Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателя иностранного языка
Магзанур Асисчановна Саитова к.п.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ТИИ ТюмГНГУ
28 ноября 2012
Слайд 2
Словарь терминов
Информационная компетентность (information competence) медиакомпетентность (media competence) более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать информацию, медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные информационные процессы и процессы функционирования медиа в социуме.
Слайд 3
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Слайд 4
Интерактивность - способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию
Мультимедийность - использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством
Слайд 5
Владение навыками эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в число ключевых компетенций личности и является составляющей профессиональной компетентности специалистов в самых различных видах деятельности.
Слайд 6
Информационная компетентность преподавателя — это интегративное свойство личности, основанное на внутренней готовности к взаимодействию с обучаемым в информационной среде с использованием цифровой формы представления информации, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности,
Слайд 7
наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации и стремлении использовать новые информационные технологии в учебном процессе для достижения главной цели обучения — формирование личности обучаемого, компетентной в современном информационном мире.
Слайд 8
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами, прежде всего, - средство реализации целей и задач образования.
Слайд 9
Интернет создаёт уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создаёт естественную языковую среду.
Слайд 10
e-learning
Электронное обучение (е-learning) – основано на использовании мультимедийных технологий и Интернета для повышения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена ими и совместной работы на расстоянии. ИКТ дают другой уровень организации и наполнения учебного процесса, резко повышают эффективность и ответственность самостоятельной работы обучающегося, позволяют мобильно управлять процессами и осуществлять мониторинг качества образования.
Слайд 11
Преподаватели в системе электронного обучения
Готовы работать в новых технологиях
создавать онлайн учебники
коммуницировать и мотивировать студентов к обучению с помощью технологий web 2.0, которые как технологии «я хочу», - требуют интереса и вовлеченности.
Не транслируют знания, а организуют учебный процесс, не подталкивают студента, а ведут за собой, в центре – студент.
Координируют, обеспечивают поддержку и мониторинг обучения и самообучения.
Владеют этикой коммуникации и электронного сетевого общения, обладают чувством юмора и харизмой.
Слайд 12
Использование мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
Слайд 13
автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения;
Слайд 14
получить доступ и оперировать большим объемом информации;
формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов, находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;
организовать внеучебную работу;
предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо .
Слайд 15
Учебные программы по развитию информационной компетентности существуют во многих вузах Российской Федерации. Ключевые документы, касающиеся проблем информационной грамотности опубликованы – на сайте www.ifap.ru). Яркий пример Кемеровский государственный университет культуры и искусств(директор НИИ -профессор Н.И.Гендина, http://nii.art.kemerovonet.ru/index.php). Там разработаны тесты, иные средства диагностики информационной культуры.
Слайд 16
Классификация показателей информационной компетентности
мотивационный мотивы контакта с
информационным потоком: тематические,
эмоциональные, гносеологические,
психологические, интеллектуальные,
эстетические, др.
контактный частота общения/контакта с
информационным потоком
содержательный знания терминологии, теории и истории (массовой) коммуникации
Слайд 17
перцептивный способности к восприятию информационного потока
интерпретационный/ оценочный умения критически анализировать процесс функционирования информационных потоков, медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития восприятия и критического мышления
Слайд 18
практико- операционный(деятельностный)
умения выбирать ту или иную информацию
медиа, создавать/распространять
собственную информацию, умения
самообразования в информационной сфере
креативный наличие творческого начала в
различных аспектах информационной
деятельности (перцептивной, игровой,
художественной, исследовательской и др.).
Слайд 19
Современный уровень обеспеченности компьютерной техникой позволяет широко внедрять в практику новые эффективные методы обучения иностранному языку.
Особенно актуально для этой цели использование Интернет- ресурсов в виде интерактивных программ изучения иностранных языков , автономных программ , электронных словарей и переводчиков, которые, в частности, широко и общедоступно распространяются через электронные ресурсы в сети Интернет.
