Презентация - Социализация учащихся на уроках обществознания посредством развития их творческого потенциала

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1



«Социализация учащихся на уроках обществознания посредством развития их творческого потенциала». Выполнила: Запорожцева Галина Юрьевна, учитель обществознания ГБОУ ООШ с. Четыровка Кошкинского района, Самарской области  

Слайд 2

Актуальность темы
Современное общество нуждается в высокообразованных, ини-циативных людях, способных творчески реформировать общес-тво и увеличивать интеллектуальный потенциал страны. Выпус-кники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию самого себя. Педагоги в современных условиях начинают осознавать, что ис тинная цель обучения не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач.

Слайд 3

Нормативно- правовая база
«Одним из «основных направлений организации воспитания в общеобразовательных учреждений – это воспитание положительного отношения к творчеству: формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека»1 Из Национальной образовательной инициативы«ННШ» по словам Д.А.Медведева-«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учи-теля – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятель-ными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, вниательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего»2    

Слайд 4

Проблемы и противоречия
Исходя из новых требований к образованию, обучающи-еся должны научится самостоятельно находить знания, изучать их, умело применять их в жизни, творчески мыслить. Однако не всем обучающимся это под силу, поскольку у большинства детей недостаточно развита творческая активность, возникает противоречие Учитель должен научить процессу добывания знаний. Обществу нужны высокообразованные граждане, но существует ещё проблема консервативного подхода к образованию, возникает другое противоречие. Из данных противоречий возникает проблема.

Слайд 5

Проблема
Какие педагогические условия являются необходимыми и достаточными для разви-тия творческой активности обучающихся на развития творческой активности обучающихся на уроках обществознания посредством игровых технологий, использовать данные игровые технологии для развития творческой активности

Слайд 6

Цель:
выявить возможности развития творческой активности обучающихся на уроках обществознания посредством игровых технологий, использовать данные игровые технологии для развития творческой активности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию.

Слайд 7

Задачи:
оказывать помощь учащимся в реализации познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении; - воспитывать  уважительное отношения друг к другу, правам и обязанностям окружающих людей; - формировать у учащихся умение защищать свои права и выполнять обязанности; - учить детей применять полученные знания на практике.

Слайд 8

Ожидаемые результаты
Повысится уровень творческой активности обучающихся на уроках обществознания; Будет создана методическая база игровых технологий, которые можно будет использовать на уроках обществознания; Созданы комфортные условия для развития творческой активности обучающихся; Обучающийся на уроке творчески активен, инициативен, мобилен.

Слайд 9

Игровые технологии
Для развития творческой активности обучающихся на уроках физики применяю игровые технологии в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела; как элементы ( иногда весьма существенные) более общирной технологии; в качестве урока или его части (введение, опрос, объяснения, закрепления, упражнений, контроля) - как игры творческие, сюжетно – ролевые( более показательны в этом плане- игры- путешествия); - как технологии внеклассной работы.

Слайд 10

Игровые педагогические технологии
Понятие «Игровые педагогические технологии» включают достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогичес-ких игр. По характеру педагогического процесса выделяются следую щие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контроли-рующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические и др.  

Слайд 11

Классификация по структурным элементам урока
Игры для изучения нового материала Игры для закрепления Игры для проверки знаний Обобщающие игры Релаксационные игры-паузы Деление игр по количеству участников: Групповые Индивидуальные Диалоговые Массовые

Слайд 12

Технологический блок
С целью подтверждения применения игровых технологий, способствующих развитию творческой активности обучающихся на уроках обществознания были проведены серии уроков в 5-9 классах с использованием данных технологий. В качестве примера представляю урок по теме «Использование образовательных технологий на уроках обществознания», который позволяет рационально организовать творческий поиск учащихся, исследовательскую деятельность. Это урок – обобщение.

Слайд 13

Тип урока Урок  с применением игровых технологий( Урок- обобщение) Актуальность использования средств ИКТ Использование игровых технологий позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, развитие творческих способностей.

Слайд 14

Цель урока: Проверить знания и умения учащихся по теме «Использование образовательных технологий на уроках обществознания Задачи урока: Обучающие: - Сформировать у учащихся базовые знания обществознанию; - Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма;   - Формировать исторически грамотную, креативную, самостоятельную, ответственную и социально-активную личность; Развивающие: - Развивать умение всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний, самостоятельно, творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем. - способствовать развитию  умения работать с информацией на компьютере;    

Слайд 15

Воспитательные: - воспитывать умение работать самостоятельно,  коммуникабельность, толерантность, любознательность,  трудолюбие, аккуратность; - вовлечь в активную, творческую, исследовательскую деятельность. Вид используемых на уроке оборудование и средств ИКТ: - игрушечные машинки, песок, наклонная плоскость; - мультимедийные  презентации; - карточки для индивидуального задания. Необходимое аппаратное и программное обеспечение: - компьютеры; - локальная сеть; -выход в Интернет; -проектор; -демонстрационный  экран.

