Презентация - Проектирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с современными требованиями физкультурного образования школьников

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Проектирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с современными требованиями физкультурного образования школьников
Областной постоянно действующий семинар учителей физической культуры

Слайд 2


Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Слайд 3

Элементы педагогической системы предмета «Физическая культура»
Цель Содержание предмета Дидактические процессы (взаимодействие учителя и учащихся)

Слайд 4

Компоненты технологии учебно-воспитательного процесса
Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Слайд 5

Занятие 1
Реализация компонента целеполагания

Слайд 6

Цель -
осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (психологический словарь); модель потребного будущего; (Н.А. Бернштейн) долгосрочный желаемый результат (Р. Акофф, Ф. Эмери)

Слайд 7

Цели:
Самодвижущиеся
Сознательные

Слайд 8

Генеральная цель предмета «Физическая культура»
Формирование и развитие физической культуры личности школьников (Концепция развития физической культуры)

Слайд 9

Физическая культура личности –
качественное системное свойство человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, знаниях и умениях организовывать занятия физическими упражнениями, ведения здорового образа жизни, содействующего оптимизации работоспособности и повышению творческого долголетия (Концепция структуры и содержания образования по физической культуре)

Слайд 10

Показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека
забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния, различных его параметров (здоровье, телосложение, физические качества и двигательные способности); наличие знаний о средствах достижения этой цели, умений эффективно применять их на практике; реализация на практике идеалов, норм, образцов поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; готовность оказать помощь другим в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличии для этого соответствующих знаний, умений и навыков

Слайд 11

Целеполагание -
процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения

Слайд 12

Генеральная цель
Перспективные цели по ступеням образования
Тактические цели по годам обучения
Оперативная цель на четверть
Текущая цель урока

Слайд 13

Симфония разума
Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят Н.Н. Миклухо-Маклай Человек вырастает по мере того, как растут его цели И. Гете Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным Сенека

Слайд 14

Симфония разума
Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен Г. Бокль

Слайд 15

Занятие 2
Программирование учебно-воспитательного процесса по физической культуре

Слайд 16

Предмет «Физическая культура»
средство развития личности школьника

Слайд 17

Учебный предмет «Физическая культура»
- педагогически адаптированная часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников

Слайд 18

Содержание образования по предмету «Физическая культура» - это совокупность
знаний
двигательных и инструктивных умений, качеств личности
норм, требований физической подготовленности и видов деятельности

Слайд 19

Единицы структуры содержания образования именуются блоками:
Блок системы знаний
Блок двигательных навыков и умений
Блок инструктивных навыков и умений
Блок двигательных и волевых качеств
Блок норм и требований
Блок видов деятельности

Слайд 20


Структура и содержательное наполнение учебного предмета физической культуры
Базовые основания учебного предмета
Человекознание
Информационный компонент
Общество- знание
Природо- знание
Знания
Способы деятельности
Операциональный компонент
Виды деятельности
Средства деятельности
Способы
Мотивационно-деятель- ностный компонент
Общественно- Значимые ценности
Предметно- родовые ценности
Физическое совершенст- вование
Личностно-значимые ценности
Слайд 7

Слайд 21


Содержательное наполнение предмета физической культуры по ступеням образования
Структурные компоненты учебного предмета.Начальная школа.Основная школа.Старшая школа
Знания.Природознание.Человекознание.Обществознание
Способы деятельности.Средства.Способы.Виды и разновидности
Физическое совершенствование.Предметно-родовые ценности.Личностно-значимые ценности.Общественно-значимые ценности
Слайд 8

Слайд 22

Документы, регламентирующие содержание образования по предмету «Физическая культура»
Базисный учебный план Обязательный минимум содержания образования (ГОС) Примерная учебная программа Рабочая учебная программа Учебник по физической культуре

Слайд 23

Компоненты технологии учебно-воспитательного процесса
Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Слайд 24

Селективный (отборочный) компонент
Отбор и обоснование оптимальных конкретизированным целям содержания образования дидактических процессов со средствами, формами и методами их практической реализации

Слайд 25

Алгоритм реализации селективного компонента учителем физической культуры:
Изучение учебной программы и сопоставление её содержания с реальными условиями школы Соотнесение содержания образования, форм организации и методов осуществления учебного процесса с реальными условиями Отбор оптимальных для конкретной цели и реальных условий школы содержания, форм и методов обучения

Слайд 26

Компонент программирования
обоснование последовательности изучения учебного материала, применения рациональных форм организации учебно-воспитательного процесса, выбранных средств и методов его осуществления

Слайд 27

Алгоритм реализации компонента программирования учителем физической культуры:
Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на учебный год Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на четверть Программирование содержания учебно-воспитательного процесса на урок

Слайд 28

Результатом реализации компонентов целеполагания, селективного, программирования являются:
План на год: тактические цели, содержание, требования к учащимся. План на четверть: оперативные цели, содержание (конкретизированное по разделам программы), система контроля. План на урок: текущая цель (образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи), содержание (деятельность учителя и учащихся, результаты, физические упражнения), структура (элементы урока), показатели результативности урока (текущий контроль).

