Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Информационная культура в непрерывном образовании личности Грузова Анна Андреевна канд. пед. наук, доцент кафедры информационного менеджмента СПб ГИК
Слайд 2
Данные – Информация - Знания И познаете истину, и истина сделает вас свободными Иоанн, 8:32 Ничто ни хорошо, ни плохо, лишь разум делает его таким У. Шекспир
Слайд 3
Данные – Информация - Знания Зависимость от контекста Понимание Данные Информация Знания Понимание связей и соотношений Понимание паттернов
Слайд 4
Знание Явное знание Теория Неявное знание Навыки Ментальные модели
Слайд 5
Организационное знание Формализованное знание – представлено в виде документации, баз данных и знаний и т.д.) Неформализованное знание – знания, навыки, умения, профессиональный опыт сотрудников, не зафиксированный документально
Слайд 6
Знание, а не информация Более знающие люди имеют лучший доступ к информации Компетенция как ключ, позволяющий взломать код к пониманию информации Власть переходит из рук тех, кто контролировал информацию, к тем, кто контролирует знание. Остальные будут отставать Значение имеет не только доступ к любой информации, но способность сделать с ней что-либо.
Слайд 7
Доступ к информации не означает инноваций Списки самых популярных книг на Аmаzon.соm: большинство людей в большинстве компаний одной и той же отрасли читают одни и те же книги с одинаковыми моделями Конкуренция при помощи тех же рецептов, что и у других, не приводит к успеху «Если все думают одинаково, значит кто-то не думает вообще»
Слайд 8
Информация как неисчерпаемый ресурс. Законы Интернета Закон Мура – предсказание основателя Intel о том, что каждые 18 месяцев плотность микрочипов (следовательно, вычислительные возможности) будут удваиваться при неизменности затрат. Закон Меткалфа – ценность сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей. Сети демонстрируют эффект растущего, а не уменьшающегося возврата — чем больше людей уже присоединились , тем больше смысла присоединиться и нам с вами. Это исключение из правила ограниченных ресурсов, которое до сих пор действовало в экономике и бизнесе. Как следствие двух этих законов, вычислительные мощности и число активных членов сетей превзошли наши самые смелые ожидания.
Слайд 9
Информационный кризис Дефицит информации в условиях ее перепроизводства («информационный взрыв», но при этом «информационный голод» Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации при постоянном увеличении информационных потоков Избыточная информация (дублирование уже существующей информации) Экономические, политические, социальные барьеры
Слайд 10
Инновационная творческая деятельность специалистов Решение нестандартных (инновационных) творческих задач Реализация обязательных информационных процессов поиска, переработки, распространения информации Производство идей (новых знаний) Необходимое условие – информационная культура : Стремление к непрерывному наращиванию знаний Способность к рефлексии (осмыслению профессионального опыта)
Слайд 11
Информационная культура личности Способность человека к рефлексии, к непрерывному наращиванию знаний: Стремление к непрерывному образованию и реализации профессиональной творческой деятельности для накопления знаний: теоретических, практических, интуиции Умение взаимодействовать с информационной средой Коммуникативная компетентность Информационная грамотность Эффективная реализация информационных процессов инновационной творческой деятельности
Слайд 12
Информационная культура личности составляющая общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий; является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе
Слайд 13
Информационная среда пространство, где знание создается, отчуждается от своего носителя путем вербализации и материализации (превращается в информацию), транслируется, изменяется в процессе передачи и восстанавливается в личностное знание индивида (по Ю. А. Шрейдеру)
Слайд 14
Комфортная информационная среда облегчает и стимулирует познавательную деятельность людей Признаки комфортности : Избыточность по сравнению с тезаурусом специалистов Интегративность, выражающаяся в многоаспектной, комплексной характеристике объектов и явлений Способность к сопряжению нового знания с уже имеющимся, а также языка пользователя с языком сообщений Гибкость и динамичность, как возможность быстрого реагирования на изменение содержания информационных потребностей и сообщений Избирательность, способность к фильтрации передаваемой информации
Слайд 15
Свойства современной информационной среды
Слайд 16
Информационные процессы в инновационной деятельности специалистов
Слайд 17
