Презентация - Теория и технология экологического образования детей

Нажмите для просмотра
Теория и технология экологического образования детей
Распечатать
  • Последний IP: 176.99.79.15
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 42
  • Просмотров: 3970
  • Скачиваний: 2691
  • Размер: 1.8 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Теория и технология экологического образования детей, слайд 1
Теория и технология экологического образования детей

Слайд 2

Теория и технология экологического образования детей, слайд 2
Материалы для подготовки Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста : монография Текст / Е. Б. Быстрай, Н. Е. Пермякова, Б. А. Артеменко, Н. В. Калашников, С. Д. Кириенко. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – 221 с.

Слайд 3

Теория и технология экологического образования детей, слайд 3

Слайд 4

Теория и технология экологического образования детей, слайд 4
Гончарова Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. — 335 с.

Слайд 5

Теория и технология экологического образования детей, слайд 5

Слайд 6

Теория и технология экологического образования детей, слайд 6
Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / сост. Е. А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. – 79 с.

Слайд 7

Теория и технология экологического образования детей, слайд 7

Слайд 8

Теория и технология экологического образования детей, слайд 8
План 1. Теория и технология экологического образования (Ти ТЭО) как дисциплина. 2. Экологическое образование в детском саду. 3. Технологический подход к экологическому образованию. 4. Формирование представлений у детей дошкольного возраста. 5. Методы экологического образования.

Слайд 9

Теория и технология экологического образования детей, слайд 9
1. Ти ТЭО как дисциплина Ти ТЭО – дисциплина, изучающая процесс экологического образования детей дошкольного возраста. Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста. Предмет: содержание, методы, приемы, средства, технологии и др. компоненты экологического образования .

Слайд 10

Теория и технология экологического образования детей, слайд 10
Сравните Наименование Цель Объект Предмет Методы Естественные науки Познание природы Природные объекты Строение, свойства, функции Наблюдение, опыт, эксперимент Экология Познание взаимосвязей Закономерности и взаимосвязи Организм, сообщество, человек и среда Наблюдение, моделирова-ние Психология Познание психики и психической деятельности Психика и психическая деятельность человека Темперамент, эмоции, интеллект Опросы, тесты, наблюдение, близнецовый Педагогика Познание педагогических процессов Педагогический процесс Формы, методы, средства, технологии Пед. наблюдение и пед. эксперимент Ти ТЭО Познание процесса э.о. Процесс э.о. Формы, приемы, средства, технологии Пед. наблюдение и пед. эксперимент

Слайд 11

Теория и технология экологического образования детей, слайд 11
Ти ТЭО Цель – эффективность процесса э.о. Задачи : -Зачем? Цель э.о. в дошкольном возрасте -Чему? Содержание э.о. -Как? Методы э.о. -Каким образом? Диагностика э.о.

Слайд 12

Теория и технология экологического образования детей, слайд 12
2. Экологическое образование в детском саду Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры , которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм , в системе ценностных ориентаций .

Слайд 13

Теория и технология экологического образования детей, слайд 13
Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры , система социальных отношений , общественных и индивидуальных морально-этических норм , взглядов , установок и ценностей , касающихся взаимоотношения человека и природы. Экологическая культура - это показатель личности , понимающей ценность природы, обладающей системой экологических знаний, экологическим сознанием, занимающейся экологической деятельностью, а также доброжелательно относящейся к природе Исламова К. И., Алматы, 2001

Слайд 14

Теория и технология экологического образования детей, слайд 14
Экологическая культура – это показатель нравственного воспитания личности , которая отличается доброжелательным отношением к окружающей среде, имеющая чувство ответственности перед предками и будущим поколением в сохранении, охране, защите всех объектов неживой и живой природы, владеющая основами экологических знаний, умений и навыков, сознающая себя частью природы, занимающаяся природоохранной деятельностью, передающая свой опыт, знания и навыки другим. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 96-99

Слайд 15

Теория и технология экологического образования детей, слайд 15
Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности. ( Edw ART. Словарь терминов МЧС, 2010) Экологическое сознание - это форма общественного сознания, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно практику отношений между человеком и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы "общество-природа"

Слайд 16

Теория и технология экологического образования детей, слайд 16
Структура экологического сознания Рациональный компонент Чувственно-эмоциональный компонент Поведенческий компонент Для благоприятного формирования экологического сознания необходимы соответствующие законы , общественное мнение и экологическое воспитание и образование с детских лет .

