Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование коммуникативных УУД младших школьников
Слайд 2
Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов, и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование УУД.
Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального характера.
Слайд 3
общение со взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - приемлемое отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основные источники
приобретения
коммуникативной компетентности
Слайд 4
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих
Коммуникативная
способность
Коммуникативное
знание
Коммуникативные
умения
Слайд 5
Эффективными для развития
коммуникативных способностей
считаются следующие вопросы:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.
Конструктивные вопросы.
Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
Альтернативные вопросы.
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Наводящие вопросы.
Вопросы-подсказки. С их помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Слайд 6
Коммуникативные УД
формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- ученики учатся слушать
Слайд 7
Речевая компетентность формируется:
Через обучение содержанию предмета;
Через развитие прикладных исследовательских умений;
Через развитие социально-коммуникативных умений;
Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Слайд 8
Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности
Выступление с заранее подготовленной речью Учебная беседа учителя и ученика
Рассказ о событии Учебная беседа в парах
Доказательство и опровержение Учебная беседа в группах
Пересказ Дискуссия
Сообщение Ответы на вопросы
Подготовка вопросов и ответов Ролевая игра
Критика Блиц-турнир
Исповедь Защита проекта
Слайд 9
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы
Умения, отрабатываемые под руководством учителя.
- Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
- Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
- Задавать вопросы, следуя содержанию работы над проблемой или темой.
- Комментировать вопросы или ответы.
- Делать сообщения.
- Рассказывать логично и последовательно.
Этапы
1
Э
Т
А
П
Слайд 10
Развитие школьной коммуникации.
- Простота и чёткость речевого высказывания.
- Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
- Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
- Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
- Умение использовать риторические вопросы.
- Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником.
Этапы
2
Э
Т
А
П
- Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Слайд 11
Развитие школьной коммуникации
Умение вести беседу в паре, в группе.
Умение поддерживать беседу.
Умение вести конструктивный диалог.
Умение построить дискуссию.
Умение участвовать в праздниках, играх и турнирах.
Этапы
3
Э
Т
А
П
Слайд 12
Развитию
коммуникативных умений способствуют творческие игры.
Игры учебного характера
Ролевые игры
Игры, имитирующие
телевизионные
Слайд 13
Способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству.
Групповые формы работы
Слайд 14
Формирование коммуникативных УУД младших школьников