Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
. Выполнила: Алексеева Елена,
ученица 10 класса.
Руководитель: Алексеева Мария Ананьевна,
учитель математики.
Различные способы решения квадратных уравнений.
Слайд 2
Цель моей работы: рассмотреть и систематизировать различные способы решения квадратных уравнений.
Задачи:
Изучить литературу по теме исследования.
Провести опрос и систематизировать материалы.
Сделать выводы.
Методы: поиск, анализ, опрос, систематизация.
Объект исследования: алгебра.
Предмет исследования: квадратные уравнения.
Актуальность моей темы состоит в том, что учащиеся с 8-11 класс практически ежедневно сталкиваются с решением квадратного уравнения, и стараются как можно быстрее найти его корни, чтобы решить поставленные задачи.
Слайд 3
Опрос-анкета.
1)Умеете, ли вы решать квадратные уравнения?
А)Да Б)Нет
2)Возникают ли трудности у вас при решении квадратного уравнения?
А)Да Б)Нет
3)Часто ли вы решаете квадратные уравнения.
А)Да Б)Нет
4)Столько способов решения квадратного уравнения вы знаете?
Ответ:
5)Какой способ решения квадратных уравнений вы используете чаще других?
Ответ:
Слайд 4
Способы решения квадратных уравнений.
1. СПОСОБ: Разложение левой части уравнения на множители.
Решим уравнение х2 + 10х - 24 = 0. Разложим левую часть на множители:
х2 + 10х - 24 = х2 + 12х - 2х - 24 =
=х(х + 12) - 2(х + 12) = (х + 12)(х - 2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х + 12)(х - 2) = 0
Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = - 12. Это означает, что число 2 и - 12 являются корнями уравнения х2 + 10х - 24 = 0.
Ответ: х 1 =−12; х 2 =2.
Слайд 5
2. СПОСОБ: Метод выделения полного квадрата.
Решим уравнение х2 + 10х - 24 = 0. Выделим в левой части полный квадрат.
Для этого запишем выражение х2 + 10х в следующем виде:
х2 + 10х = х2 + 2• х • 5.
В полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х на 5. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 52,
получим х2 + 2• х • 5 + 52 = (х + 5)2.
Преобразуем теперь левую часть уравнения х2 + 10х - 24 = 0,
прибавляя к ней и вычитая 52. Имеем:
х2 + 10х - 24 = х2 + 2• х • 5 + 52 - 52 - 24 = (х + 5)2 - 25 - 24 = (х + 5)2 - 49.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х + 5)2 - 49 =0, (х + 5)2 = 49.
Следовательно, х + 5 - 7 = 0, х1 = 2, или х + 5 = -7, х2 = -12.
Ответ: х 1 =−12; х 2 =2.
Слайд 6
3. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений по формуле.
Решим уравнение: х2 + 10х -24 = 0,
где а = 1, b = 10, с = -24,
D = b2 - 4ac = 102 - 4 • 1 • (-24) = 100+96 =196= 14 2 ,
Таким образом, в случае положительного дискриминанта, т.е. при b2 - 4ac >0 , уравнение ах2 + bх + с = 0 имеет два различных корня.
х 1 = −????+ ???? 2???? = −10+14 2×1 = 4 2 =2;
х 2 = −????− ???? 2???? = −10−14 2×1 = −24 2 =−12.
Ответ: х 1 =−12; х 2 =2.
Слайд 7
4. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.
Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид
х2 + px + q = 0 (1).
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид
x1 x2 = q,
x1 + x2 = - p
Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).
а) Если сводный член q приведенного уравнения (1) положителен (q > 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p. Если р < 0, то оба корня отрицательны, если р > 0, то оба корня положительны.
б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q < 0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p < 0 , или отрицателен, если p > 0 .
Решим уравнение x2 + 10x - 24 = 0, где
х 1 × х 2 =−24 и х 1 + х 2 =−10, так как q = -24 < 0 и p = 10>0.
Значит х 1 =−12; х 2 =2.
Ответ: х 1 =−12; х 2 =2.
Слайд 8
5. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски».
Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение а2х2 + аbх + ас = 0.
Пусть ах = у, откуда х = ???? ???? ; тогда приходим к уравнению
у2 + by + ас = 0,
равносильно данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета.
Окончательно получаем х1 = ???? 1 ???? и х1 = ???? 2 ???? . При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
Решим уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0.
Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у2 – 11у + 30 = 0.
Согласно теореме Виета
у1 = 5 х1 = 5 2 x1 = 2,5
у2 = 6 x2 = 6 2 x2 = 3.
Ответ: х 1 =2,5; х 2 =3.
Слайд 9
6. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.
А. Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.
1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1,
х2 = ???? ???? .
Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение
x2 + b/a • x + c/a = 0.
Согласно теореме Виета
x1 + x2 = - b/a,
x1x2 = 1• c/a.
По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,
x1 + x2 = - а + b/a= -1 – c/a,
x1x2 = - 1• ( - c/a),
т.е. х1 = -1 и х2 = c/a, что м требовалось доказать.
