Презентация - Педагогам о междисциплинарном здоровьесберегающем курсе «Шахматы – школе»

Нажмите для просмотра
Педагогам о междисциплинарном здоровьесберегающем курсе «Шахматы – школе»
Распечатать
  • Последний IP: 54.36.148.192
  • Уникальность: 83%
  • Слайдов: 24
  • Просмотров: 3681
  • Скачиваний: 2354
  • Размер: 1.71 MB
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

И. Г. Сухин Педагогам о междисциплинарном здоровьесберегающем курсе «Шахматы – школе»

Слайд 2

30.08.2019: Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева подтвердила: шахматы, интеллектуальное развитие, аналитическое мышление – взаимосвязанные вещи... И ранее: 15.02.2019: О. Ю. Васильева: « Шахматы – это не спорт, это искусство, это наука и творчество». 20.01.2017: О. Ю. Васильева: « Ничто не развивает ребенка так, как шахматы». 23.09.2016: О. Ю. Васильева: « Я уверена, что спорт, шахматы и музыка – это три кита, на которых основывается воспитание гармоничной личности».

Слайд 3

27 августа 2019 года президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Владимирович Дворкович сообщил ТАСС, что: 1) шахматы должны использоваться «в качестве образовательного инструмента в школах для улучшения интеллектуальных способностей» ; 2) «шахматы должны использоваться именно как средство образования, а не как обязательная игра» . Именно это изначально заложено в курсе «Шахматы – школе» и позволяет педагогам качественно проводить шахматные занятия.

Слайд 4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРС «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ»

Слайд 5

Курс «Шахматы – школе» апробирован в большом количестве отечественных регионов и обеспечен всеми необходимыми материалами. В него входят: 1) рабочие программы 4-х лет обучения; 2) учебники для учеников (в 2-х частях); 3) пособия для учителя; 4) рабочие тетради (в 2-х частях); 5) тетради для проверочных работ; 6) задачники.

Слайд 6

КАК ОБЛЕГЧИТЬ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ? Ключевая фигура на уроке шахмат – учитель . Главный аспект – не требовать от учителя невозможного! Чтобы не превратить уроки шахмат в профанацию, следует максимально упростить работу педагога, не в ущерб содержательности. Поскольку цель уроков – системное развитие мышления, то преподавать следует по «Шахматно-задачной технологии обучения», легко осваиваемой учителями даже изначально не знающими правил шахматной игры.

Слайд 7

В основе научного подхода «Шахматы – школе» – высветить всё то, что могут подарить шахматы детям, и реализовать в учебном курсе, любимом и детьми, и учителями. Цель уроков шахмат – чётко структурированное, поэтапное развитие мышления детей, а процесс обучения шахматным азам – средство, инструмент, фон, на котором протекает развитие. Именно на это ориентирован курс «Шахматы – школе». В курсе учтено, что лишь небольшой процент российских учителей начальных классов и воспитателей детских садов умеет играть в шахматы.

Слайд 8

Курс «Шахматы – школе» – это единая, целостная система – волшебный квадрат «Математика, логика, чтение, русский язык» в сердцевине которого находятся шахматы.

Слайд 9

ШАХМАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ ЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ БУКВЕННО-РЕЧЕВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ

Слайд 10

Настоящий урок в начальной школе – это сочетание тайны, таинственности (по А. М. Волкову) и смеха, юмора (по Н. Н. Носову и Э. Н. Успенскому).

Слайд 11

Поэтому каждый урок курса «Шахматы – школе» одновременно: 1) урок-сказка; 2) урок-театр; 3) урок-дидактическая игра; 4) урок-тайна; 5) урок-удивление; 6) урок-погружение в мир забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок-сотворчество; 9) урок-здоровьесбережение.

Слайд 12

Основу работы педагога по курсу «Шахматы – школе» составляет организация процесса решения учениками занимательных головоломок, составленных с помощью шахматного материала (шахматных фигур на шахматных досках), и проведение доступных дидактических игр.

Слайд 13

Подчас учитель начальных классов упускает на уроках то, что лежит между условием задачи и ее ответом. Учителя нередко требуют получение правильного ответа, не интересуясь ходом рассуждений ученика. При работе по «Шахматно-задачной технологии» ключевым становится именно акцент на ход мыслей ребенка, который привел его к правильным или к неправильным выводам.

Слайд 14

Каждый урок рассматривается как четко структурированная здоровьесберегающая система решения постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и организация развивающих дидактических игр.

Слайд 15

Практика доказала, что для учащихся начальных классов шахматные задачи и головоломки курса «Шахматы – школе» часто оказываются интереснее, чем игра в шахматы. Неудивительно, что многочисленные опросы детей, с которыми занимались по «Шахматно-задачной технологии», показали, что урок шахмат нравится почти 100% учеников. Есть мотивация – есть и успешность!