Слайд 29

Симфония разума
Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга Цицерон Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей В.О. Ключевский Необоснованная деятельность, на что бы она не была направлена, всегда кончается банкротством И. Гёте

Слайд 30

Занятие 3
Стимулирование познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования по предмету «Физическая культура»

Слайд 31


Схема педагогической системы предмета «Физическая культура»

Слайд 32

Компоненты технологии учебно-воспитательного процесса
Целеполагание Селективный Программирование Стимуляционно-мотивационный Операционно-деятельностный Оценочно-аналитический

Слайд 33

Виды дидактического взаимодействия
Опосредованное взаимодействие (реализация компонентов целеполагания, селективного, программирования) Непосредственное взаимодействие – взаимосвязь и взаимообусловленность деятельностей преподавания и учения (реализация стимуляционно-мотивационного и операционно-деятельностного компонентов)

Слайд 34

Стимуляционно - мотивационный компонент
— это создание и реализация условий, которые побуждают учащихся к активной познавательной деятельности, усвоению содержания образования по этому предмету.

Слайд 35

Операционно- деятельностный компонент
— это непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся. Учитель, оперируя педагогически обработанными средствами, оказывает педагогические воздействия, регулирует их через обратную связь с учеником и вместе с ним добивается достижения цели каждого урока.

Слайд 36

Элемент «Дидактические процессы»
призван обеспечить перевод содержания образования по физической культуре в компоненты опыта личности учащегося

Слайд 37

Сущность дидактических процессов -
взаимодействии двух видов деятельности: преподавания и учения

Слайд 38


Что общего у понятий «дидактические процессы» и «процесс обучения» и что их разнит?

Слайд 39


Оба термина называют одно и тоже явление, которое развертывается на разных уровнях во времени и в пространстве, соотносятся друг с другом как понятия «образование по предмету «Физическая культура» и «обучение на уроках физической культуры».

Слайд 40

Процесс обучения по предмету «Физическая культура»
понимается как непрерывно развивающееся взаимосодействие преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школьников

Слайд 41

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»
- это целенаправленная последовательная и упорядоченная во времени смена видов деятельности преподавания и учения, обусловливающая переход учащихся с одного уровня обученности на другой, направленная на достижение целей данной дисциплины

Слайд 42

Отличительные признаки учащихся общеобразовательных школ:
состав учащихся учебного класса (25 человек); дифференцированность учащихся по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья; разнонаправленность физкультурно-спортивных интересов учащихся и неоднозначное их отношение к предмету «Физическая культура» и учителю; различия в уровне развития навыков учебного труда (подготовка к занятиям, умение слушать, воспринимать наглядные, практические воздействия учителя, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выделять главное в решении двигательной задачи, комментировать практические действия и операции свои и товарищей).

Слайд 43

Слайд 44

Пять стадий формирования двигательных навыков: создание первоначального представления о двигательном действии и установки на овладение им; образование первоначального умения; формирование совершенного умения; становление навыка; достижение вариативности навыка и умение его применять.
Пять этапов процесса обучения: первоначальное ознакомление с действием; первоначальное овладение действием; уточнение двигательного действия; закрепление двигательного действия; достижение мастерства.

Слайд 45

Под структурой дидактических процессов понимается
взаимосвязь и последовательность элементов деятельностей преподавания и учения во времени и пространстве, направленные на усвоение содержания образования по данной дисциплине с ориентацией на формирование физической культуры личности школьника

Слайд 46

Первое противоречие –
целеполагание, когда учитель, усвоив общественные цели предмета преподавания, находит их неполное соответствие реальным условиям школы. Преодолевая это противоречие, педагог конкретизирует цель с учетом реальных условий, т.е. приводит её в возможное соответствие с действительностью.

Слайд 47

Второе противоречие –
несоответствие содержания обучения конкретизированным целям и задачам. Оставить, как есть, означает, что цель не будет достигнута и содержание образования так и останется на бумаге (в программе). Решается это противоречие путем выбора оптимального (наиболее соответствующего и целям, и задачам, и условиям) содержания, форм, методов функционирования процесса обучения.

Слайд 48

Третье противоречие –
несоответствие планов, намерений учителя конкретным условиям, характеризующим ситуацию и момент начала его дидактического взаимодействия с классом, или на определенном этапе урока физической культуры.