Решим уравнение 345х2 – 137х – 208 = 0.
Решение. Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то
х1 = 1, х2 = ???? ???? =− 208 345 .
Ответ: х1 = 1, х2 =− 208 345 .
Слайд 10
Б. Приведенное уравнение
х2 + рх + q= 0 совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1,
b = р и с = q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней
принимает вид:
Формулу (3) особенно удобно использовать, когда р — четное число.
Решим уравнение х2 + 10х -24 = 0.
Имеем: х 1,2 =−5± (5 2) − −24 ,
х 1 =−12; х 2 =2.
Ответ: х 1 =−12; х 2 =2.
Слайд 11
7. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения.
Если в уравнении
х2 + px + q = 0
перенести второй и третий члены в правую часть, то получим
х2 = - px - q.
Построим графики зависимости у = х2 и у = - px - q.
График первой зависимости - парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости -
прямая (рис.1). Возможны следующие случаи:
- прямая и парабола могут пересекаться в двух точках,
абсциссы точек пересечения являются корнями квад- ратного уравнения;
- прямая и парабола могут касаться ( только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
- прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Решим графически уравнение х2 - 3х - 4 = 0 (рис. 2).
Решение. Запишем уравнение в виде х2 = 3х + 4.
Построим параболу у = х2 и прямую у = 3х + 4. Прямую
у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0; 4) и
N (3; 13). Прямая и парабола пересекаются в двух точках
А и В с абсциссами х1 = - 1 и х2 = 4.
Ответ: х1 = - 1; х2 = 4.
Слайд 12
8. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и
линейки.
Предлагаю следующий способ нахождения корней квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис. 5).
Допустим, что искомая окружность пересекает ось
абсцисс в точках В(х1; 0 ) и D (х2; 0), где х1 и х2 - корни уравнения ах2 + bх + с = 0, и проходит через точки
А(0; 1) и С(0; c/a) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD = OA • OC, откуда OC = OB • OD/ OA= х1х2/ 1 = c/a.
Центр окружности находится в точке пересечения
перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд
AC и BD, поэтому
Итак:
1) построим точки (центр окружности) и A(0; 1);
2) проведем окружность с радиусом SA;
3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.
Слайд 13
При этом возможны три случая.
1) Радиус окружности больше ординаты центра
(AS > SK, или R > a + c/2a), окружность пересекает ось Ох в двух точках (рис. 6,а) В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 - корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.
2) Радиус окружности равен ординате центра
(AS = SB, или R = a + c/2a), окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0), где х1 - корень квадратного уравнения.
3) Радиус окружности меньше ординаты центра
окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения.
Слайд 14
Решим уравнение х2 - 2х - 3 = 0 (рис. 7).
Решение. Определим координаты точки центра окружности по формулам:
Проведем окружность радиуса SA, где А (0; 1).
Ответ: х1 = - 1; х2 = 3
Слайд 15
9. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с
помощью номограммы.
Криволинейная шкала номограммы построена
по формулам (рис.11):
Полагая ОС = р, ED = q, ОЕ = а (все в см.), из
подобия треугольников САН и CDF получим
пропорцию
откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z2 + pz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы. Для уравнения z2 - 9z + 8 = 0 номограмма дает корни z1 = 8,0 и
z2 = 1,0 (рис.12).
Слайд 16
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод: квадратные уравнения играют огромную роль в развитии математики. Эти знания могут пригодиться нам на протяжении всей жизни.
Так как эти методы решения квадратных уравнений просты в применении, то они, безусловно, должно заинтересовать увлекающихся математикой учеников. Моя работа дает возможность по-другому посмотреть на те задачи, которые ставит перед нами математика.
Слайд 17
Список использованной литературы:
1. Алгебра 8 кл: Учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики /Н.Я.Виленкин, А.Н.Виленкин, Г.С.Сурвилло и др., Под ред Н.Я.Виленкина.-М.:Просвещение, 1997.
2.Морткович А.Г. Алгебра 8 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. Учреждений.-М.:Мнемозина, 2003.
3.Сборник задач по математике для поступающих в вузы: Учеб.Пособие/В.К. Егерев, Б.А.Кордемский, В.В.Зайцев и др; Под ред. М.И.Сканави-М.:СТОЛОТИЕ, 1997
4.Алимов Ш.А., Ильин В.А. и др. Алгебра, 6-8. Пробный учебник для 6-8 классовой средней школы. - М., Просвещение, 1981.
5. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы.
Изд. 57-е. - М., Просвещение, 1990. С. 83.
6. Кружепов А.К., Рубанов А.Т. Задачник по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М., высшая школа, 1969.
7. Окунев А.К. Квадратичные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1987.
8. Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. - М., Квант, № 4/82. С. 34.
9. Соломник В.С., Милов П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. - 4-е, дополн. - М., Высшая школа, 1973.
10. Худобин А.И. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. - М., Просвещение, 1970.
Слайд 18
Спасибо
за внимание.