Слайд 16

Практика показала также, что при качественном преподавании курса «Шахматы – школе» большая часть детей: 1) учится на 4 и 5 почти по всем предметам основной школьной программы; 2) приобретает способность выполнять домашние задания по всем предметам без помощи родителей; 3) в дальнейшем успешно поступает в вузы. Безусловно, родителей не может не радовать такая перспектива.

Слайд 17

О заблуждениях Типичным заблуждением является то, что шахматы полезны сами по себе. Это не так – шахматы для системы образования инструмент . Всё дело исключительно в том, как он используется . А с 2016 года в ряде регионов как грибы стали появляться шахматные учебники, которые стали навязываться системе образования как «школьные». Работать по ним учителям невозможно.

Слайд 18

Во всех этих «школьных» учебниках заявленная цель – научить детей играть в шахматы . При этом учить должны учителя, которые сами не умеют играть и только что получили сертификат на право преподавания (на краткосрочных курсах повышения квалификации). Это тупиковый путь. И эти учителя должны всего при одном уроке в неделю научить всех детей именно играть в шахматы?! Большую глупость и придумать трудно – если мы говорим о массовой школе , а не о педагоге-уникуме! Это ведёт лишь к профанации великой идеи.

Слайд 19

Там не учитывается, к примеру, что неопытный учитель не сможет качественно проконтролировать даже одну пару играющих в шахматы на предмет нарушения правил шахматной игры. Особенно, если сделан недопустимый правилами ход (а это будет сплошь и рядом) и т.п. А на курсах повышения квалификации авторы подобных учебников уверяют учителей, что шахматы – лёгкая игра. Это не так, это – ложь. Чтобы научиться играть в шахматы даже на мало-мальски приемлемом уровне нужно пуд соли съесть А вот в курсе «Шахматы – школе» с применением «Шахматно-задачной технологии» всё учтено!

Слайд 20

Основные отличия курса «Шахматы – школе» от других курсов: 1) курс научно обоснован; 2) курс максимально практико-ориентирован; 3) курс – здоровьесберегающий; 4) для курса разработана эффективная технология обучения – шахматно-задачная (включающая комплекс развивающих занимательных заданий и дидактических игр); 5) курс реализуется в двух вариантах: трёхлетний (со 2-го по 4-й классы) и четырехлетний (с 1-го по 4-й классы); 6) курс доступен для учителей с изначально нулевой шахматной подготовкой; 7) курс пронизан межпредметными связями со многими учебными дисциплинами; 8) курс диагностируем, так как способность действовать «в уме» имеет 5 диагностируемых этапов развития.

Слайд 21

Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Второй год обучения. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 272 с. Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 272 с. Сухин И. Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Третий год обучения. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 304 с. Сухин И. Г. Еще раз о концепции федерального курса «Шахматы – школе» // Интеллектуал Зауралья (шахматное образование) – 2016: сборник материалов для участников VI областного фестиваля по шахматам «Папа Мама Школа Я Шахматная семья». 14 декабря 2016 г. / Курган: Институт развития образования и социальных технологий», 2016. – С. 20- 28. Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 40 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Тетрадь для проверочных работ. – 5-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 84 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 104 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2. – 9-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – 7-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 32 с.

Слайд 22

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 8-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2018. – 88 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 120 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 1. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Рабочая тетрадь: Часть 2. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Тетрадь для проверочных работ. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 32 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения: В 2-х частях. Часть 2. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 80 с. Сухин И. Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 224 с.

Слайд 23

С реальным положением дел по тематике шахматного образования можно познакомиться только в новостях Сайта шахматного всеобуча – на главной странице сайта

Слайд 24

И. Г. Сухин – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (Москва), Почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат Фонда Первого Президента Республики Саха, методолог шахматного всеобуча в РФ, кандидат в мастера по шахматам (чемпион клуба "Спартак" Москва, 1977), руководитель Интернет-проектов "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина" – и "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки (Сайт шахматного всеобуча)" – И. Г. Сухин – автор Федерального курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более ста книг для учителей, родителей и детей, изданных в России, Испании, Турции, Германии, Италии, Словении и США суммарным тиражом около 2,0 млн. экземпляров. Ряд работ получили гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ". Тематика книг: шахматные учебники и пособия для начальной школы, детей 2-6 лет, занимательная математика, игры с буквами и словами, разнообразные затеи для начальной школы, литературные тесты, викторины и др. Презентацию подготовил 1 0.09.2019 И. Г. Сухин.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.