Слайд 49

Четвертое противоречие
может быть между средствами и методами, которые применял учитель на конкретном этапе дидактических процессов, отдельно взятом уроке физической культуры или в его фрагменте. Дидактические процессы не смогут функционировать до тех пор, пока деятельность учителя не будет соответствовать состоянию школьников и условиям, в рамках которых эти процессы протекают.

Слайд 50

Пятое, доминирующее противоречие –
противоречие между выдвигаемыми учителем познавательными требованиями в виде педагогических целей и задач и возможностями учащихся их выполнить. Данное противоречие становится источником движения процесса обучения не всегда, а лишь тогда, когда учебная задача по своей сложности находится в зоне ближайшего развития школьников, т.е. не является чрезмерно трудной или легкой.

Слайд 51

Шестое, самое сложное противоречие,
которое называют «центральным, внутренне присущим учебному процессу» - противоречие между возникшими у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении учебного материала и реальными возможностями. Учащиеся, у которых возникли, но ещё не упрочились мотивы занятий физической культурой, могут разочаровываться, если учитель своевременно не примет меры по разрешению данного противоречия.

Слайд 52

Шаг» дидактических процессов может быть рассмотрен как универсальная единица педагогических процессов в учебно-воспитательной работе:
отражает механизм, обеспечивающий динамику, продвижение педагогов и школьников на уроках физической культуры от одного уровня готовности учить и фактической обученности к другому; позволяет исключить формализм на уроках физической культуры, придать деятельности учителя и учащихся целенаправленность; обусловливает системность в обеспечении общего образования в сфере физической культуры и формировании физической культуры личности учащихся.

Слайд 53

Функциональная единица, или «шаг», дидактических процессов
1 звено Осознание педагогом общественных целей и задач, конкретизация их с учетом реальных условий
6 звено Анализ результатов взаимодействия и конечная обратная связь для обоснования нового цикла дидактических процессов
2 звено Отбор содержания, форм и методов реализации дидактических процессов
3 звено Планирование целей, задач, содержания, средств, форм, методов дидактического взаимодействия
4 звено Непосредствен ное дидактическое взаимодействие педагога и учащихся
5 звено Контроль за качеством усвоения и коррекция дидактических взаимодействий
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Слайд 54

Деятельность учителя должна соответствовать следующим требованиям:
- всегда иметь конкретную программу своей деятельности и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисциплине в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную программу взаимодействия, соответствующую конкретным условиям совместной со школьниками деятельности; - проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддерживать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников; - не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть самокритичным; - обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и психоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять корректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школьников; - уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать; - пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обстановке.

Слайд 55

Формированию демократического стиля преподавания в процессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы способствовать соблюдение следующих рекомендаций:
- не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физической культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их; - не торопиться выносить суждение, оценивая личность учащегося (только по положительным или отрицательным качествам); - не выделять «любимчиков», относиться к каждому ровно; - не спешить с выставлением отрицательных отметок за учебную деятельность, находить в ней положительные моменты, по- мнить всегда о стимулирующей роли положительной отметки; - учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах; - учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания; - помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученности и воспитанности учащихся; - учиться заражать школьников своим настроением, доброжелательностью, избегая при этом панибратства; - постоянно работать над самосовершенствованием.

Слайд 56

Мотивация -
общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования

Слайд 57

Мотивы -
конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки

Слайд 58

По видам:
социальные И познавательные

Слайд 59

По уровням:
Широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус; Узкие социальные мотивы (стремление занять определённую должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд); Мотивы социального сотрудничества ( ориентация на различные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе); Широкие познавательные мотивы. Проявляются как ориентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от самого процесса учения и его результатов. Познавательная деятельность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности; Учебно – познавательные мотивы ( ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов); Мотивы самообразования ( ориентация на приобретение дополнительных знаний)

Слайд 60

По направленности и содержанию:
Социальные (социально-ценностные); Познавательные; Профессионально-ценностные; Эстетические; Коммуникационные; Статусно - позиционные; Традиционно – исторические; Утилитарно – практические (меркантильные)

Слайд 61

Потребностный треугольник А. Маслоу
Принадлежность, любовь Безопасность, сохранность Физиологические потребности
Потребности верхнего уровня
Потребность знать, понимать, создавать и ценить прекрасное
Само актуали зация
Чувство собственного достоинства
Потребность чувствовать себя компетентным, независимым и стоящим
Потребность принадлежать Семье, группе; потребность любить и быть любимым
Потребность избегать Боль, страх, быть в безопасности
Потребности нижнего уровня
Потребность получать пищу, воду, воздух, кров