Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«ЛАЗАРЕВСКАЯ ЭПОХА»
Слайд 2
В 1804 году Севастополь был офи-циально объявлен главным военным портом Черноморского флота вместо Николаева.
Город становился самостоя-тельной административной единицей. Самым крупным предприятием Севастополя было Адмиралтейство. В начале XIX века здесь уже не только ремонтировали, но и строили военные суда. Первым со стапелей в 1810 году был спущен 18-пушечный корвет «Крым». За последующие семнадцать лет построили ещё 17, а отремонтировали 14 военных судов. Но, пожалуй, самым знаменитым кораблём из всех построенных, был бриг «Меркурий». Спустя 9 лет , он стал гордостью флота, Севастополя, Отечества.
Слайд 3
Благоустроен был и порт. Безопасность су-доходства обеспечивали 40-метровый маяк на Херсонесском мысу и Инкерманские ма-яки, самые высокие в России (около 122 м).
Рос город, а вместе с ним подрастало пер-вое поколение коренных севастопольцев. Состоятельные горожане жили на главных улицах- Екатерининской и Большой Морс-кой. Неприглядность Корабельной, Артил-лерийской, Каторжной слободок скрадыва-ли синь моря да горячее солнце.
В марте 1826 года был обнародован указ государя-императора Николая I, официаль-но вернувший нашему городу имя, данное ему при основании: «… город не именовать впредь Ахтиаром, но всегда Севасто-полем». Николай I много ездил по стране, часто бывая в Крыму и в Севастополе. Поскольку он был убеждён, что без сильного флота нет могущественной Российской империи, то к нуждам его относился очень внимательно.
Слайд 4
В 1834 году на должность командующего Черноморским флотом и Севастопольского губернатора был назначен императорским указом вице-адмирал М.П. Лазарев. Его де-ятельность была столь плодотворной , что почти два десятилетия до 1851 года часто называют «Лазаревской эпохой» в истории города.
М.П.Лазарев строит адмиралтейство с предприятиями судоремонта и судо-строения на берегах Корабельной и Южной бухт. Создав таким образом производственную базу флота, Лазарев приступает к реконструкции и застройке города, для чего 25 октября 1840 года был разработан и принят первый генеральный план Севастополя. В частности, была снесена одноэтажная застройка Цент-рального холма, носившего название «Хребет беззакония», освободив место для зданий в духе классицизма.
Слайд 5
В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. Одновременно, быстрее, чем в других городах Крыма, росло население Севастополя. По состоянию на 1850 год оно составляло 45046 человек, из них 32692 — нижние воинские чины.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
Слайд 6
В 1843-46 гг. вдоль северного берега Севастопольской бухты на месте земляной батареи была построена Михайловская казематированная батарея как часть оборонительных сооружений Севастополя.
Одним из самых значительных дел Михаила Петровича было воспитание учеников. Несколько десятилетий существовала негласная «лазаревская школа» моряков, воспитавшая героев Синопа, обороны Севастополя и первых создателей парового флота. Переведенный обратно в Черноморский флот, Лазарев добился перевода туда и своих любимых учеников и помощников - Нахимова, Корнилова и Истомина.
Слайд 7
Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черномор-ского флота, ранее чем за границей. Лазарев предложил использовать оте-чественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.
Благодаря усилиям М.П. Лазарева, отмеченного славой кругосветных плаваний, открытий и боевых действий, парусный Черноморский флот к началу Крымской войны достиг своего высшего развития. За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов.
Лазарев прекрасно понимал, что парусный флот отживает свой век, что на смену парусному кораблю должен прийти паровой.
Слайд 8
Отсталость царской России не давала воз-можности совершить быстрыми темпами переход русского флота к паровым кораб-лям, тем не менее Лазарев напрягал все усилия к тому, чтобы в состав Черноморс-кого флота начинали поступать пароходы.
При этом Лазарев добивается заказов на железные паровые суда со всеми новей-шими усовершенствованиями, которые позволяла техника того времени. В 1842 г. Лазарев добился заказа на постройку судостроительными верфями для Черно-морского флота пяти пароходо-фрегатов - "Херсонес", "Бессарабия", "Крым", "Гро-моносец", "Одесса". В 1846 г. Лазарев командировал на английские верфи для непосредственного руководства построй-кой четырех пароходов для Черномор-ского флота ("Владимир", "Эльбрус", "Еникале", "Тамань") своего ближайшего помощника капитана 1 ранга Корнилова.
Колесный пароходофрегат
"Тамань« 1849 г.
Слайд 9
Все пароходы и пароходофрегаты в Англии строились по русским проектам и эскизным чертежам. Часть этих чертежей утверждал лично Лазарев, а часть - Корнилов. Английские инженеры очень много заимствовали для себя из русских проектов.
В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск.
Слайд 10
Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск.Моряков и войска предварительно тренировали. Лазарев ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях. Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.
Слайд 11
За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы. Помощниками адмирала стали те моряки, коих флагман проверил в боях и дальних походах. Становясь адмиралами, лазаревцы (Нахимов, Корнилов и другие) знания, умение и непоколебимый морской дух распространили на все суда своих эскадр. Они вносили улучшения в конструкцию кораблей, в уставы и наставления.
Скончался М.П. Лазарев 11 апреля 1851 года в возрасте 62 лет от рака желудка. Похоронили адмирала во Владимирском соборе Севастополя. Великий флотоводец воспитал плеяду будущих героических защитников Севастополя, не уронивших чести Черноморского флота и российского флага. После него остался Черноморский флот, по подготовке один из лучших в мире. На долгие годы лазаревская морская школа легла в основу воспитания моряков.
Слайд 12
В 1867 в Севастополе на территории Лазаревских казарм был установлен памятник Михаилу Лазареву. Памятник спроектировал известный русский скульптор Н. С. Пименов. Но он успел выполнить лишь модель монумента и, приехав в Севастополь в 1863 году, выбрать место для его сооружения. После его смерти (1864 г.) отливку фигуры адмирала и установку памятника завершил ученик Пименова - И.И. Подозеров. В 1867 году монумент открыли перед главным корпусом казарм. Памятник представлял собой бронзовую фигуру адмирала во весь рост без головного убора, обращенную лицом к рейду, со зрительной трубой в руке. На гранитном профилированном пьедестале имелась надпись: «Адмиралу генерал-адъютанту Михаилу Петровичу Лазареву. Лета 1866» и бронзовый герб адмирала. Общая высота памятника около 15 м, бронзовой фигуры - 6 м.
Слайд 13
В 1928 году монумент был снесён по рекомендации комиссии, посчитавшей памятник «не имеющим исторической значимости».
Современный памятник М.П.Лазареву на-ходится на площади, носящей с 1993 года имя прославленного флотоводца (ранее пл. Революции), в эдикуле на здании офиса представительства Республики Татарстан в Севастополе. Авторы - киевские скульпторы Г.А. и Э.В. Лысенко, главный архитектор проекта - Н.Н. Гуров. При создании бюста адмирала скульпторы использовали его портрет, написанный К. Брюлловым. Бюст отлит в литейном цехе Морского завода им. Серго Орджоникидзе Михаилом Буга-евым. Открыт памятник 26 октября 1996 года. На изящном постаменте установлен бронзовый бюст М.П. Лазарева - парадный портрет со всеми адмиральскими регалиями.