Слайд 17

Теория и технология экологического образования детей, слайд 17
Основные этапы развития методики I этап – идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка ( XVII -Я. А. Коменский, XVIII –Ж. Ж. Руссо, XVIII-XIX – И. Г. Песталоцци, XIX - XX – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова) II этап с 1919-1980-е – становление и развитие ознакомления детей с природой (В. Г. Грецова (1971), А. В. Запорожец, Л. С. Выготский; Н. Н. Подъяков, Е. И. Радина, А. П. Усова (1970-1980) и др.) III этап – с конца 1980-х г. - теория и методика экологического образования детей (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова)

Слайд 18

Теория и технология экологического образования детей, слайд 18
Этапы Э. О. I этап – 1970-1980 г. природоохранное образование II этап с 1980-1992 – экологическое образование III этап – с 1992 г. – экологическое образование как фактор устойчивого развития

Слайд 19

Теория и технология экологического образования детей, слайд 19
Основные аспекты экологического образования Научный (естественные, социальные, технические закономерности понятия, представления и термины, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимосвязи) – система знаний (представлений) Ценностный – осознание природы как универсальной ценности (познавательная, эстетическая, санитарно-гигиеническая и др.)

Слайд 20

Теория и технология экологического образования детей, слайд 20
Нормативный – система моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природе ( правила поведения ) . Деятельностный - деятельность, направленная на овладение приемами целевого и вероятностного мышления в области комплексной экологии, приобретение опыта, принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей. ( Деятельность )

Слайд 21

Теория и технология экологического образования детей, слайд 21
Концепция экологического воспитания (С. Н. Николаева, 1996) Цель э.в .- формирование начал экологической культуры – становление осознанно правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям , охраняющим и созидающим ее, создающим на основе ее богатств материальные и духовные ценности, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья , их зависимость от окружающей среды, осознание своих умений созидательного взаимодействия с природой.

Слайд 22

Теория и технология экологического образования детей, слайд 22
Содержание э.в. включает два аспекта: 1. Передача экологических знаний 2. Трансформация знаний в отношения Отношение складывается из познавательного, эстетического и гуманистического компонента Познавательный – ярко выраженный интерес к природе Эстетический – проявление внимания к внешним качествам явления и оценка Гуманистический - сочувствие, обеспокоенность, готовность к помощи

Слайд 23

Теория и технология экологического образования детей, слайд 23
Экологическое образование в рамках ФГОС ДО С 01 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». Завершение перехода на новый стандарт в дошкольном образовании к 2016 году.

Слайд 24

Теория и технология экологического образования детей, слайд 24
ФГОС ДО ФГОС ДО - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Реализация ФГОС ДО осуществляется через образовательные Программы . Исполнители - организации , ИП , а также родителями или их законными представителями в форме семейного образования. В Стандарте определены требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.

Слайд 25

Теория и технология экологического образования детей, слайд 25
Реализация ЭО № п/п Образовательная область Пути реализации 1 Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Одной из задач экологического воспитания является формирование ценностных ориентаций: осознание природы как универсальной ценности и формирование ответственного отношения к окружающему миру. Эмоциональная отзывчивость и сопереживание рождается из общения с миром природы – животными и растениями.

Слайд 26

Теория и технология экологического образования детей, слайд 26
Реализация ЭО № п/п Образовательная область Пути реализации 2 Познавательное развитие Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Все перечисленное входит в состав содержательного компонента различных программ в экологическом образовании.

Слайд 27

Теория и технология экологического образования детей, слайд 27
Реализация ЭО № п/п Образовательная область Пути реализации 3 Художественно-эстетическое развитие Понимание, в том числе, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 4 Речевое развитие Чтение книг о природе, знакомство с произведениями В. Бианки, Н. Сладкова, В. Чарушиной, К. Паустовского и др. помогает обогащению активного словаря, развитию культуры речи, приводит к пониманию различных жанров детской литературы

Слайд 28

Теория и технология экологического образования детей, слайд 28
Реализация ЭО № п/п Образовательная область Пути реализации 5 Физическое развитие Использование экологических подвижных игр, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Традиционно формирование навыков здорового образа жизни рассматривался как один из аспектов экологического образования. Батурина О. Ю. Реализация экологического образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования //Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: Сб. науч. Тр. Всерос. научно-практ. конф. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014.-Вып.13. С.88-93

Слайд 29

Теория и технология экологического образования детей, слайд 29
3. Технологический подход к экологическому образованию Цель : формирование основ ЭК Задачи : представления, отношение, качества Процесс : содержание, формы, методы, средства Результат : (диагностика) достижение цели Цель Результат Задачи Процесс

Слайд 30

Теория и технология экологического образования детей, слайд 30
4. Формирование представлений у детей дошкольного возраста Процесс формирования понятий Ощущение - отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Восприятие - отражение целых предметов или ситуаций объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение Понятие Восприятие Представление

