Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование
Слайд 2
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.
Ценности, принципы и цели.
Профессиональные качества.
Ключевые компетенции.
Педагогические методы, способы и технологии.
Профессиональные позиции.
Слайд 3
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
свобода учащегося быть самим собой;
каждый человек обладает своим "совершенством";
помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Слайд 4
Профессиональные качества:
доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
иметь развитую способность к критике и рефлексии;
воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
демонстрировать увлеченность своим предметом;
использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Слайд 5
Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе "развивающей среды"
Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность.
Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
Наличие групповой проектной работы учащихся.
Участие детей в различных формах дискуссии.
Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
Система оценивания.
Слайд 6
Действия учителя, направленные на создание развивающей среды.
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
Слайд 7
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то "не знаю", "не умею" или "не понимаю", не только не стыдно, но является первым шагом к "знаю", "умею" и "понимаю".
Слайд 8
Основные компетенции современного учителя
Уметь учиться вместе с учениками.
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
Уметь мотивировать учащихся на разнообразные виды деятельности.
Уметь "сценировать" учебный процесс.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности.
Уметь подмечать склонности учащегося и определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Слайд 9
Педагогические методы, способы и технологии
Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно выделить:
Технологию "критического мышления".
Проектно-исследовательский метод.
Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий.
Методы формирования понятий.
Слайд 11
Метод проектного обучения, или Метод проектов
В основание метода проектного обучения легли несколько положений:
Мышление есть исследование.
Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.
Мышление неотделимо от действия.
Мыслить - значит думать о будущем.
Мышление означает самостоятельное мышление.
Мышление мотивируется интересом к делу.
Слайд 12
Проект предполагает 4 этапа:
1. Постановка целей и планирование их реализации.
2. Реализация проекта.
3. Подведение итогов и презентация.
4. Оценка осуществленной деятельности, её сильные и слабые стороны.
Слайд 13
Учебные цели проектной деятельности учащихся
Научить учащихся планировать и реализовать работу.
Научить учащихся самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.
Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.
Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.
Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.
Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.
Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.
Научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.