Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Книги и статьи на тему: «Актуальные проблемы выявления и развития личностной одарённости»
Слайд 2
ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ: ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В 2006 г. вышла книга «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты» под редакцией одного из ведущих специалистов в области психологии одаренности — Алексея Михайловича Матюшкина (1927-2004). В книге собраны оригинальные тексты известных исследователей одаренности начала ХХ века, представлен авторский взгляд на проблему выявления одарённости. В разработке своей концепции творческой одаренности А. М. Матюшкин считал важным обращение к классическим работам отечественных и зарубежных исследователей, незаслуженно забытых в советской психологии. Вопросы психологии творчества интенсивно изучались в исследованиях многих российских психологов конца ХХ в., но работы А. М. Матюшкина явно выделяются из этого ряда. Он первым возродил обсуждение проблем генотипической обусловленности творческой активности личности, и одной из основных его заслуг, безусловно, стало возрождение проблематики одаренности в отечественной психологии. Он был в ряду тех, кто решился пойти вразрез с доминировавшей на протяжении многих десятилетий официальной точкой зрения, согласно которой социальная детерминированность творческого развития является единственно достойным обсуждения путем становления интеллекта и креативности личности.
Слайд 3
ВЕДУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Усиление внимания работе с одарёнными детьми в нынешних условиях, когда инновационные процессы во всех ведущих сферах жизни людей являются определяющими, вполне объяснимо и весьма актуально, однако, остаются неразрешёнными ключевые проблемы по работе с одарёнными детьми. Эти проблемы выступают в качестве ведущих направлений в работе с детьми, проявляющими особые качества в интеллектуальной деятельности. До сих пор не уточнены понятия «одарённость», «одарённый ребёнок», «талантливый ребёнок» и т.д. Нет единых подходов к различению одарённости детей по виду их деятельности (интеллектуальная одарённость, одарённость в искусстве, в спорте, в техническом творчестве и т.д.). Серьёзной проблемой являются динамические аспекты перехода одарённых детей в группу «среднестатистических», важно знать скорость «угасания одарённости». Потенциальная и скрытая одарённости являются тем серьёзным «запасным» вариантом дополнительных к уже известной группе продвинутых детей (одарённых, талантливых и т.д.), который необходимо выявить, изучить, определить содержание работы с ним. По нашему мнению, одарённость часто бывает скрытой, а по объёму значительно превосходит известную группу одарённых детей, как подводная часть айсберга надводную. Являясь не выявленной и случайно не проявившись, эта явно не видимая часть одарённости (именно, как подводная часть айсберга) гаснет так и не раскрывшись. Выявление одарённости у детей, система работы с ними является на сегодняшний день самой актуальной проблемой. Создание различных нестандартных ситуаций в разнообразных видах деятельности детей, перевод детей на индивидуальное обучение, обеспечение проектных подходов В статье уделено внимание потенциальной и скрытой одаренности, основным путям выявления одаренности, проблемам взаимоотношения одаренных детей с коллективом учащихся и учителями. Раскрыты пять уровней интеллектуально одаренных детей.
Слайд 4
ОДАРЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНОГО ОТБОРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
общих индивидуально-психологических особенностей, едва ли приведет к желаемому результату. Наиболее важным представляется отличать, что в составляющих одаренности является возрастным и изменяется в процессе взросления и то, что собственно индивидуальное, которое является менее изменчивым и будет определять последующее развитие. В статье рассматриваются тенденции в плане отбора и ориентации одаренных детей как основополагающий момент для последующих достижений в различных видах спорта. Однако поиск и развитие одаренных детей и подростков только на основании отбора и последующего технологического подхода, направленного на достижение максимально возможного результата без выявления и учета,
Слайд 5
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ОДАРЕННОСТЬ» И РАЗВИТИЕ «ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ» В статье рассматривается одаренность в философском контексте. Раскрываются исходные позиции взаимовлияния различных концепций, определяющих понятие «одаренность» на проблему развития потенциала одаренных детей в научной литературе. Исследование проблемы одаренности условно можно разделить на два временных периода: досхоластический и постсхоластический. Развитие потенциала одаренных детей является следствием взаимодействия личностных характеристик и факторов социального окружения в определенный фиксированный момент времени, в направлении выдающихся достижений
Слайд 6
ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ Ставя в ряд основных задачу полноценного раскрытия потенциала одаренных детей, современная система образования недостаточно учитывает их особенности, неконтролируемо повышая учебную нагрузку. В результате у детей с дисгармоничным вариантом развития одаренности это может провоцировать астенизацию организма, что в свою очередь влияет на функционирование коммуникативной, психомоторной и эмоциональной сфер личности. В первую очередь это сказывается на количестве и качестве установления социальных контактов, определяет снижение психомоторной активности, приводит к угнетению эмоциональных характеристик личности, что в совокупности может формировать риски нивелирования общего потенциала личности одаренного подростка.
Слайд 7
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В статье раскрываются вопросы проектирования психолого-педагогического сопровождения развития одаренности в процессе построения и реализации инновационной модели в условиях организации дополнительного образования. Представленную модель развития одаренности обучающихся авторы определяют как направленную на улучшение образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных школьников, способствует преобразованию педагогики из режима стагнации в режим развития системы. Основной целью инновационной модели является обеспечение благоприятных условий в муниципальной системе выявления, развития, сопровождения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации. Методологической основой инновационной модели являются исследования психологов и педагогов: концепции творческой одаренности, субъектно-ориентированного образования, концепции саморазвития личности.
Слайд 8
ИЗУЧЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Формирование потребности в самоопределении является одной из важнейших задач возрастного становления одаренных подростков. В ходе исследования проведено изучение самоопределения предпочтительных видов деятельности одаренных подростков, выявлены их позитивные стороны и ограничения. Результаты исследования используются в организации целенаправленной педагогической поддержки и стимулировании личностного развития одаренных подростков.
Слайд 9
источники для детального ознакомления 1. https :// 2. https :// 3. https :// 4. https :// 5. https :// 6. https :// 7. https ://