Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование у младших школьников навыков поиска информации об окружающем мире
ФИЛАТОВОЙ ВЕРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
Слайд 2
Цель исследования – изучить специфику организации познавательной деятельности младших школьников при работе с различными источниками доступной естественнонаучной информации.
Слайд 3
I этап — констатирующий эксперимент
Цель — исследовать начальный уровень навыков поиска информации младшими школьниками и определить мотивы их познавательных интересов.
Слайд 4
Применение на практике навыков поиска информации
Детей просили ответить на вопрос несложной анкеты с готовыми ответами:
«Тебе задали подготовить реферат. Как ты это делаешь?»
Свой выбор было предложено зафиксировать в таблице
№ п/п.Вариант ответа.выбор
1..Иду в библиотеку и прошу библиотекаря найти необходимую информацию..
2..Иду в библиотеку и ищу информацию сам..
3..Ищу в Интернете..
4..Ищу на CD..
5..Не ищу..
Слайд 5
Результаты анализа анкет о навыках сбора информации на начальном этапе
Слайд 6
Выводы по результатам анализа анкет
о навыках сбора информации на начальном этапе
в обеих группах отмечаем большой разброс в ответах — присутствие 4-х показателей из 5-ти;
в экспериментальной группе преобладает ответ «Иду в библиотеку и прошу библиотекаря найти необходимую информацию» — 4 человека (40 %), а в контрольной — «Иду в библиотеку и ищу информацию сам» — 5 человек (50 %);
в экспериментальной группе никто не назвал вариант «Ищу на CD», в контрольной — «Не ищу».
Слайд 7
АНКЕТИРОВАНИЕ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВИТЬ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы анкеты
Подчеркни любимые занятия:
1. Смотреть телевизор
2. Заниматься спортом
3. Делать домашнее задание
4. Читать книги
5. Ходить в школу
6. Играть с ребятами на улице
7. Решать разные задачи
8. Заниматься в кружке
9. Ходить в кино, театр
10. Работать на уроке
11. Рисовать
12. Ездить за город
13. Играть в настольные игры
Слайд 8
Уровни мотивации познавательных интересов в констатирующем эксперименте
Низкий уровень мотивов познавательных интересов — проявляется интерес лишь на уровне общей, всем присущей потребности, когда для младшего школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен (вопросы 1, 5, 6, 9, 12, 13);
Средний уровень мотивов познавательных интересов — проявляется интерес на уровне общей любознательности (вопросы 3, 4, 7, 10);
Высокий уровень мотивов познавательных интересов — связан интерес с какой-либо социально значимой для школьника деятельностью (вопросы 2, 8, 11).
Слайд 9
Уровень познавательных интересов в констатирующем эксперименте
Слайд 10
II этап — формирующий эксперимент
Цель — организовать познавательную деятельность младших школьников при работе с различными источниками доступной естественнонаучной информации.
Слайд 11
Приемы работы с источниками информации при изучении основ естественных наук:
Работа с книгой: полное или выборочное чтение текста;
Работа с описанием к конкретной иллюстрации,
Составление плана текста,
Выделение главной мысли, чтение определения и описания понятий;
Чтение дополнительных текстов ;
Работа с вопросами и заданиями учебника ;
Прием составления рассказа с опорой на иллюстрации книги;
Проведение урока с мультимедиа выступлением ;
Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса.
Слайд 12
III этап — контрольный эксперимент
Цель — определить уровень познавательных интересов младших школьников на контрольном этапе.
Слайд 13
Уровень познавательных интересов в контрольном эксперименте
Слайд 14
Динамика показателей (экспериментальная группа)
Слайд 15
Динамика показателей (контрольная группа)
Слайд 16
Выводы свидетельствуют о том, что в начальной школе необходимо организовывать познавательную деятельность при работе с источниками естественнонаучной информации.
Познавательная деятельность младших школьников дает лучшие результаты, если дети нацелены на работу не с однотипными, а с различными источниками доступной естественнонаучной информации и при этом учитывается их возрастная специфика