Слайд 20
Практическое использование сети Интернет для изучения английского языка.
http://www.native-english.ru/
Наиболее полный сайт. Информация предоставлена по всем направлениям изучения английского языка.
http://english4.ru/предназначен для начинающих
Слайд 21
Интерактивные уроки английского языка
Слайд 22
Интерактивные уроки английского языка
Слайд 23
Тренажер письменного перевода слов WTT
Страница программы : http://www.pm255.chat.ru
Тренажер WTT предназначен для заучивания написания слов английского языка. Тестирование производится в обоих направлениях, с использованием статистики по успешности перевода того или иного слова. Поддерживается автоматический запуск тестирования через заданное время, автоматическое завершение теста, импорт-экспорт переводов и т. д. Предназначена программа именно для тренировки написания слов, то есть в процессе тестирования вам надо будет их печатать, а не выбирать из списка
Слайд 24
Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку описаны в работах
М.А. Бовтенко, H. Вавиловой, М.Г. Евдокимовой, A.B. Конышевой, A.C. Нестеровой, В.Д. Николаевой, Т.С. Паниной, A.A. Петуховой, Е.С. Полат, И.А. Цатуровой.
Слайд 25
Разработка теоретических основ и практических методик обучения иностранному языку на основе информационных и коммуникационных технологий:
Формирование межкультурной компетенции учащихся и студентов посредством электронно-почтовой группы (Апальков В.Г., 2008; Сушкова H.A., 2009);
Формирование социокультурной компетенции посредством вики-технологии (Кошеляева Е.Д., 2010)
Интернет- проекты (Кудрявцева Л.В., 2007; Петрищева Н.С., 2010);
Развитие умений письменной речи обучающихся на основе блог- технологии (Филатова A.B., 2009; Павельева Т.Ю., 2010);
Развитие умений письменной речи на основе вики-технологии (Маркова Ю.Ю., 2011);
Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов (Соломатина А.Г., 2011).
Слайд 26
Разработанные и внедренные в учебный процесс материалы позволяют применять следующие инновационные педагогические технологии:
• тестовые технологии;
• информационные технологии;
• модульно-рейтинговые технологии;
• деловые игры;
• кейс-технологии;
• тренинги и видеотренинги;
• виртуальные лабораторные занятия;
Слайд 27
Определение целей использования Интернета для изучения иностранного языка
для включения материалов сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);
для самостоятельного поиска информации в рамках работы над проектом;
для самостоятельного изучения иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;
для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.
Слайд 28
С помощью Интернет решаются многие проблемы с коммуникацией, устанавливается единая коммуникативная среда: это и переписка по электронной почте с гражданами других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, возможность чтения книг на языке оригинала, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира.
Слайд 29
При этом создается не имитация общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания, возрастает заинтересованность не только в изучении иностранного языка, но и других дисциплин. Все, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость.
Слайд 30
Обеспечпение дифференциации и индивидуализации учебного процесса; предусматривать различные формы работы: индивидуальную, групповую, коллективную, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность и творчество. Эти перечисленные критерии могут быть реализованы в использовании интерактивных форм и методов обучения, которые показывают новые возможности, связанные с налаживанием межличностного взаимодействия
Слайд 31
путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между студентами в группе неизбежно возникают межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия студентов на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Слайд 32
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Слайд 33
Если хотите написать - пишите коротко, и будут читать, пишите ясно, и будут понимать, пишите живо, и будут помнить это. Джозеф Пулитцер
Слайд 34
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Действительно, результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы студентов.
Слайд 35
Презентация на основе современных мультимедийных средств.
Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.
Слайд 37
Сравнительный анализ
Corel Presentation9
PowerPoint
Prezi
Cobo-Cards
эффекты анимации и гиперссылки
презентации нового вида с нелинейной структурой. тренажер и совместное обучение.
Слайд 38
Prezi
Prezi.com — это сервис, с помощью которого можно создать интерактивную презентацию онлайн. Возможности Prezi позволяют создавать презентации нового вида с нелинейной структурой. Всю презентацию можно свернуть в одну картинку, и напротив, каждый элемент презентации может быть увеличен (акцентирован) для более детального изучения и привлечения внимания.
Слайд 39
Prezi.com — это социальный сервис, а значит, создаваться презентации могут коллективно, и это качество можно использовать при работе над совместными проектами. Готовая презентация может быть успешно загружена на диск, ее дальнейшее использование не требует при этом установки какого-либо программного обеспечения.
Cвои работы ищите и создавайте со страницы http://prezi.com/
Слайд 40
CoboCards
CoboCards является проектом Джамиль Суфан и Тамим Swaid. Они разработали концепцию совместно использовать платформу электронного обучения в феврале 2007 года. С идеей создания и изучения флэш-карт в Интернете они выступили в сентябре 2009 года (€ 25,000).
CoboCards предоставляет пользователям системы тренажер и совместное обучение.Карты могут быть отредактированы в команде. Это является большим преимуществом для изучения в группах, что позволит пользователю с помощью карточек работать с друзьями по любой теме.
