Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование
информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Автор:
Дубинина Ольга Борисовна,
учитель начальных классов Глазковского филиала
МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района
Слайд 2
Актуальность темы обусловлена:
стремительным развитием науки и техники;
появлением новых информационных технологий;
непрерывным образованием;
формированием таких новых качеств выпускника, как
инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность;
изменением результатов обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях.
Слайд 3
Проблема
Недостаточная сформированность
ИКТ компетентности
учащихся младших классов
на уроках и во внеурочной деятельности
Слайд 4
Противоречия:
между резко возросшими требованиями к уровню ИКТ компетентности учащегося начальных классов и недостаточной ориентированностью образовательного процесса на ее формирование;
между возможностью и потенциалом информационно-коммуникационных технологий и недостаточным уровнем их использования в образовательном процессе.
Слайд 5
Гипотеза:
формирование ИКТ компетентности младших
школьников будет более эффективным,
если систематически внедрять
в образовательный процесс
информационно-коммуникационные технологии,
позволяющие решать различные учебные задачи,
направленные на планируемые результаты.
Слайд 6
Цель исследования:
определение механизмов и создание условий
для формирования
ИКТ компетентности
учащихся начальных классов
в условиях реализации ФГОС
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: методика формирования ИКТ компетентности учащихся начальных классов.
Слайд 7
Задачи исследования:
Проанализировать педагогическую, методическую литературу и
нормативные документы по проблеме исследования,
изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
Раскрыть сущность и особенности понятия «ИКТ компетентность
учащихся начальных классов», определить структуру компетентности
Разработать модель формирования ключевых компетенций
учащихся начальных классов
Изучить и отобрать методику формирования УУД средствами ИКТ
и методику формирования ИКТ компетентности
Сопоставить исходные данные с полученным результатом,
обобщить и сделать выводы
Слайд 8
Этапы реализации проекта
Сроки
проведения.Этапы проекта
Сентябрь – октябрь 2013г..I.Информационно-аналитический
Проведение анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме
Первичная диагностика
Ноябрь 2013г.-
апрель 2014г..II.Практическая реализация проекта
Разработка модели формирования ключевых компетенций учащихся
Методика формирования УУД средствами ИКТ и методика формирования ИКТ компетентности учащихся
Май 2014г..III.Итогово-диагностический
Результаты и выводы
Слайд 9
Ожидаемые результаты:
развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей;
повышение уровня учебной мотивации;
формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
активное вовлечение учащихся в учебный процесс;
приобщение школьников к достижениям информационного общества.
Слайд 10
Информационно-образовательная среда
образовательного учреждения
Слайд 11
Научно-теоретические и научно-методические работы
анализ сущности компетентностного подхода и проблемы
формирования ключевых компетенций
(Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской)
проблема формирования ключевых компетенций
(П.П. Борисов, Н.С. Веселовская,
И.А. Зимняя, Н.А. Переломова и др.)
обсуждение и разработка идеи модернизации образования
на компетентностной основе
(В.А. Болотов, Э.М. Днепров, И.А. Зимняя,
О.Е. Лебедев, Б.Д. Эльконин и др.)
Слайд 12
Модель ИКТ компетентности учащегося
Слайд 13
Модель формирования ключевых компетенций
Слайд 14
Аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе:
первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Технология»);
второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, мультимедийные энциклопедии и т.п.);
третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
Слайд 15
Задания, способствующие формированию универсальных учебных действий средствами ИКТ
информационный поиск;
дифференцированные задания;
интеллектуальный марафон;
творческие задания;
работа в паре.
Слайд 16
Пример заданий:
Какие музыкальные произведения, посвященные России, ты знаешь и любишь? Если сможешь, принеси в класс аудиозапись такого произведения. Пусть его прослушают твои товарищи.
В каких ситуациях и почему в народе говорят?
…поднести на блюдечке с голубой каёмочкой
Вместе с другом найди информацию для ответа на этот вопрос?
а) Найди статью об Эдварде Григе. Прочитай её и подготовь рассказ об этом композиторе.
б) Назови музыкальное произведение, которое тебе особенно запомнилось. Какой композитор написал его? Где и когда ты его слушал?
Напиши о чувствах и мыслях, которые вызвало у тебя это произведение.
