Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
Слайд 2
Определение базовых терминов
Гражданство – устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях .
Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определённому государству, наделён правами, свободами и обременён обязанностями.
Гражданственность – духовно-нравственное понятие, свойство личности человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Гражданская идентичность – осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Слайд 3
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства
Слайд 4
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБЩНОСТИ
Образ Родины является
центральным символом гражданской общности
Официальная государственная символика
Фигуры исторических (национальных) героев
Наиболее значимые исторические и современные знаменательные для страны события, фиксирующие этапы развития общности
Бытовые и природные символы, отражающие особенности жизнедеятельности общности
Слайд 5
Гражданское воспитание
и формирование гражданской идентичности
решает следующие ключевые задачи:
1. Надличностный уровень
обеспечение безопасности российского государства и общества,
сохранение государственной независимости России,
преодоление мировоззренческого кризиса,
преодоление кризиса доверия к государственной власти,
возрождение уважения к государству, обществу, семье, отечественному историческому и культурному наследию
Слайд 6
Гражданское воспитание и формирование гражданской идентичности решает следующие ключевые задачи:
2. Личностный уровень
духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;
формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
воспитание патриотизма;
воспитание толерантного сознания.
Слайд 7
Комплекс программ формирования гражданской идентичности
3 структурных компонента
Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине ;
Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной – село, город, регион»., направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. ;
Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством.
Слайд 8
Структура
гражданской идентичности личности
4 структурных компонента
Когнитивный(познавательный)
Эмоционально-оценочный (коннотативный)
Ценностно-ориентировочный (аксиологический)
Поведенческий
Слайд 9
Когнитивный компонент
знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях
Слайд 10
Эмоционально-оценочный (коннотативный) компонент
рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
Слайд 11
Ценностно-ориентировочный (аксиологический) компонент
уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
Слайд 12
Поведенческий компонент
участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны;
самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Слайд 13
В рамках когнитивного компонента:
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях
Показатели сформированности гражданской идентичности личности учащегося
Слайд 14
Показатели сформированности гражданской идентичности личности учащегося
В рамках ценностного и эмоционального компонентов:
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Слайд 15
Показатели сформированности гражданской идентичности личности учащегося
В рамках деятельностного компонента:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий
Слайд 16
основные задачи воспитания
гражданской идентичности учащихся
1. Духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание
2. Историческое воспитание
3. Политико-правовое воспитание
4. Патриотическое воспитание
5. Трудовое воспитание
6. Экологическое воспитание
Слайд 17
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению
Слайд 18
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории края, республики области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
Слайд 19
ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.
Слайд 20
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Слайд 21
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека.
Слайд 22
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению
Слайд 23
Перечень учебных дисциплин, обеспечивающих предметную основу для формирования гражданской идентичности личности
История,
Обществознание (граждановедение),
Культурология,
Литература,
Религиоведение,
География,
Краеведение,
Учебные предметы художественно-эстетического цикла.