Слайд 41
CoboCards это веб-приложение для создания, исследования и обмена карточек в интернете и через мобильные устройства, чтобы изучать карточки на ходу. Cobocards предоставляет вам PDF копии карточек, которые можно распечатать для изучения в автономном режиме Кроме того, вы можете форматировать текст, вставлять изображения и формулы, творить и учиться. Программа сохраняет уровень каждой карты и если вы хотите, вы можете экспортировать наборы карт в XML или CSV. CoboCards была профинансирована немецким правительством примерно € 100.000.
E-Mail: info@cobocards.com http://www.cobocards.com/pool/de/cardset/6s6gw0412/online-karteikarten-kulinarisches-deutschland/
Слайд 42
Преимущество презентации PowerPoint
Сочетание разнообразной текстовой аудионаглядности и видеонаглядности;
Возможность использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
Слайд 43
возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии, распечатки на бумаге и пр.);
возможность управления вниманием студентов за счет эффектов анимации и гиперссылок;
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
Слайд 44
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
учебный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
словарь терминов;
справочная система по работе с управляющими элементами;
система контроля знаний;
информационные ресурсы по теме.
Слайд 45
Обложка должна быть по возможности красочной. Для этого следует оформить ее с помощью графических вставок и фонов. Дизайн обложки должен способствовать улучшению эмоционального состояния студентов и повышать их интерес к изучаемой теме.
Слайд 46
Титульный слайд должен включать:
название темы;
информацию об образовательном учреждении;
сведения об авторе;
дату разработки;
информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.
Слайд 47
Оглавление должно быть достаточно подробным, чтобы обеспечивать оперативный доступ (через гипертекстовые ссылки) к ее сравнительно небольшим содержательным частям, с другой стороны, максимально обозримым, т.е. находиться на одном слайде. Практика показывает, что таким требованиям, как правило, удовлетворяет двухуровневое оглавление (разделы и подразделы).
Оглавление помогает понять структуру учебного материала, идеи, заложенные в нем.
Слайд 48
Учебный материал в электронной презентации, как правило, представлен в краткой форме, что имеет достаточно веские основания для существования наряду с полным учебным материалом. Такое представление дает качественно иной ракурс для рассмотрения содержания, что достаточно эффективно как на этапе вводных занятий по теме, так и на этапе обобщения и систематизации учебного материала.
Слайд 49
Изложение содержания материала может осуществляться в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т.п. (т.е. в обычном «книжном» виде, хотя в презентацию могут быть интегрированы и элементы, не свойственные бумажным носителям, такие как анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и проч.). При этом графическое представление учебного материала позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.
Слайд 50
Подготовка слайдов
Не перегружайте слайд информацией – не более 30 слов;
Не дублируйте текст выступления;
Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные выступления, которые вы объясняете и комментируете;
Соблюдайте правило: одно предложение – одна мысль;
По возможности заменяйте текст символами;
Слайд 51
Не перегружайте презентацию частой сменой слайдов, анимационными и звуковыми эффектами – это не концентрирует внимание, а отвлекает слушателей;
Не используйте больше трех цветов и шрифтов;
Выберите профессиональный шаблон оформления слайдов – он не слишком броский;
Сопровождение выступления слайдами должно соответствовать его тексту;
Не стоит в своей презентации опираться только на слайды и зависеть от них. Выступление не должно пострадать даже в том случае, если техника даст сбой.
Слайд 53
Что такое «электронная лекция»?
Электронная лекция - учебные материалы, систематизированные, унифицированные комплекты тем, сформированные по отдельным учебным дисциплинам и размещённые в электронном виде на портале учебного заведения в разделе «Библиотека» в целях самостоятельного ознакомления с ними студентов.
Слайд 54
Электронные лекции имеют следующие характерные особенности и преимущества:
чёткое структурирование информации по темам и вопросам рассматриваемого материала;
наличие гипертекстовой структуры, позволяющей обращаться к множественным документам адресно и оперативно;
Слайд 55
возможность обращения к множественным источникам информации посредством развитой структуры гиперссылок (к Интернет-ресурсам; специализированному программному обеспечению, например к материалам программы Консультант Плюс; к другим документам, помогающим углублять и расширять знания по теме);
использование дополнительных приёмов изложения материала;
потенциал использования наглядных средств обучения (таблицы, иллюстрации, графики, диаграммы и др.);
возможность многократного обращения студента к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом.