Слайд 16

Организационная структура урока .   Описание некоторых образовательных технологий. Игровая технология. Цель учебной игры: создание игрового состояния, эмоционального отношения ребёнка к исторической и обществоведческой действительности. Задачи  учебной игры:   «проживание» истории или ситуации; формирование исторического мышления;   успешная социализация  современной личности; развитие мыслительных навыков учащихся. Виды учебных игр: Деловые игры, тренинговые игры, реконструктивные игры(Не ролевые, ролевые), театрализованные представления, театрализованные игры .

Слайд 17

Диаманта – это стихотворение из шести строк, которое пишется по определённым правилам.  1 существительное 2 прилагательных 2 глагола к существительному 2 глагола, противоположных предыдущим двум 2 прилагательных, противоположных предыдущим двум 1 существительное, противоположное первому. Например:                                                  Толпа Серая, иррациональная Крушит, бежит Созидает, думает Яркая, ответственная Личность 

Слайд 18

  —     Приём «составление синквейна» Синквейн – стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. 1 существительное 2 прилагательных 3  глагола предложение из 4-х слов 1 существительное - вывод. Например: Бонапарт Смелый,      решительный Сражается,  завоёвывает,  стремится Он был великим полководцем Император

Слайд 19


·        Приём «составления хайку» я видел (я был…) …                                                                  я делал…                                                                 ощущение…

Слайд 20

Этапы группового взаимодействия: 1.       Разминка (обсуждение эпиграфа, игровой момент, инсценирование) - Можно использовать приём «Мягкая посадка»- дети в начале урока все стоят, учитель задаёт каждому по вопросу, ответивший садится. - «Алфавит» - на каждую букву алфавита дети называют понятие, историческую личность, термин. Например, по теме «Революция 1917 года». А – Аврора Б – большевики В – Временное правительство Г – Гучков Д – Деникин В конце игры можно попросить учащихся отметить 3 слова, без которых невозможно понятие «революция».

Слайд 21

2.       Объединение учащихся в группы. Подходы: - работа в малых группах (диада, триады); - ролевое распределение в группах по 4-5 человек (спикер, критик, содокладчик, хранитель времени, секретарь). Принципы формирования в группы: - свободный (по желанию учащихся); - организованный учителем.         3. Организация учебной деятельности в группе: - усвоение учебных задач, стоящих перед группой; - процесс поиска лучшего решения; - суммирование мнений, подведение итогов; - презентация группового решения, поставленной задачи.

Слайд 22

4. Рефлексия. Эффективность этого этапа зависит от желания детей к самоанализу. Правило 3-х «нельзя»: - нельзя говорить то, что уже сказано; - нельзя отказаться от сообщения своего мнения; - нельзя прятать за высказыванием своего дурного настроения. На этапе рефлексии я использую приёмы критического мышления: - составление хайку; - составление диаманты;                       - составление синквейна.

Слайд 23

Критерии оценивания результата
Критерий уровня мотивации Показатель уровня мотивации Критерий оценивания
Высокий Работает творчески и самостоятельно 3
Средний Проявляет активность в определенных ситуациях 2
Низкий Пассивен, слабо проявляет активность 1

Слайд 24

Нормативная база
Закон РФ «Об образовании РФ» Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р) Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 ― 2020 годы Федеральная Целевая программа Российского образования (2011 – 2015гг.) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (утвержденная Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761    

Слайд 25

Выводы:
Использование игровых технологий позволяют: - добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала; - значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти; - создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению познавательного интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний; - развиваются творческие начала, самостоятельность, способность анализировать, сравнивать, обобщать; - развивается творческая активность учащихся, формируется положительная мотивация к изучаемому предмету. - учащиеся вовлекаются в активную творческую, исследовательскую деятельность;

Слайд 26

Список используемых источников и литературы
Шмаков Сталь Анатольевич . Игра учащихся как педагогический феномен культуры . Дис. д-ра пед.наук.- М.1997.-409с. Крутецкий В.А.,Лукин Н.С . Психология подростка. М.:“Просвящение“,-1965.-150с Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории и обществознания. – М.: «Просвещение», 1998 г. 2. Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2000 г. 3. Шмаков Сталь Анатольевич . Игра учащихся как педагогический феномен культуры . Дис. д-ра пед.наук.- М.1997.-409с.