Слайд 18
Проект «Наглядная геометрия»
Русский язык.Литературчтение.Окружающий
мир.Технология.Математика.ИЗО
1.4.3.6.2.5
Клавиатур-ное письмо
(Вспомнить названия геометрических фигур, записать их названия с помощью клавиатуры).Фиксация информации о себе средства-
ми ИКТ
(Описа-ние реальных объектов).Сопоставление реальных объектов и геометрических фигур средствами ИКТ
(Перемещение геометрических фигур к объектам. Беседа: «Где можно встретить различные геометрические фигуры, и для чего они используются»).Моделирова-ние средствами ИКТ
(Составить из геометричес-ких фигур модели различных объектов).Фиксация информации средствами ИКТ
(Сгруппиро-вать предло-женные гео-метрические фигуры в различные множества:по форме, цвету, размеру).Создание графических работ средствами ИКТ
(Программ-ными средствами ИКТ изобразить геометричес-кие фигуры)
ИКТ
компетентность.Понятие о сопоставлении и группировке информационных объектов (Познавательные УУД)
Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД)
Фиксация результатов образовательной деятельности, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД)
Уважение к информационным результатам других людей (Личност УУД)
Слайд 19
Технологии в предметной области «Филология»
технология создания и редактирования текста;
технология «Я – редактор»;
технология клавиатурного ввода;
технология компьютерного диктанта;
технология письменных коммуникаций;
технология записи и прослушивания устной речи.
Слайд 20
Виды деятельности учащихся с использованием ИКТ:
выполнение творческих заданий;
компьютерное тестирование;
работа с электронными энциклопедиями;
творческая проектно – исследовательская деятельность;
дистанционное обучение;
использование ресурсов Интернет;
участие в конкурсах, олимпиадах;
представление информации в различной форме;
выпуск печатной продукции;
социально - психологический мониторинг становления личности учащегося.
Использования творческих
заданий на уроках с применением
средств
Слайд 22
Динамика уровня учебной мотивации
(методика Н.Г. Лускановой)
Уровень мотивации.4 класс
На начало
уч. года.На конец
уч. года
высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.14,28%.21,43%
хорошая школьная мотивация.35,71%.42,85%
положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.42,85%.35,71%
низкая школьная мотивация.7,14%.0%
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.0%.0%
Слайд 23
Умения и навыки
работы на компьютере.На начало
уч. г..На конец
уч. г.
Включать и выключать компьютер.42,85%.100%
Находить нужные файлы на компьютере.35,7%.71,43%
Сохранять файлы на компьютере.28,57%.85,71%
Печатать и редактировать тексты.28,57%.85,71%
Создавать презентации.21,43%.64,28%
Создавать изображения (рисунки).21,43%.64,28%
Находить информацию в Интернете,
пользуясь поисковой строкой.28,57%.85,71%
Сохранять информацию из Интернета.14,28%.71,43%
Слайд 24
Использование в обучении младших школьников ИКТ позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.
Слайд 25
Выводы:
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями.
Актуальность изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы определяется воздействием массового использования средств ИКТ и соответственно получаемых образовательных результатов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что поставленные задачи решены, а цель исследования достигнута.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой, формирование ИКТ компетентности младших школьников будет более эффективным, если систематически внедрять в образовательный процесс информационно- коммуникационные технологии.
Слайд 26
Практическая значимость проекта
Опыт работы свидетельствует о реалистичности проекта и возможности его внедрения в образовательный процесс педагогами ОУ, педагогами дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Перспективы развития проекта
Разработка программы дополнительного образования «Инфознайка».
Дополнение системы дидактических материалов.
Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием исследовательских и проектных технологий.
Совершенствование технологии формирования ИКТ компетенции в образовательном процессе.
Слайд 27
Распространение результатов
Проведение практического занятия для учителей начальных классов «Формирование ИКТ компетентности младших школьников».
Участие в неделях педагогического мастерства.
Представление детских презентаций на научно-практической конференции «Юный исследователь».
Размещение материалов на школьном сайте http://glazok.68edu.ru
Слайд 28
Информационные источники:
Внедрение ФГОС. Информационно-образовательная среда. http://conference.apkpro.ru
Новым стандартам –нестандартный подход. Методические рекомендации/ Сост. Лазарева Л.А. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.
Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО: методические рекомендации/ авт.-сост. Г.А.Шешерина, Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, Е.Ю. Бойко, Н.И. Баскакова, С.А. Кравцова, Л.В. Шильдяева, Е.Е. Куликова. –Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011.
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения: Методическое пособие.// сост.: Кравцова С.А. – Тамбов:ТОИПКРО, 2009.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты //
Интернет-журнал «Эйдос»
Оформление слайда. Евдошенко Л.Л. http://pedsovet.su/
Слайд 29
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