Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТЕМА: Система обучения иностранным языкам План Понятие «система обучения» и ее компоненты Подход к обучению как методическая категория Цели и задачи обучения Содержание обучения ИЯ
Слайд 2
Система - упорядоченная и внутренне организованная совокупность взаимосвязанных и образующих единство объектов. 1. Понятие «система обучения» и ее компоненты
Слайд 3
Компоненты системы образования Дошкольное образование Школьное образование Профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование
Слайд 4
Система обучения ИЯ - совокупность основных компонентов учебного процесса, определяющих отбор учебного материала для занятий, формы и способы его подачи на уроке, методы и средства обучения.
Слайд 5
Система обучения ИЯ
Слайд 6
Характерные особенности системы обучения – функциональность – способность реализации системы в процессе обучения под влиянием поставленной цели; – сложность - состоит из многих компонентов (подсистем), которые в процессе обучения вступают в определенные взаимоотношения друг с другом и со средой; – открытость - система испытывает влияние со стороны среды и готова включать в свою структуру новые компоненты, отражающие достижения в развитии методики и смежных с нею дисциплин
Слайд 7
Формы обучения ИЯ По взаимодействию обучаемого и обучающего - контактное и дистантное По способу организации - активное и информативное По связи содержания обучения с будущей профессией - контекстное и внеконтекстное По реализации в обучении принципа сознательности - интуитивное и сознательное По характеру взаимодействия между преподавателем и учащимися - ориентированное на учителя и ориентированное на ученика
Слайд 8
2. Подход к обучению как методическая категория Термин подход к обучению (англ. approach - подход, подступ) был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми поль зуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им . Будучи компонентом системы обучения языку, подход выступает в качестве самой общей методологической основы обучения, характеризуя существующие точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. М. В. Ляховицкий называет четыре общих подхода, определяемых им с позиции психологии овладения языком: – бихевиористский - овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы; – индуктивно-сознательный - овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи; – познавательный (когнитивный) – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкции к речевыми навыкам и умениям на основе усвоенных знаний; – интегрированный – органическое соединение в ходе заня тий сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями.
Слайд 9
По объекту обучения языковой подход - ориентация занятий на овладение языком как системой, состоящей из единиц языка разного уровня и правил их построения и использования в общении; речевой подход - обучение строится на основе речевых образцов, отражающих содержание актуальных для обучающихся сфер, тем и ситуаций общения; речедеятельностный подход - речевая деятельность как процесс приема и передачи информации, обусловленный ситуацией общения и опосредствованный системой языка.
Слайд 10
По способу обучения языку прямой (интуитивный) подход - овладение языком путем слушания и интуитивного усвоения единиц языка при исключении родного языка из системы обучения; сознательный (когнитивный) подход - осознание, понимание учащимися единиц языка и формирование способности объяснять выбор и употребление таких единиц в процессе общения; деятельностный подход - постановка и решение учащимися конкретных учебных задач в ситуации реального общения; социокультурный подход - тесное взаимодействие языка и культуры его носителей.
Слайд 11
Цель обучения - заранее планируемый результат деятельности по овладению языком, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения. 3. Цели и задачи обучения
Слайд 12
Цели обучения сформулированы в: законе Российской Федерации «Об образовании» (1992), госстандартах, программах .
Слайд 13
Коммуникативная компетенция - «способность решать средствами ИЯ актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» (Азимов Э. Г, Щукин А. Н.). Коммуникативная компетенция - это способность человека адекватно ситуации реального общения организовать свою речевую деятельность в говорении, письме, чтении и аудировании (Зимняя И. А.).
Слайд 14
Коммуникативная компетенция включает следующие виды компетенции: лингвистическую c оциолингвистическую дискурсивную стратегическую социокультурную социальную.
Слайд 15
Лингвистическая компетенция – это способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения
Слайд 16
Социолингвистическая компетенция - это способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом.
Слайд 17
Социокультурная компетенция – готовность и способность к ведению диалога культур, готовность и способность жить и взаимо-действовать в современном поликультурном мире.
Слайд 18
Дискурсивная компетенция – представляет собой целостную способность порождать и воспринимать тексты различных типов (жанров) для достижения коммуникативного намерения субъекта речи в определенной ситуации общения.
Слайд 19
Стратегическая компетенция — это способность использовать вербальные и невербальные средства (стратегии), к которым прибегает человек в случае, если коммуникация не состоялась (переспрос, запрос нового слова, повторное прочтение фразы, непонятного места в тексте, использование жестов, мимики и др.).
Слайд 20
Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
Слайд 21
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Лингвистичес-кая компетенция Дискурсивная компетенция Прагматическая компетенция Стратегическая компетенция Социокультур-ная компетенция Оформление речи Построение текстов Достижение цели Обход препятствий Учет культуры Лексика и грамматика Диалог и монолог Намерение результат Стратегии речи Нормы и традиции Лексико-грамматические навыки Коммуникативная деятельность Передача и восприятие смысла Гибкость речевых форм Предупреждение культурного шока Работа с лексико-грамматическим материалом Типология коммуникативных заданий Обучение пониманию и соответствию смысла Формирование стратегий коммуникации Социокультурные, кроскультурные и межкультурные стратегии Ученик Учитель
Слайд 22
Цели обучения практическая - овладение учащимися языком как средством общения, а также формирование ряда общеучебных умений ; общеобразовательная - использование изучаемого языка для повышения общей культуры учащихся, расширения их кругозора, знаний о стране изучаемого языка и - посредством языка - об окружающем мире в целом ; воспитательная - отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование положительного отношения к языку, культуре народа, говорящего на этом языке, отношения, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности ; развивающая - деятельность преподавателя, направленная на развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению языка, таких свойств личности, как устойчивые положительные эмоции, волевые качества, память и др.
Слайд 23
Задачи обучения - объективное отражение целей обучения применительно к конкретному этапу и условиям занятий
Слайд 24
Практическая цель обучения ИЯ
Слайд 25
Цели и задачи обучения ИЯ
Слайд 26
Содержание обучения – совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения 4. Содержание обучения ИЯ
Слайд 27
Содержание обучения ИЯ включает: Лингвистический компонент Психологический компонент Методологический компонент
Слайд 28
Содержание обучения ИЯ включает : сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.); ЯМ, правила его оформления и навыки оперирования ими; комплекс специальных (речевых) умений; систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны ИЯ, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими; учебные и компенсирующие (адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда.
Слайд 29
Принципы отбора содержания обучения необходимость и достаточность содержания для достижения поставленной цели обучения; доступность содержания обучения для его усвоения.
Слайд 30
Содержание обучения Объект обучения (teaching) Объект усвоения(learning) Результат обучения (competence) Язык (language) Знания (knowledge) Языковая компетенция (linguistic competence) Речь (speech) Навыки (habits) Речевая компетенция (speech activites) Речевая деятельность (speech a ctivit i es) Умения (skills) Коммуникативная компетенция (intcrcultuval competence) Культура (culture) Межкультурная коммуникация (intercultural competence) Социокультурная компетенция (sociocultural competence)
Слайд 31
Аспекты Компоненты Предметный Сферы общения (бытовая, социально-культурная, учебная и профессиональная); темы, составляющие предмет обсуждения/ восприятия и входящие в сферы речевого общения; ситуации общения письменные и устные; тексты, которые представляют собой связную последовательность устных и письменных высказываний; социокультурный компонент; языковые знания и навыки Процес-суальный Речевые навыки; речевые умения; компенсационные умения; учебные умения, связанные с интеллектуальными процессами; учебные умения, связанные с организацией учебной деятельности
Слайд 32
Спасибо за внимание!