Презентация - Краеведческий подход в экологическом образовании


Краеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образованииКраеведческий подход в экологическом образовании
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г.Перевоза» Тема «Краеведческий подход в экологическом образовании»
«Изучая предков, узнаём самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, и к чему мы должны стремиться» В.О. Ключевский Автор: Лисенкова Нина Ивановна учитель биологии МАОУ СШ №2 г.Перевоза

Слайд 2

Цель работы
Развитие активных личностных природоориентированных интересов, умений и навыков учащихся, через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность в пространстве родной традиционной культуры

Слайд 3

Задачи
Сбор и обработка информации в традициях неразрушающего природопользования местного населения. Педагогическое осмысление и популяризация художественно-промыслового компонента географически конкретной традиционной культуры как совокупности исторически развивающихся природохозяйственных форм, оптимальных в социоприродном пространстве этой культуры. Создание условий для формирования природоориентированного мироощущения личности ребёнка психолого-диагностическим путём, а именно, через вовлечение ребят в общение с носителями традиционной природоориентированной культуры.

Слайд 4

Аннотация
Краеведение в школе, воспитывая любовь к отчему краю, вовлекает школьников в практическую деятельность по охране окружающей природной среды во время различных внеклассных мероприятий. Экологическое краеведение помогает учащимся сельских школ глубже и всесторонне подойти к изучению памятников природы и истории, народных традиций своей местности. Краеведение имеет высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природносоциального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы. Конкретизация общечеловеческих ценностей на локальном уровне осуществляется в следующих взаимосвязанных направлениях: сохранение природы родного края и здоровья населения, культ предков, национальных традиций по экологически оправданному поведению, семейного уклада жизни. Краеведческий принцип позволяет целостно раскрыть локальные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, сформировать качество личности, составляющие основу экологической культуры

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7


Эффективность экологического образования и воспитания
=
Знания
+
Степень участия школьников в улучшении природного окружения

Слайд 8

Актуальность традиционной культуры
На уровне государства
Для этносов Нижегородской области
Для гражданина
Развитие патриотической и гражданской позиции
Решение проблем экологического кризиса
Обеспечивает сохранение и самобытность их культуры
Самореализует, находит воплощение своих интересов

Слайд 9

Экологически образованная личность
Познавательная активность (знания)
Эмоциональное восприятие природы (эстетические чувства)
Осмысление традиционной культуры
Практическая деятельность в улучшении природного окружения

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Контроль за успехами членов кружка и сравнение результатов со знаниями других учеников в школьных предметах, связанных с деятельностью кружка (географии, истории, биологии, ИЗО)
Качество уровня знаний участие в экологической деятельности
Качество уровня знаний учащихся (обучающихся на «4» и «5»)

Слайд 15

Участие в районных олимпиадах по биологии, географии, истории.

Слайд 16

Формирование у детей положительного эмоционального отношения к природе.
В результате анкетирования детей и их родителей удалось установить четыре группы детей по их эмоциональному отношению к природе. 1. Имеющие положительно-эмоциональное отношение к любым объектам природы. 2. Имеющие положительно-эмоциональное отношение только к интересующим их объектам. 3. Имеющие безразличное отношение к объектам природы, не проявляющие особый интерес к ним. 4. С явно выраженным неудовлетворительным отношением к окружающим природным объектам.
Год 2003 2004 2005 2006
1 28% 36% 64% 76%
2 22% 30% 25% 15%
3 44% 22% 11% 9%
4 6% 2% 0% 0%

Слайд 17

Участие школьников в экологической деятельности (5-9 кл.).



Слайд 18

Заключение
Этно-экология в качестве комплексного подхода к изучению родного края природы и жизни народа способствует тому, чтобы заинтересовать, вовлечь учащихся в работу по исследованию, сохранению и возрождению природы и культуры своей малой родины. Особенно ценно прямое общение учащихся с носителями конкретной традиционной культуры, «живое» участие в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры, где дети получают не только необходимые знания, умения и навыки по изучению традиционного экологического компонента, но показывает его культурное и экологическое значение. Многолетняя краеведческая работа с учащимися в целях их экологического образования помогла мне разработать свою методику экспедиционного сбора информации по различным природосберегающим фольклорно-этноэкологическим аспектам традиционной культуры родного края. Дальнейшую работу в этом направлении представляю в систематизации результатов материалов исследовательских этно-экологических проектов внутри района, создании карты этно-экологических троп Перевозского района, сборе материала для книги о фольклорно-мифологических природных объектах мира дикой природы и мира человека.

Слайд 19

Литература
1) Борейко, В.Е. Использование народных традиций и поверий в охране природы. // Неформальное экологическое образование детей. – Киев – Нижний Новгород: Просвещение, 1994. – с. 85-90. 2) Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В. Добрецова. – М.: Агропромиздат, 1988. – 239 с. 3) Козлов, Ю.Ф. Быт и нравы России. Очерки из истории государства Российского / Ю.Ф. Козлов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 560 с. 4) Семёнова, М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия / Мария Семёнова. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 560 с. 5) Экологическое образование школьников: (Сборник программ по экологии) / Сост.Л.Н. Шилова, И.М. Швец. – Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993. – 198 с. 6) Этноэкология:Сборник материалов / Под ред. О.А. Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.