Презентация - Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Распечатать
  • Уникальность: 93%
  • Слайдов: 29
  • Просмотров: 3518
  • Скачиваний: 1715
  • Размер: 0.59 MB
  • Класс: 4
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Автор: Дубинина Ольга Борисовна, учитель начальных классов Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ Мичуринского района

Слайд 2

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 2

Актуальность темы обусловлена:
стремительным развитием науки и техники; появлением новых информационных технологий; непрерывным образованием; формированием таких новых качеств выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность; изменением результатов обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях.

Слайд 3

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 3

Проблема
Недостаточная сформированность ИКТ компетентности  учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности

Слайд 4

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 4

Противоречия:
между резко возросшими требованиями к уровню ИКТ компетентности учащегося начальных классов и недостаточной ориентированностью образовательного процесса на ее формирование; между возможностью и потенциалом информационно-коммуникационных технологий и недостаточным уровнем их использования в образовательном процессе.

Слайд 5

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 5

Гипотеза:
формирование ИКТ компетентности младших школьников будет более эффективным, если систематически внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, позволяющие решать различные учебные задачи, направленные на планируемые результаты.

Слайд 6

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 6

Цель исследования:
определение механизмов и создание условий для формирования ИКТ компетентности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: методика формирования ИКТ компетентности учащихся начальных классов.

Слайд 7

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 7

Задачи исследования:
Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования
Раскрыть сущность и особенности понятия «ИКТ компетентность учащихся начальных классов», определить структуру компетентности
Разработать модель формирования ключевых компетенций учащихся начальных классов
Изучить и отобрать методику формирования УУД средствами ИКТ и методику формирования ИКТ компетентности
Сопоставить исходные данные с полученным результатом, обобщить и сделать выводы

Слайд 8

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 8

Этапы реализации проекта
Сроки проведения.Этапы проекта
Сентябрь – октябрь 2013г..I.Информационно-аналитический Проведение анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме Первичная диагностика
Ноябрь 2013г.- апрель 2014г..II.Практическая реализация проекта Разработка модели формирования ключевых компетенций учащихся Методика формирования УУД средствами ИКТ и методика формирования ИКТ компетентности учащихся
Май 2014г..III.Итогово-диагностический Результаты и выводы

Слайд 9

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 9

Ожидаемые результаты:
развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей; повышение уровня учебной мотивации; формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; активное вовлечение учащихся в учебный процесс; приобщение школьников к достижениям информационного общества.

Слайд 10

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 10

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Слайд 11

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 11

Научно-теоретические и научно-методические работы
анализ сущности компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской)
проблема формирования ключевых компетенций (П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова и др.)
обсуждение и разработка идеи модернизации образования на компетентностной основе (В.А. Болотов, Э.М. Днепров, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Б.Д. Эльконин и др.)

Слайд 12

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 12

Модель ИКТ компетентности учащегося

Слайд 13

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 13
Модель формирования ключевых компетенций

Слайд 14

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 14

Аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе:
первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Технология»); второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, мультимедийные энциклопедии и т.п.); третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

Слайд 15

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 15

Задания, способствующие формированию универсальных учебных действий средствами ИКТ
информационный поиск; дифференцированные задания; интеллектуальный марафон; творческие задания;  работа в паре.

Слайд 16

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 16

Пример заданий: Какие музыкальные произведения, посвященные России, ты знаешь и любишь? Если сможешь, принеси в класс аудиозапись такого произведения. Пусть его прослушают твои товарищи. В каких ситуациях и почему в народе говорят? …поднести на блюдечке с голубой каёмочкой Вместе с другом найди информацию для ответа на этот вопрос? а) Найди статью об Эдварде Григе. Прочитай её и подготовь рассказ об этом композиторе. б) Назови музыкальное произведение, которое тебе особенно запомнилось. Какой композитор написал его? Где и когда ты его слушал? Напиши о чувствах и мыслях, которые вызвало у тебя это произведение.