Слайд 56
Skype
программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами
Если вы хотите развивать, обновлять и поддерживать ваш иностранный язык, наш гибкий онлайн-обучение дает вам шанс для достижения своих целей обучения в соответствии с вашим собственным графиком.
Слайд 57
Блог -
веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи , содержащие текст, изображения или мультимедиа Для блогов характерна возможность публикации отзывов, комментариев посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Преподаватель может создать в интернете свой блог или журнал, в нем разбить участников на курсы и темы, и внутри этих журналов и форумов идет общение между студентами и преподавателями по различным проблемам. http://saitova1961.wordpress.com/
Слайд 60
Несмотря на быстрое развитие и внедрение инновационных технологий обучения, традиционные средства не только остаются основными средствами обучения, но и находят новое применение и дают развитие новым направлениям методики обучения иностранным языкам. К таким средствам можно отнести использование видеоматериалов в преподавании иностранным языкам.
Слайд 61
Целесообразность использования видео в учебном процессе объясняется:
1) доступностью видеоматериалов, которые могут быть записаны с различных источников;
2) наличием определенного опыта работы с видеотехникой и видеопродукцией;
3) возможностью более активной творческой деятельности преподавателя.
Слайд 62
Под видеоматериалами (видеозаписями) мы понимаем любую телепродукцию (новости, интервью, ток-шоу, рекламные блоки и т. д.), а также художественные, документальные, мультипликационные фильмы, записанные на пленку или цифровые носители и используемые в качестве дидактического материала с возможностью многократного просмотра, использования режимов «стоп» и «пауза», быстрого поиска нужного фрагмента
Слайд 63
Подкаст - это аудио или видеозапись, сделанная автором сайта и доступная для прослушивания посетителями. На мой взгляд, подкасты очень полезны - они вносят разнообразие и позволяют преподнести информацию в другом формате.
Слайд 64
Подписка на подкасты
Подкаст - репортаж, (радио) взноса или аналогичный, который является аудио файлов в формате MP3 доступны для скачивания в Интернете.
Эта задача выполняется с помощью специально разработанной для этой цели программы.
ITunes это бесплатное приложение для PC, который позволяет управлять цифровой музыкой и видео на вашем компьютере
Слайд 65
Википедия - универсальная энциклопедия
Добро пожаловать на Викисклад —
собрание 14 445 478 свободных для дальнейшего использования медиафайлов,
в пополнении которого каждый может принять участие.
Звуки
Видео http://commons.wikimedia.org/wiki/Заглавная_страница?uselang=ru
Слайд 67
Hot Potatoes
- обучающий дистанционный курс по созданию интерактивных тестов, заданий и кроссвордов.
С помощью программы Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
http://login.hotpotatoes.net/
http://hotpot-anna.narod.ru/about.html
Слайд 68
Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы:
JQuiz - Викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
JCloze - Заполнение пропусков.
JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий).
JCross - Кроссворд.
JMix - Восстановление последовательности.
Слайд 69
Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет, как правило, следующие этапы:
отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;
обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы, поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);
дискуссия, т.е. обсуждение новой информации и её документирование (оформление); подведение итогов и презентация проекта.
Слайд 70
Метод проектов интересен прежде всего тем, что он может включать многие формы организации учебной, поисковой, исследовательской и других видов деятельности, определяющих современные компетенции будущего специалиста. Особое внимание уделяется коммуникативной компетенции, которую характеризует многоаспектность и многокомпонентность. При этом формирование коммуникативной компетентности является основной задачей при изучении иностранных языков в вузе.
Слайд 71
Созданные условия и разработанные средства обучения способствуют формированию ряда компетенций:
– логически верное, аргументированное и ясное построение уст
ной и письменной речи, умение вести дискуссии;
– работа в коллективе, несение ответственности за поддержание доверительных партнёрских отношений;
– способность принимать участие в профессионально обусловленной коммуникации, например, работать в составе проектных групп,
презентовать результаты проектов
Слайд 72
Вывод:
Повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования
Результатом развития информационно-коммуникативной компетенции преподавателя вуза являются освоенные знания, умения и опыт, позволяющие результативно решать педагогические задачи обеспечения доступности учебных материалов; варьирования и адаптации учебного материала в зависимости от познавательных способностей студентов; формирования траектории изучения материала в зависимости от успешности обучающегося.
У преподавателя появляется азарт в работе вызванный:
профессиональным ростом при освоении новых подходов;
удовлетворением от работы, где результат виден после каждого урока.
Слайд 73
Спасибо за внимание !