Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Использование проблемных ситуаций
на уроках
в начальной школе
Слайд 2
«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не только лишь памятью»
Л.Н. Толстой.
Слайд 3
Технологическая карта урока
Введение знания
Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана
Высказывание версий ответа
Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы
Этап постановки проблемы и актуализации знаний
Этап совместного открытия знаний
Этап самостоятельного применения знаний
Итог урока
Решение проблемы
Формулировка решения
Проверка решения с помощью учебника
Воспроизведение
Самостоятельное применение знаний
Итог урока
Слайд 4
Приемы создания проблемной ситуации
С удивлением
С затруднением
Слайд 5
Примеры проблемной ситуации на уроках
Тема «Скобки» математика 1 класс
Проблемная ситуация № 1
Учителю требуется предъявить классу два противоречивых факта.
Учитель Ученики
На доске запись.
8-3+4=9
8-3+4=1
Что вас удивило?
Что интересного заметили?
Какие вы видите факты?
На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
Левые части одинаковые, а правые разные.
Почему это произошло?
Слайд 6
Тема «Разделительный Ъ и Ь знаки»
Проблемная ситуация № 2
Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления
Учитель Ученики
Предлагаю написать словарный диктант ( двое пишут на скрытых досках, остальные на листочках)
Так как дети ещё не знают правила, возникает разброс мнений.
-Какое было задание?
Сколько мнений в классе?
Так чего мы ещё не знаем?
Так какая сегодня тема урока?
Написать слова.
Где пишутся Ь и Ъ знаки.
Правописание Ь и Ъ знаков.
Примеры проблемной ситуации на уроках
Слайд 7
Тема «Непроизносимая согласная» русский язык 3 класс
Проблемная ситуация № 3
Сложная ситуация. Состоит из двух шагов. 1 шаг –учитель обнажает житейское представление учеников. 2 шаг – сообщает научный факт.
Учитель Ученики
1 шаг.
Предлагаю написать слово грустный»
Как написали?
2 шаг.
Проверьте как написано в словаре.
Почему написали неправильно?
Чего мы ещё не знаем?
Какая сегодня тема урока?
«грусный»
Грустный
Мы его не слышим
Как пишутся такие слова?
Написание слов с непроизносимыми согласными.
Примеры проблемной ситуации на уроках
Слайд 8
Тема « Умножение» 2 класс
Проблемная ситуация №4
Учитель даёт невыполнимое задание.
Учитель Ученики
Даю задание на вычисление суммы одинаковых слагаемых.
4+4+4+4=16
Затем даю задачу « На одну детскую рубашку пришивают 4 пуговицы. Сколько пуговиц надо пришить на 450 рубашек?
Смогли записать выражение к этой задаче?
Почему? В чём затруднение?
Какой возникает вопрос?
Ученики испытывают затруднение.
Составляют выражение 4+4+4+ и т. д.
Нет.
Получается длинная запись.
Можно ли записать короче?
Примеры проблемной ситуации на уроках
Слайд 9
Тема « Умножение и деление на 100» 3 класс
Проблемная ситуация №5
Учитель даёт задание, с которым ученики до
настоящего времени не сталкивались
Учитель Ученики
Даю задание решить примеры:
8х10 30:3 5х100
60:6 90:10 500:100
Почему получились разные результаты? Чем отличаются примеры третьего столбика?
Так какая сегодня тема урока?
Чему мы должны научиться?
В последнем столбике ответы разные.
Там умножаем и делим на 100.
Умножение и деление на 100.
Примеры проблемной ситуации на уроках
Слайд 10
Тема « Сравнение углов» 3 класс
Проблемная ситуация №6
Сложная ситуация. Состоит из двух шагов. 1 шаг –учитель даёт практическое задание не похожее на предыдущее.2 шаг – аргументированно доказать , что задание не выполнено.
Примеры проблемной ситуации на уроках
Учитель Ученики
1-шаг
Даю задание сравните углы( на доске прямой, острый, тупой углы)
Каким способом вы сравнивали углы?
Теперь сравните такие углы ( два примерно равных).
Каким способом сравнивали?
2-шаг
А это точный способ?
Тогда вы можете утверждать, что углы равны?
Легко выполняют.
На глаз.
Они одинаковые.
На глаз.
Нет.
Нет.
Слайд 11
Мотивирующий прием «Яркое пятно»
Для этого могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из жизни, науки, культуры, шутки и т.д.
Главное – заинтриговать, захватить внимание учеников.