Слайд 31

Теория и технология экологического образования детей, слайд 31
Восприятие: созерцание и наблюдение . Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первый взгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. « Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами » (Коменский Я. А. Великая дидактика. // Избр. пед. соч. – М., 1982. – Т.1, с. 384)

Слайд 32

Теория и технология экологического образования детей, слайд 32
Представление - чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представления: памяти и воображения . Понятие - высшая форма человеческого мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Слайд 33

Теория и технология экологического образования детей, слайд 33
Условия Средства Правильность восприятия - учет источников предварительных – правильных и ошибочных представлений (кошка, человек, собака –живое; дерево, земля –неживое, признак – движение) -наглядность – наблюдение преимущественно натуральных объектов - точное образное слово воспитателя -опыты с объектами (со снеговиком) - игры с натуральными объектами, в которых проявляются их свойства - неоднократный повтор Правильность представлений - вопросы воспитателя - упражнения по узнаванию и различию -моделирование -рисование по памяти Правильность понятий - постановка проблемы (что любит червяк) - логика при знакомстве с материалом (изменения в неживой природе- изменения в жизни растений- изменения в жизни животных-изменения в деятельности людей) -упражнения в классификации, сравнении, установлении причинно-следственных связей -моделирование - связь знаний с практической деятельностью (например уход за растениями) -задачи-задания (например, как нужно поступить, если нашли птенца )

Слайд 34

Теория и технология экологического образования детей, слайд 34
Методические приемы при формировании понятий Выявление признаков Сравнение Аналогия Абстрагирование Постановка и разрешение проблемы Вывод

Слайд 35

Теория и технология экологического образования детей, слайд 35
Виды знаний Факты - действительное, вполне реальное событие, явление Сведения- известие, информация. Знание о чем-либо. Вопросы истории, знания об выдающихся деятелях, сведения о жизни растений и животных. Термин - название определенного понятия Закон – отражает существенные связи ограниченной совокупности фактов Идея - мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты

Слайд 36

Теория и технология экологического образования детей, слайд 36
Экологические знания : взаимосвязь организма со средой обитания, приспособленность (адаптация) организма к среде обитания, среда обитания, экосистема, цепи питания, взаимодействие человека с природой Экологическая идея : любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни.

Слайд 37

Теория и технология экологического образования детей, слайд 37
Экологические закономерности : Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. 3) Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе индивидуального развития. В дошкольном возрасте критериями отбора знаний являются наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность .

Слайд 38

Теория и технология экологического образования детей, слайд 38
Принципы отбора содержания в рамках ЭО Научность Регионализм Доступность Системность Гуманистичность Преемственность Прогностичность Деятельность Интеграция Целостность Конструктивизм (нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация)

Слайд 39

Теория и технология экологического образования детей, слайд 39
5. Методы экологического образования Метод – способ взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленный на решение образовательных и воспитательных задач. Функции метода : - информационно-образовательная; - эмоционально-воспитательная; -организационно-управленческая.

Слайд 40

Теория и технология экологического образования детей, слайд 40
Структура метода - цель (например, дети 4-5 лет: метод наблюдения , наблюдение за растениями, цель – выяснить что где растет) - объем содержания (одуванчик растет на лугу, никто его не сажает и никто за ним не ухаживает, цветочки превращаются в семянки с пушинками-парашютиками, которые разносятся ветром; анютины глазки растут на клумбе, их сажают люди для красоты и ухаживают за ним) - обобщение, вывод (есть растения, которые растут в природе сами, а есть которые растут на клумбе, их сажают люди).

Слайд 41

Теория и технология экологического образования детей, слайд 41
Классификация методов По источнику знания : - словесные (рассказ, беседа, чтение детской литературы, экологические сказки) - наглядные (демонстрация натуральных объектов, демонстрация изобразительных средств, демонстрация опытов, демонстрация с использованием технических средств) - практические (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, исследование, проект) - игровые (дидактические игры)

Слайд 42

Теория и технология экологического образования детей, слайд 42
Методические приемы Методический прием – часть метода, с помощью которой он реализуется. Различают : - логические приемы (сравнение, выявление признаков, постановка проблемы, вывод и др.) - игровые приемы (загадки, элементы интриги, сюрпризы и др.) - организационные приемы (работа с группой детей, со всем коллективом, индивидуально, расположение детей полукругом стоя, сидя за столиками, сидя на диване, сидя на ковре и т.п.) - технические (техническое исполнение, либо привлечение наглядных пособий или технических средств) Например, читая рассказ, фоном можно включить музыку.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.