Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
И. Г. Сухин
Педагогам о междисциплинарном здоровьесберегающем курсе
«Шахматы – школе»
Слайд 2
30.08.2019: Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева подтвердила: шахматы, интеллектуальное развитие, аналитическое мышление – взаимосвязанные вещи... И ранее:
15.02.2019: О. Ю. Васильева: « Шахматы – это не спорт, это искусство, это наука и творчество».
20.01.2017: О. Ю. Васильева: « Ничто не развивает ребенка так, как шахматы».
23.09.2016: О. Ю. Васильева: « Я уверена, что спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности».
Слайд 3
27 августа 2019 года президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Владимирович Дворкович сообщил ТАСС, что:
1) шахматы должны использоваться «в качестве образовательного инструмента в школах для улучшения интеллектуальных способностей» ;
2) «шахматы должны использоваться именно как средство образования, а не как обязательная игра» . Именно это изначально заложено в курсе «Шахматы – школе» и позволяет педагогам качественно проводить шахматные занятия.
Слайд 4
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»
Слайд 5
Курс «Шахматы – школе» апробирован в большом количестве отечественных регионов и обеспечен всеми необходимыми материалами.
В него входят:
1) рабочие программы 4-х лет обучения;
2) учебники для учеников (в 2-х частях);
3) пособия для учителя;
4) рабочие тетради (в 2-х частях);
5) тетради для проверочных работ;
6) задачники.
Слайд 6
КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ?
Ключевая фигура на уроке шахмат – учитель .
Главный аспект – не требовать от учителя невозможного!
Чтобы не превратить уроки шахмат в профанацию, следует максимально упростить работу педагога, не в ущерб содержательности.
Поскольку цель уроков – системное развитие мышления, то преподавать следует по «Шахматно-задачной технологии обучения», легко осваиваемой учителями даже изначально не знающими правил шахматной игры.
Слайд 7
В основе научного подхода «Шахматы – школе» – высветить всё то, что могут подарить шахматы детям, и реализовать в учебном курсе, любимом и детьми, и учителями.
Цель уроков шахмат – чётко структурированное, поэтапное развитие мышления детей, а процесс обучения шахматным азам – средство, инструмент, фон, на котором протекает развитие. Именно на это ориентирован курс «Шахматы – школе».
В курсе учтено, что лишь небольшой процент российских учителей начальных классов и воспитателей детских садов умеет играть в шахматы.
Слайд 8
Курс «Шахматы – школе» – это единая, целостная система – волшебный квадрат «Математика, логика, чтение, русский язык» в сердцевине которого находятся шахматы.
Слайд 9
ШАХМАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ ЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ БУКВЕННО-РЕЧЕВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ
Слайд 10
Настоящий урок в начальной школе – это сочетание тайны,
таинственности
(по А. М. Волкову)
и смеха, юмора
(по Н. Н. Носову и Э. Н. Успенскому).
Слайд 11
Поэтому каждый урок курса «Шахматы – школе» одновременно:
1) урок-сказка; 2) урок-театр;
3) урок-дидактическая игра; 4) урок-тайна; 5) урок-удивление; 6) урок-погружение в мир забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок-сотворчество; 9) урок-здоровьесбережение.
Слайд 12
Основу работы педагога по курсу «Шахматы – школе» составляет организация процесса решения учениками занимательных головоломок, составленных с помощью шахматного материала (шахматных фигур на шахматных досках), и проведение доступных дидактических игр.
Слайд 13
Подчас учитель начальных классов упускает на уроках то, что лежит между условием задачи и ее ответом. Учителя нередко требуют получение правильного ответа, не интересуясь ходом рассуждений ученика.
При работе по «Шахматно-задачной технологии» ключевым становится именно акцент на ход мыслей ребенка, который привел его к правильным или к неправильным выводам.
Слайд 14
Каждый урок рассматривается как четко структурированная здоровьесберегающая система решения постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и организация развивающих дидактических игр.
Слайд 15
Практика доказала, что для учащихся начальных классов шахматные задачи и головоломки курса «Шахматы – школе» часто оказываются интереснее, чем игра в шахматы.
