Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
педагог-организатор
Повольских Т.В.
Методика воспитательной работы по формированию воспитательной работы
МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА НОВОЕ ЧАПЛИНО»
2011 г.
Слайд 2
Как и формирование других личностных качеств, процесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя:
развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;
организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения;
выработку навыков, привычек и культуры, дисциплинированного поведения;
формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.
Слайд 3
Рассмотрим содержание и методические основы воспитания каждого из составных частей данного качества.
Развитие у учащихся потребностно - мотивационной сферы в области дисциплины и культуры поведения. В педагогическом отношении для этого необходимо, чтобы учителя и классные руководители создавали такие условия и ситуации, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию.
Слайд 4
Существенное значение в этом отношении имеют:
поддержание в школе чистоты, санитарно-гигиенической культуры и образцового внутреннего порядка;
тактичное предъявление требований к учащимся;
высокое качество учебной работы;
разумная организация досуга учащихся;
установление благожелательных, гуманных отношений между ними и педагогами;
тактичный контроль за поведением.
Слайд 5
Например:
Если в школе просторный коридор, куда сходятся на переменах учащиеся нескольких классов, это создает предпосылки для шума, беготни и толчеи. В этом случае в нем расставляются цветы и мебель таким образом, чтобы ограничивать излишнюю резвость учащихся.
Тщательно налаживается подобная работа в первые дни и недели учебного года с тем, чтобы учащиеся соблюдали необходимый порядок и вырабатывали соответствующие стереотипы поведения.
Действенное дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает содержательная организация учебной и внеклассной работы.
Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования — замечаниям, записям в дневнике и т.д
Слайд 6
Все это необходимо учитывать и заботиться о том:
* чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся к овладению знаниями,
* увлекательности учебных занятий,
* заботы учителя об улучшении успеваемости. * организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения и формированию сознательного отношения к их соблюдению.
Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обусловливает необходимость:
- проведения содержательной морально-познавательной деятельности,
развития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка.
Эта задача решается прежде всего в процессе и средствами учебной работы.
Слайд 7
Большое значение имеет разъяснение правил поведения в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.). Тематика этой работы может включать в себя следующие вопросы: "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине учащихся", "В чем выражается культура поведения школьника» и т.д.
Усвоение правил и требований дисциплины создает у учащихся
соответствующие психологические установки в поведении
побуждает их сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами
способствует формированию взглядов и убеждений, которые становятся действенными стимулами развития нравственного сознания и соблюдения правил дисциплины и культуры поведения
выработка у учащихся навыков и привычек соблюдения дисциплины и культуры поведения
Слайд 8
Органической частью воспитания дисциплинированности и культуры поведения является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необходима организация упражнений в "правильном поступке"
Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практикуются так называемые "минутки тишины" и т.д.
Специальные упражнения иногда необходимы:
* чтобы приучить детей правильно сидеть в классе;
* поднимать руку при желании обратиться к учителю,
* спокойно выходить из класса после окончания урока и так же спокойно входить в класс
* занимать свое место после перемены
Слайд 9
В нашей школе ведется работа для приучения к точности начало различных видов внеклассной работы, чтобы учащиеся следили за временем. Также еженедельно устанавливается дежурство по классам при входе в школу, в гардеробе, коридорах. Дежурные наблюдают за порядком и дисциплиной, предупреждают об излишней резвости отдельных учащихся, что постепенно приучает их соблюдать чистоту и надлежащую тишину, шлифует культуру поведения. Осмысливая методические основы формирования у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необходимость использования всей системы методов воспитания:
убеждения
положительных примеров
упражнения
одобрения
осуждения
предъявления требований и др.