Презентация - Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования

Нажмите для просмотра
Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.81
  • Уникальность: 92%
  • Слайдов: 34
  • Просмотров: 1930
  • Скачиваний: 1172
  • Размер: 2.44 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 1

«Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования»
Солодкина Светлана Владимировна Руководитель РМО учителей химии, учитель химии и биологии МОУ СОШ №6 города Буденновска

Слайд 2

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 2

Цель метапредметного обучения
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить…
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действия и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Слайд 3

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 3

Что делают метапредметы: пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, а качественно, технологично; дают импульс для развития мышления и профессионализма самого педагога; задают новые возможности в мировоззрении детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни.

Слайд 4

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 4

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом. Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе: -Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь её обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботиться, поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Слайд 5

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 5

Метапредметный подход в образовании и метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знания», «знак», «проблема», «задача», «схема», «ситуация», «смысл», «идеализация».

Слайд 6

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 6

Метапредметные технологии дают иные возможности. Обучающийся получает универсальный способ работы для освоения предмета, а также умение учиться и получать знания в других областях.
Важнейшей задачей ФГОС второго поколения, является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Слайд 7

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 7

Универсальные учебные действия - это навыки, которые должны закладываться уже в начальной школе. Универсальные учебные действия предлагается сгруппировать в четыре основных блока: личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения; познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания; коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Слайд 8

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 8

Сконструировать метапредметный урок задача не простая. План урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребёнка на порог открытия, создать мотивацию учебной деятельности, активизировать интерес к предмету. Пробудить мысль школьников даёт возможность только деятельностный подход. Это и является важнейшим принципом метапредметного подхода, т. е. принцип самостоятельного созидания, который заключается в том, что знания ученик получает не в готовом виде, а создаёт сам в результате организованной учителем целенаправленной деятельности.
Логика построения урока: Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление → → проверка усвоения → закрепление → анализ, самоанализ.

Слайд 9

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 9

Мотивация на уроке
Даже, чтобы быть бездельником в жизни надо уметь думать. Чтобы позволить себе ничего не делать, нужно найти подходящую «шею», которая вас будет везти и еще постараться на ней удержаться.
Каждый найдет свою нишу в этой жизни, но в любом месте можно стать профессионалом.

Слайд 10

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 10

«Проблема»
Получение соответствующего оснащения для работы с проблемами.

Слайд 11

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 11

Джон Годфри Сакс СЛЕПЫЕ И СЛОН Индуистская басня Шесть мудрецов смотреть слона Пошли, горды собой. И цель была им всем ясна (Хоть каждый был слепой): Слона хотели изучить И ум потешить свой. Вот взялся первый изучать, Освоил всё сполна: Припал он там, где мощь и стать, Широкий бок слона. «О, Боже, – стал он восклицать, – А слон-то как стена!» Второй, задачей окрылен, Кричал: «Опознаю, Он круглый, гладкий, острый весь, И вот что думаю: Подобен этот дивный слон Тяжелому копью!» И третий спереди зашел, Отважно стал хватать Огромный хобот, вился тот, Ну как его поймать? «Ага, – промолвил третий, – вот, Змея, ни дать, ни взять!».Четвертый по ноге слона Рукою твердо вел. «Так вот какой ты, чудо-зверь, Отгадку я нашел!» Потом уверенно сказал: «Слон – как древесный ствол!». А пятый ухо изучил, И заявил: «Ну да, Безглазый даже разберет, Конечно, без труда, На что индийский слон похож. На веер, господа!» Шестой последним подошел И свой подвел итог: Он ухватил слона за хвост, Подергал, сколько мог, «Мне все понятно, – произнес, – Слон – как большой шнурок!» Всё спорили шесть мудрецов, И каждый был хорош. И каждый спорить был готов, Где истина, где ложь. И каждый был отчасти прав, Все вместе – ни на грош. Мораль Так богословы меж собой, Большие молодцы, Ведут ожесточенный бой, Невежды-мудрецы, Болтают дружно о слоне, А сами все слепцы.

Слайд 12

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 12

Объясните, почему кальцинированную соду Na2СO3 можно использовать для мытья и чистки посуды.
Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа СО и диоксида углерода СO2 в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил: а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую технику; б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно; в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа. Как вы думаете, какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?