Концепция непрерывного образования Образование является средством повышения социального статуса и качества жизни Для приобретения необходимых знаний люди нуждаются в образовании и непрерывном последующем обучении Демократизация образования Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь Образование из услуги превращается в продукт Необходимость самообразования Роль библиотеки как навигатора знаний и учреждения непрерывного образования Обеспечение доступности знаний, а не только информации Интернет становится образовательной средой
Слайд 18
Интернет как образовательная среда Массовые открытые онлайн курсы (Coursera.org и др.) Ресурсы изучения иностранных языков (Лингвалео, BBC learning english и т.д.) Специализированные образовательные порталы Электронные библиотеки
Слайд 21
Lingua Leo: Джунгли
Слайд 22
Lingua Leo: Тренировки
Слайд 23
BBC Learning English
Слайд 24
TED: Ideas worth spreading
Слайд 29
Коммуникативная компетентность владение коммуникативными навыками и умениями опыт в сфере делового общения знание делового этикета общения, культурных норм и ограничений в общении, соблюдение приличий и воспитанность ориентация в коммуникативных средствах соответственно ситуации.
Слайд 30
Коммуникативные навыки Создание грамотного письменного текста, правильный выбор стиля Использование средств выразительности речи Стратегии коммуникации Вопросы и ответы на них Активное слушание Ведение дискуссии, спора, грамотная аргументация
Слайд 31
Особенности коммуникативной компетентности Не приступать к сообщению мысли, если она непонятна самому себе. Знание механизма действия коммуникационных барьеров, которые могут приводить к неполному и неточному пониманию сообщений Правило конкретности, (при создании сообщений пользоваться как можно более простым и понятным языком). Контроль невербальных сигналов, т. е. контроль формы сообщения в области невербального сопровождения – мимики, жестов, интонации, позы. Правило «собственной неправоты» - всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Правило открытости, как продолжение правила собственной неправоты – готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием открывающихся обстоятельств, изменения контекста, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника. Правило активного и конструктивного слушания. Правило «места и времени» эффективность сообщения резко возрастает при его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, канала и формы для его создания и передачи. Правило обратной связи ( feedback )
Слайд 32
Коммуникативные навыки В области устной коммуникации (говорить и слушать): культура речи, грамотность, знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи, точность, логичность и выразительность речи, владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями; владение стилем профессиональной речи; умение публично выступать; активное и конструктивное слушание.
Слайд 33
Коммуникативные навыки:
В области письменной коммуникации (чтение и письмо):
умение создавать письменные сообщения, культура и грамотность письменной речи. внимательное чтение, подразумевающее грамотный выбор необходимых для чтения документов, знание ценностных свойств документов, определение достоверности и качества документа, умение работать с большими массивами информации, воспринимать и интерпретировать текстовые сообщения, встраивать полученную информацию в свою систему знаний.
Слайд 34
Прочие коммуникативные навыки Критическое мышление, способность к анализу и правильной интерпретации информации. Инициативность в создании и распространении нового знания. Навыки управления актом коммуникации: умение определять цель и понимать ситуацию общения; умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника; навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника; умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения; умение контролировать эмоциональное состояние и выражение эмоций; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности. Навыки групповой коммуникации, умения взаимодействовать в команде. Знание систем этики делового общения и правил делового этикета и умение их использовать. Уважение конфиденциальной информации и защиты авторского права.
Слайд 35
Информационная грамотность Умение пользоваться средствами информационного поиска (каталоги библиотек, поисковые системы Интернет и т. д.) Умение использовать информационные технологии для работы с информацией (текстовые и графические редакторы, средства Интернет и т.д.) Умение правильно оформлять информационные сообщения
Слайд 36
Контакты Анна Андреевна Грузова, канд. пед. наук, доцент кафедры информационного менеджмента СПб ГИК E-mail: gruzova mail.ru