совершенствования)
диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП)
Слайд 17
Система отслеживания реализации образовательной программы
Служба сопровождения (психолог, социальный педагог, валеолог, логопед и др.)
Классный руководитель
Учителя-предметники
Администрация
Родители
Ребенок (индивидуальная карта учащегося)
Слайд 18
Место образовательной программы в системе управления школой
Слайд 19
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ. Порядок может быть, например, таковым: вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР и утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Слайд 20
Полезные ссылки
http://yamkino45.narod.ru/programm/sred_obr.htm
Подробные образовательные программы
http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13379.html
Структура образовательной программы
http://new-metodist.blogspot.com/2011/05/blog-post_16.html
Структура рабочей программы и рекомендации по ее составлению
http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10469&catalogid=1039
Новые требования к образовательной программе ОУ
http://prosvpress.ru/2011/09/individualnyie-traektorii/#more-1532
Просвещение
http://standart.edu.ru/
ФГОС
http://fgos.isiorao.ru/FAQ/
Вопросы и ответы