Слайд 17

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 17

Формирование УУД

Слайд 18

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 18

Проект «Наглядная геометрия»
Русский язык.Литературчтение.Окружающий мир.Технология.Математика.ИЗО
1.4.3.6.2.5
Клавиатур-ное письмо (Вспомнить названия геометрических фигур, записать их названия с помощью клавиатуры).Фиксация информации о себе средства- ми ИКТ (Описа-ние реальных объектов).Сопоставление реальных объектов и геометрических фигур средствами ИКТ (Перемещение геометрических фигур к объектам. Беседа: «Где можно встретить различные геометрические фигуры, и для чего они используются»).Моделирова-ние средствами ИКТ (Составить из геометричес-ких фигур модели различных объектов).Фиксация информации средствами ИКТ (Сгруппиро-вать предло-женные гео-метрические фигуры в различные множества:по форме, цвету, размеру).Создание графических работ средствами ИКТ (Программ-ными средствами ИКТ изобразить геометричес-кие фигуры)
ИКТ компетентность.Понятие о сопоставлении и группировке информационных объектов (Познавательные УУД) Размещение результатов образовательной деятельности в информационной среде (Познавательные УУД) Фиксация результатов образовательной деятельности, умение видеть и исправлять ошибки (Регулятивные УУД) Уважение к информационным результатам других людей (Личност УУД)

Слайд 19

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 19

Технологии в предметной области «Филология»
технология создания и редактирования текста; технология «Я – редактор»; технология клавиатурного ввода; технология компьютерного диктанта; технология письменных коммуникаций; технология записи и прослушивания устной речи.

Слайд 20

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 20

Виды деятельности учащихся с использованием ИКТ:
выполнение творческих заданий; компьютерное тестирование; работа с электронными энциклопедиями; творческая проектно – исследовательская деятельность; дистанционное обучение; использование ресурсов Интернет; участие в конкурсах, олимпиадах; представление информации в различной форме; выпуск печатной продукции; социально - психологический мониторинг становления личности учащегося. Использования творческих заданий на уроках с применением средств

Слайд 21

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 21

Слайд 22

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 22
Динамика уровня учебной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)
Уровень мотивации.4 класс
На начало уч. года.На конец уч. года
высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.14,28%.21,43%
хорошая школьная мотивация.35,71%.42,85%
положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.42,85%.35,71%
низкая школьная мотивация.7,14%.0%
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.0%.0%

Слайд 23

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 23

Умения и навыки работы на компьютере.На начало уч. г..На конец уч. г.
Включать и выключать компьютер.42,85%.100%
Находить нужные файлы на компьютере.35,7%.71,43%
Сохранять файлы на компьютере.28,57%.85,71%
Печатать и редактировать тексты.28,57%.85,71%
Создавать презентации.21,43%.64,28%
Создавать изображения (рисунки).21,43%.64,28%
Находить информацию в Интернете, пользуясь поисковой строкой.28,57%.85,71%
Сохранять информацию из Интернета.14,28%.71,43%

Слайд 24

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 24

Использование в обучении младших школьников ИКТ позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.

Слайд 25

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 25

Выводы:
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует совершенно новой методики преподавания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Актуальность изменения содержания, методов и организационных форм учебной работы определяется воздействием массового использования средств ИКТ и соответственно получаемых образовательных результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что поставленные задачи решены, а цель исследования достигнута. В ходе исследования подтвердилась гипотеза, согласно которой, формирование ИКТ компетентности младших школьников будет более эффективным, если систематически внедрять в образовательный процесс информационно- коммуникационные технологии.

Слайд 26

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 26

Практическая значимость проекта
Опыт работы свидетельствует о реалистичности проекта и возможности его внедрения в образовательный процесс педагогами ОУ, педагогами дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Перспективы развития проекта
Разработка программы дополнительного образования «Инфознайка». Дополнение системы дидактических материалов. Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием исследовательских и проектных технологий. Совершенствование технологии формирования ИКТ компетенции в образовательном процессе.

Слайд 27

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 27

Распространение результатов
Проведение практического занятия для учителей начальных классов «Формирование ИКТ компетентности младших школьников». Участие в неделях педагогического мастерства. Представление детских презентаций на научно-практической конференции «Юный исследователь». Размещение материалов на школьном сайте http://glazok.68edu.ru

Слайд 28

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 28
Информационные источники:
Внедрение ФГОС. Информационно-образовательная среда. http://conference.apkpro.ru Новым стандартам –нестандартный подход. Методические рекомендации/ Сост. Лазарева Л.А. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО: методические рекомендации/ авт.-сост. Г.А.Шешерина, Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, Е.Ю. Бойко, Н.И. Баскакова, С.А. Кравцова, Л.В. Шильдяева, Е.Е. Куликова. –Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/ Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е.Н. Хохлова]. – М. : Просвещение, 2011. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения: Методическое пособие.// сост.: Кравцова С.А. – Тамбов:ТОИПКРО, 2009. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» Оформление слайда. Евдошенко Л.Л. http://pedsovet.su/

Слайд 29

Формирование информационно-коммуникационно-технологической компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС, слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.