Слайд 13

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 13

Что общего между этими рисунками?
Альдегиды

Слайд 14

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 14

«Задача»
Способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Слайд 15

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 15

Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..) разные пути решения и набор вероятных ответов. В этот зазор – между задачами школьными - закрытыми и жизненными, открытыми, зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.
Открытую задачу можно сделать из любого интересного факта. Как же построить условие учебной задачи, что бы задача была интересна, понятна и принципиально решаема независимо от уровня сложности? Существует три основных требования к условию задачи: достаточность условия; корректность вопроса; наличие противоречия.

Слайд 16

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 16

ЗАДАЧА.  Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить. Строить дорогостоящие системы с тысячами датчиков? А можно ли сделать так, что бы природа сама подсказала место утечки газа? Например, птицы слетались бы к аварийному месту, тем самым указывая его обслуживающему персоналу. Но природный газ птиц не привлекает. Как быть? В США работники газопроводов для выявления утечки природного газа из труб используют обоняние грифов-индеек. С этой целью в газ добавляют вещество с запахом тухлого мяса. Грифы, питающиеся падалью, начинают кружить над местом утечки. Обходчику легко заметить крупных птиц и найти соответствующее место. Условие задачи по данному тексту. Примеры подобных задач можно найти на сайте www.trizland.com

Слайд 17

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 17

Сейчас на рынке есть выбор антифризов – жидкостей для охлаждения двигателя, которые устойчивы к замерзанию. Но если вы оказались в такой ситуации, что антифриз приобрести негде, а вам необходимо залить его в систему охлаждения, можно приготовить самостоятельно солевой антифриз, замерзающий при температуре -45С. Этот раствор содержит: 32% CaCI2, 7% NaCI, 61% H2O. Рассчитайте, сколько граммов солей и воды надо.

Слайд 18

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 18

«Знание»
Способность работать с системами знаний, использовать техники, которые обеспечивают рождения нового знания.

Слайд 19

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 19

Прочитав научно-популярный текст, выполните следующие задания: Запишите главную мысль, содержащуюся во второй части текста (одно - два предложения). Озаглавьте первую часть текста. Проанализируйте информацию, приведенную в первой части текста и таблице и сделайте предположение... Представьте состав загрязнений атмосферного воздуха(содержания хим. элементов в организме) в виде круговой диаграммы. Постройте график, отражающий зависимость концентрации примесей в воздухе(талой воде и т.п.) от местоположения объектов. Прочитайте описание процессов и представьте их в виде хим. уравнений. Выпишите технические термины и дайте им определение(используя Интернет, справочники и т.д.) Оцени фразы, взятые из художественной литературы, с естественно-научной и художественной точек зрения на предмет правильности использования научных терминов.

Слайд 20

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 20

Одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять кто я в этом мире и развитие системы природа-человек-общество. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии. Требования к заданиям на уроке: - повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер заданий; - задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет обучающийся, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности.

Слайд 21

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 21

Метапредметные задания к теме «Общий обзор организма человека» Прочитайте тексты и выполните 1 задание На этих фотографиях – три разных человека.
Задание № 1 Сравнение - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, гербарии и коллекции. Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения. Напишите рассказ из 3 – 4 предложений о человеке как особом существе. В своём рассказе обязательно укажите: – черты, которые характеризуют человека как представителя живой природы; – черты, которые выделяют человека из живой природы; – изменения, которые привнёс человек в живую природу.

Слайд 22

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 22

8 класс. Метапредметные задания к теме «Дыхательная система» Прочитайте тексты и выполните 2 задания ВДОХ И ВЫДОХ При дыхании наши лёгкие сначала наполняются воздухом, а затем снова выбрасывают его наружу. Этот опыт показывает, как работают наши лёгкие.
Пластиковую бутылку аккуратно разрежь на две половинки. Затем возьми верхнюю часть бутылки и надень на горлышко воздушный шарик.
На открытый конец бутылки натяни плёнку от полиэтиленового пакета. По кругу закрепи её скотчем.
К середине плёнки прикрепи полоску толстой бумаги. Покачай за нее, чтобы плёнка «ходила» туда-сюда.

Слайд 23

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 23

Задание № 1 Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Что происходит?
Когда ты тащишь пленку на себя, шарик надувается. Когда ты нажимаешь на плёнку, шарик уменьшается в размере.
Почему?
Задание № 2 Умение анализировать – это умение применять метод научного исследования, состоящий в мысленном и фактическом разложении целого на составные части. Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Известно, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В опыте «Вдох и выдох» Костя поставил изготовленный для описанного опыта прибор на стол пленкой вниз и облил его холодной водой. Что будет происходить при этом с воздухом внутри прибора, и как будет вести себя шарик?