Неудивительно, что многочисленные опросы детей, с которыми занимались по «Шахматно-задачной технологии», показали, что урок шахмат нравится почти 100% учеников. Есть мотивация – есть и успешность!
Слайд 16
Практика показала также, что при качественном преподавании курса «Шахматы – школе» большая часть детей:
1) учится на 4 и 5 почти по всем предметам основной школьной программы;
2) приобретает способность выполнять домашние задания по всем предметам без помощи родителей;
3) в дальнейшем успешно поступает в вузы.
Безусловно, родителей не может не радовать такая перспектива.
Слайд 17
О заблуждениях
Типичным заблуждением является то, что шахматы полезны сами по себе. Это не так – шахматы для системы образования инструмент . Всё дело исключительно в том, как он используется . А с 2016 года в ряде регионов как грибы стали появляться шахматные учебники, которые стали навязываться системе образования как «школьные». Работать по ним учителям невозможно.
Слайд 18
Во всех этих «школьных» учебниках заявленная цель – научить детей играть в шахматы . При этом учить должны учителя, которые сами не умеют играть и только что получили сертификат на право преподавания (на краткосрочных курсах повышения квалификации). Это тупиковый путь.
И эти учителя должны всего при одном уроке в неделю научить всех детей именно играть в шахматы?! Большую глупость и придумать трудно – если мы говорим о массовой школе , а не о педагоге-уникуме! Это ведёт лишь к профанации великой идеи.
Слайд 19
Там не учитывается, к примеру, что неопытный учитель не сможет качественно проконтролировать даже одну пару играющих в шахматы на предмет нарушения правил шахматной игры. Особенно, если сделан недопустимый правилами ход (а это будет сплошь и рядом) и т.п.
А на курсах повышения квалификации авторы подобных учебников уверяют учителей, что шахматы – лёгкая игра. Это не так, это – ложь. Чтобы научиться играть в шахматы даже на мало-мальски приемлемом уровне нужно пуд соли съесть
А вот в курсе «Шахматы – школе» с применением «Шахматно-задачной технологии» всё учтено!
Слайд 20
Основные отличия курса «Шахматы – школе» от других курсов:
1) курс научно обоснован; 2) курс максимально практико-ориентирован; 3) курс – здоровьесберегающий; 4) для курса разработана эффективная технология обучения – шахматно-задачная (включающая комплекс развивающих занимательных заданий и дидактических игр); 5) курс реализуется в двух вариантах: трёхлетний (со 2-го по 4-й классы) и четырехлетний (с 1-го по 4-й классы); 6) курс доступен для учителей с изначально нулевой шахматной подготовкой; 7) курс пронизан межпредметными связями со многими учебными дисциплинами; 8) курс диагностируем, так как способность действовать «в уме» имеет 5 диагностируемых этапов развития.
Слайд 21
Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 272 с.
Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 272 с.
Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 304 с.
Сухин И. Г. Еще раз о концепции федерального курса «Шахматы – школе» // Интеллектуал Зауралья (шахматное образование) – 2016: сборник материалов для участников VI областного фестиваля по шахматам «Папа Мама Школа Я Шахматная семья». 14 декабря 2016 г. / Курган: Институт развития образования и социальных технологий», 2016. – С. 20- 28.
Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 40 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – 5-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 84 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с.
Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 104 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.
Слайд 22
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 88 с.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 120 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 32 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с.
Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 224 с.
Слайд 23
С реальным положением дел по тематике шахматного образования можно познакомиться только в новостях Сайта шахматного всеобуча – на главной странице сайта
Слайд 24
И. Г. Сухин – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (Москва), Почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха, методолог шахматного всеобуча в РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), руководитель Интернет-проектов "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" – и "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)" –
И. Г. Сухин – автор Федерального курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии, Италии, Словении и США суммарным тиражом около 2,0 млн. экземпляров. Ряд работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ". Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, разнообразные затеи для начальной школы, литературные тесты, викторины и др. Презентацию подготовил 1 0.09.2019 И. Г. Сухин.