Презентация - Самостоятельная работа на уроках физики

Самостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физикиСамостоятельная работа на уроках физики







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Самостоятельная работа на уроках физики
Павлова Виктория Валерьевна МАОУ СОШ № 93 города Краснодара

Слайд 2

Цели проекта
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. В процессе обучения ребенок должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Слайд 3

Дидактические цели
Формирова-ние умений и навыков техническо-го характера
Формирова-ние умений и навыков практичес-кого характера
Формирование умений приме-нять знания на практике
Закрепле-ние и уточнение знаний
Приобретение новых знаний, формирование умения самостоятельно приобретать знания
Решение задач, требующее комплексного применения знаний
Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию
Эксперимент с элементами исследования
Сборка приборов из готовых деталей и конструкций
Лабораторные работы практического характера
Решение задач
Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей
Лабораторные опыты
Просмотр учебных фильмов
Работа с учебником
Сбор и классификация коллекционного материала
Решение задач
Фронтальный эксперимент
Наблюдения
Работа с учебной литературой
Работа с раздаточным материалом
Анализ формул и графиков
Решение задач, требующее комплексного применения знаний
Выполнение заданий по техническому моделированию и конструированию
Эксперимент с элементами исследования
Сборка приборов из готовых деталей и конструкций
Лабораторные работы практического характера
Решение задач
Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей
Решение задач
Решение задач
Лабораторные опыты
Просмотр учебных фильмов
Работа с учебником
Сбор и классификация коллекционного материала
Решение задач
Фронтальный эксперимент
Наблюдения
Работа с учебной литературой
Работа с раздаточным материалом
Анализ формул и графиков

Слайд 4

У – управление познавательной деятельностью со стороны учителя.
Структуру дидактического процесса самостоятельной работы можно выразить формулой:
Дпр = М + Пд + У

М – мотивационный этап,
Пд – познавательная деятельность учащихся

Слайд 5

Мотивация
процесс, в результате которого определяется деятельность, приобретающая личностный смысл, создает устойчивый интерес к ней. Мотивация – внутренняя сила действий и поступков личности. Она возникает самопроизвольно, ее создание – признак мастерства и задача преподавателя. Одна из простых методик формировании мотивации – занимательность занятий.

Слайд 6

Занимательность занятий
На уроках физики в седьмом и восьмом классе для того, чтобы повысить интерес к решению задач, можно прибегать к помощи сказочных героев.
Муравей поднимался вверх по 10-метровой березе со скоростью 1 см/с. Какова его скорость, если в середине пути он делает 5-минутную остановку?

Слайд 7

Муха села на край грампластинки диаметром 20 см и частотой вращения 33 об/мин и катается с ветерком. Определите скорость ветерка.

Слайд 8

Познавательная деятельность
Самое главное – учащиеся должны активно учиться. Задача преподавателя – подобрать необходимые технологии. Рекомендуются такие учебно-преподавательские действия, которые связаны с переформированием учебного материала, его критическим осмыслением, поиском рационального решения. При этом рекомендуется конспектирование, реферирование, подготовка докладов, решение задач, участие в деловых играх. Немаловажную роль играет творческая деятельность учащихся.

Слайд 9

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках физики

Слайд 10

Общие подходы к решению типичных задач по теме «Законы Ньютона».
СИТУАЦИЯ ДЕЙСТВУ-ЮЩИЕ СИЛЫ УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
СИТУАЦИЯ ДЕЙСТВУ-ЮЩИЕ СИЛЫ В ВЕКТОРНОЙ ФОРМЕ В ПРОЕКЦИЯХ
а) б) а) б)

Слайд 11

Алгоритм распознавания применяемости законов Ньютона
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ!
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ!
ЗАКОНЫ НЬЮТОНА ПРИМЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ!
МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ ЗАКОНЫ НЬЮТОНА!

Слайд 12

Алгоритм преобразования формулы второго закона Ньютона в соответствии с данной физической ситуацией.
1. Записать формулу второго закона Ньютона и выяснить смысл каждой из входящих в нее величин. 2. Найти значения этих величин: А) выбрать инерциальную систему отсчета; Б) определить массу рассматриваемой точки; В) найти ее ускорение; Г) найти равнодействующую всех сил, действующую на материальную точку. 3. Подставить в общую формулу величины. 4. Получив уравнение второго закона динамики в векторной форме, перейти от него к скалярным.

Слайд 13

Задача
На полу шахтной клети находится груз массой 100 кг. Определить силу, действующую на груз со стороны пола, если клеть поднимается вертикально с ускорением 0,3 м/с2.
Анализ. В описанной ситуации рассматриваются два тела: груз и клеть — во взаимодействии с Землей. Выясним, можно ли применить к ним законы Ньютона.
1. Груз неподвижен относительно клети; клеть ускоренно движется относительно Земли; система отсчета, связанная с Землей, инерциальная. 2. Скорости рассматриваемых тел малы по сравнению со скоростью света. 3. Поскольку клеть и груз движутся поступательно, каждое из этих тел можно считать материальной точкой. Вывод: в данной ситуации применимы законы Ньютона.

Слайд 14

План решения
Поскольку масса клети неизвестна, применим второй закон Ньютона только к грузу:
Уравнение движения груза будет иметь вид:
Переходим к уравнению в проекции на координатную ось:
откуда искомая сила упругости:

Слайд 15

В качестве основных методов обучения рекомендовалось самостоятельное чтение текста учащимися и составление ими плана прочитанного
Что надо знать о явлении Что надо знать о величине Что надо знать о законе Что надо знать о теории физического явления

Слайд 16

Работа с иллюстративным материалом учебника
Назвать основные части системы водопровода и найти их на схеме, указать значение. Показать на схеме части водопровода, представляющие собой сообщающиеся сосуды.

Слайд 17

Домашний эксперимент
Можно применять домашние экспериментальные задания, тематика, содержание и методика которых адекватны программным лабораторным работам, разница в объектах исследования и измерительных инструментах. Для выполнения этих заданий учебник необходим как руководство к действию. Подобного рода задания сближают обучение и практическую жизнь.
В виде рассказа по плану: * Что я делаю? * Что я наблюдаю (вижу, слышу, ощущаю)? * Что происходит с каждым телом? * Рассуждения о причине процесса, явления. * Выводы. * Вопросы, которые у меня возникли (при анализе результатов у меня возникли следующие вопросы; ...).
Алгоритм отчёта:
В форме задачи: Дано (данные прямых измерений). Решение (в общем виде). Вычисления. Ответ (выводы).

Слайд 18

Работа с графиками
Алгоритм: выяснить взаимосвязь физических величин с помощью математического выражения; составить таблицу значений; объяснить физический смысл полученного графика по данному физическому явлению.
Графики плавления и отвердевания позволяют рассчитать количество поглощенной и выделившейся теплоты

Слайд 19

Результаты
Можно сказать, что самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке рационально организованная и систематически проводимая оказывает положительное влияние на качество знаний, а также вырабатывает навыки учебного труда, воспитывает серьезное отношение к учебным занятиям, благотворно влияет на отношение учеников к урокам и дисциплину в классе.
Диаграммы успеваемости учащихся 7-9 классов за первое полугодие 2004-2005 учебного года