Слайд 24

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 24

Метапредмет «Задача» Используя материал учебника, составьте схему иллюстрирующую Круговорот углерода( азота, кислорода, серы и т.д.) в природе.

Слайд 25

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 25

«Знак»
Способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта.

Слайд 26

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 26

«Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, - сказал я». Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?

Слайд 27

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 27

Для достижения метапредметных результатов большую роль играют исследовательские задания. 1.Подумайте, почему при добавлении к настою черного чая дольки лимона чай приобретает более светлый оттенок. Можно ли считать пигменты, содержащиеся в чайном настое. Кислотно-основными индикаторами? Обоснуйте свой ответ. 2.Как доказать опытным путем, что при производстве некоторых сортов колбас в качестве наполнителя в них добавляют крахмал? 3.Даны два коллоидных раствора: мыла и яичного белка. Каким образом их можно распознать? Предложите несколько способов. 4.Скисание молока сопровождается образованием белого хлопьевидного осадка-простокваши. Что происходит при этом с веществами. входящими в состав молок а? Каким образом можно ускорить образование простокваши из свежего молока?

Слайд 28

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 28

С помощью проблемно – творческих заданий реализуется компетентностный подход к развитию личности учащегося в процессе обучения. 1.Почему черный хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает почти вдвое больше воды, чем пшеничный) Задание Запишите формулы крахмала и глюкозы. Творческое задание. Придумайте слайд-экскурсию «Использование крахмала в домашнем хозяйстве». 2.Почему в процессе горения дерево чернеет? (В результате пиролиза-разложения под действием огня - образуется древесный уголь). Задание. Составьте уравнение пиролиза целлюлозы. Творческое задание. Выпишите из текста любого литературного произведения описание горения дров. 3.Почему жесткую воду нельзя употреблять для охлаждения двигателя? (Жесткая вода содержит большое количество гидрокарбонатов кальция и магния, которые при нагревании разлагаются с образованием карбонатов. Карбонаты кальция и магния нерастворимы в воде, осаждаются на деталях двигателя и нарушают его работу.) Задание. Составьте уравнения реакций разложения гидрокарбонатов кальция и магния. Творческое задание. Разработайте имитационный опыт «Осаждение карбонатов на деталях двигателя при использовании жесткой воды для его охлаждения».

Слайд 29

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 29

На уроках химии и биологии возможно проводить блиц-вопросы и для активизации мыслительной деятельности учащихся, и для закрепления материала. Например: 1.Почему необходимо выпивать от 1,5л до 2л воды в сутки? Без воды нельзя жить, потому что мы ее постоянно расходуем. А раз так, то нам необходимо вовремя ею запасаться. В сутки человек теряет 12 стаканов воды, значит такое же количество ему нужно выпить или съесть: Разве воду едят? В том то и дело, что едят. В мясе, овощах, хлебе, любой еде воды содержится значительно больше, чем твердой субстанции, например, в мясе -втрое больше, а огурец почти целиком состоит из воды. 2.Мы отдаем предпочтение пресной воде. Почему? В морской воде много соли. 3.Зачем пьют воду? Вода-растворитель многих веществ. Вода входит в состав всех клеток и тканей тела. Вода служит основой крови и лимфы. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ. Человек на 65% состоит из воды.

Слайд 30

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 30

Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить: причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении; компоненты метапредметного содержания в обучении; смысл термина «универсальные учебные действия»; различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности; уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке; этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход; понятие рефлексии, как образовательной деятельности; требования ГОС к метапредметным результатам освоения программы основного и общего (среднего) образования.

Слайд 31

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 31

Результаты обучения учащихся естественнонаучным дисциплинам с учетом метапредметного подхода предполагают, что у обучающихся будут развиты: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности; использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения информации Таким образом, данные цели и предполагаемые результаты соответствуют новой концепции образования, образовательному стандарту и развивают в учащихся не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь, универсальные учебные действия.

Слайд 32

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 32

Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: - С чего ты так набросилась на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. - Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ. - Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.   Смысл притчи: если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.     «Ученья корень горек, да плод сладок».   Леонардо Да Винчи

Слайд 33

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 33

Слайд 34

Метапредметный подход в учебно- воспитательном процессе как средство достижения нового качества образования, слайд 34

Благодарю за работу!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.