Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока:
Человек
как духовное существо
Слайд 2
Проверим себя?!
Почему обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
Слайд 3
Проверим себя?!
Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
Слайд 4
Проверим себя?!
Какие науки изучают человека?
Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие к актуальным?
Слайд 5
Определите элементами чего являются следующие явления:
Духовная
сфера
Политическая
сфера
Экономическая
сфера
Социальная
сфера
Слайд 6
Человек как духовное существо
Слайд 7
Духовный мир человека.
Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых.
У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.
Слайд 8
Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Слайд 9
Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Слайд 10
Нравственность
— это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле
Слайд 11
Задание: стр.36-39
1. Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы).
2. Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями.
3. Что значит категорический императив.
4. Моральные категории.
Слайд 12
Категорический императив
это безусловно принудительное требование, не допускающие возражений, обязательное для всех людей.
Слайд 13
«Золотое правило нравственности»
«Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!».
Хилон
Слайд 14
Задачи морали
мораль
оценивает
воспитывает
регулирует
Слайд 15
Мораль оценивает
Правовая
оценка
Моральная
оценка
Государство
?
Слайд 16
Стыд
Достоинство
Раскаяние
Самооценка
Совесть
Слайд 17
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!»
А.С.Пушкин
«Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека не чиста».
Маргарита Наваррская
«Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!»
Г.Р.Державин
Слайд 18
Совесть
это способность личности самостоятельно
формулировать собственные
нравственные обязанности
реализовывать нравственный самоконтроль,
требовать от себя их
выполнения и производить самооценку
совершаемых поступков.
Слайд 19
Выделите те положения, которые являются
ценными для вас в жизни.
Хорошая учёба
Понимание
родителей
Посещение
театров и музеев
Верные друзья
Уважения
класса
Чтение
Хорошее
отношение
учителей
Домашние
животные
Спортивные
успехи
Карманные
деньги на расходы
Модная
одежда
Слайд 20
Выпишите, что вы никогда не сможете простить
человеку, с которым дружите или кого уважаете.
Объясните почему. Дополните список.
Хамство
?
Слабость характера
Грубость
?
Предательство
Жадность
подлость
?
Слайд 21
Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь.
но порой люди ею рискуют.
Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей
люди рисковали жизнью.
Два друга-альпиниста
в горах попали под обвал
камней. Один серьёзно
пострадал, а второй спас его ,
рискуя собственной жизнью.
Во время эпидемии
тифа врач помогал
больным, хотя знал,
что эта болезнь.
В 1941 году на фронт
уходили
тысячи добровольцев,
чтобы сражаться
с фашистскими войсками,
напавшими на нашу страну.
Предложите
Вашу
ситуацию.
Слайд 22
А что такое ценности?
Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению.
Нравственные ценности служат идеалом для всех людей.
Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.
Слайд 23
Укажите, что вы себе никогда не позволяете в
общении с человеком, которого любите и кем дорожите.
Объясните почему. Добавьте свои варианты.
Нагрубить
Говорить неправду
?
Обмануть
Повысить голос
?
Неопрятно выглядеть
?
Слайд 24
Что такое идеал?
Идеал
образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Слайд 25
Патриотизм ценностное отношение Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.
гражданственность
Слайд 26
Мировоззрение и его роль в жизни человека
Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Типы мировоззрения:
обыденное(житейское)
2. религиозное
3. научное
Слайд 27
Классификация типов мировоззрения.
Обыденное мировоззрение.
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.
Слайд 28
Научное мировоззрение
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Слайд 29
Религиозное мировоззрение.
Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Слайд 30
Мировоззрение и деятельность человека
Мировоззрение
Деятельность
Приведите примеры
Слайд 31
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Слайд 32
Вопросы
2. Для многих выбросить мусор в неподобающем месте - невелика беда. Представьте, что вы съели конфету. Что вы сделаете с обёрткой?
А)Незаметно выбросите куда-нибудь
Б) Поищете мусорную корзину
В) Положите в карман, чтобы выбросить в ближайшую урну для мусора
Г) Откровенно выкинете тут же на землю
1. Если человек нарушил нормы права, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключатся его наказание?
Слайд 33
Домашнее задание:
§ 4
Прочитать, знать определения.