Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Педагогика» от греч. paidagogike –
1) наука о воспитании и обучении подрастающего поколения; 2) «Педагогика – наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека в процессе обучения , о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения»; 3) Наука об Образовании человека, включенного в педагогический процесс.
Слайд 2
Образование - сфера человеческой деятельности Занято: Более 1 000 000 000 учащихся и почти 50 млн. педагогов. Рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.
Слайд 3
Объект педагогики – 1) Человек (обучающийся), включенный в педагогический процесс 2) Образование Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). 2 ) педагогический (образовательный) процесс
Слайд 4
Функции педагогики как науки – теоретическая и технологическая. Теоретическая функция педагогики реализуется на 3 уровнях: - Описательном; - Диагностическом; - Прогностическом
Слайд 5
Категории педагогики ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 6
Педагогический процесс Педагогическая деятельность Цель обучения (воспитания) Содержание образования (воспитания) Методы обучения (воспитания) Формы обучения (воспитания) Средства обучения (воспитания) Результаты обучения (воспитания) Оценка результатов обучения (воспитания) Понятийный аппарат
Слайд 7
Обучение или образование? Обучение – целенаправленный, двусторонний процесс, направленный на достижение учебных целей, овладение ЗУН и компетенциями, заданными ФГОС, учебными планами и программами. Обучение – всегда двусторонний процесс, состоит из преподавания и учения. Образование – процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы ЗУН, необходимых для жизни в обществе. Состоит из двух взаимодополняющих процессов – обучения и воспитания.
Слайд 8
Узкий социальный смысл воспитания Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него: определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.
Слайд 9
Обучение Целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося по передаче и усвоению знаний, умений, навыков. Включает 2 части: преподавание и учение.
Слайд 10
Образование – результат обучения Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Слайд 11
Педагогическая деятельность Педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания, на создание условий для личностного развития обучаемых.
Слайд 12
Педагогический процесс как система Педагогический процесс Специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся; Совокупность взаимосвязанных процессов обучения, воспитания и развития. Компоненты ПП: - Педагоги - Обучающиеся - Условия обучения и воспитания
Слайд 13
Функции педагогического процесса ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – освоение основ научных знаний. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – формирование определенных качеств, свойств и отношений человека. РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие психических познавательных процессов, свойств и качеств личности.
Слайд 14
Структура ПП Целевой компонент (цели, задачи) Содержательный компонент (содержание) Деятельностный компонент (методы и формы взаимодействия) Результативный (результаты)
Слайд 15
Этапы педагогического процесса Подготовительный – создание условий, целеполагание. Осуществление – сотрудничество преподавателей и обучающихся, выбор методов, форм, средств. Анализ достигнутых результатов – оценка достигнутого, анализ плюсов и минусов, определение причин неудач.
Слайд 16
Характеристики педагогического процесса Целостность Общность Единство Педагогический процесс воспитание обучение развитие
Слайд 17
Модель педагогического процесса как целостной динамической системы ЦЕЛЬ Деятельность педагога (субъекта) Деятельность обучающегося (субъекта) Методы Средства Организационные формы Содержание образования (объект) РЕЗУЛЬТАТЫ
Слайд 18
С помощью чего можно управлять педпроцессом и обучать? Методы обучения и воспитания (разные классификации): Методы преподавания (лекция, показ-демонстрация, объяснение, беседа, рассказ). Методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников, практические работы). Словесные, наглядные и практические. Игровые методы обучения. Методы формирования творческой деятельности. Методы контроля ЗУН.
Слайд 19
Процесс обучения – главная составляющая педагогического процесса План Признаки процесса обучения Принципы обучения Методы обучения Формы обучения
Слайд 20
Процесс обучения Признаки Двусторонний характер Совместная деятельность преподавателей и обучающихся Руководство со стороны преподавателя Специальная планомерная организация и управление Целостность и единство Соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся Управление развитием и воспитанием обучающихся
Слайд 21
Принципы обучения
Принципы обучения – основные положения, определяющие содержание, формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями Система принципов обучения - сознательности и активности; - наглядности; - прочности овладения ЗУН; - систематичности и последовательности; - научности; - доступности; - связи теории и практики.
Слайд 22
Методы обучения Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение цели обучения. Классификация методов обучения (по источнику знаний) - словесные (рассказ, беседа, дискуссия) - наглядные (демонстрация, иллюстрация) - практические (опыт, упражнение) - работа с книгой - видеометод
Слайд 23
Формы обучения Форма обучения - внешнее выражение совместной деятельности преподавателя и обучающихся, происходящей в определенном порядке и режиме. Классификация форм обучения 1. По количеству обучающихся - массовые - групповые Индивидуальные 2. По месту в учебном процессе - урочные - внеурочные
Слайд 24
ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ План Особенности процесса воспитания Цели воспитания Содержание воспитания Формы воспитания Методы воспитания
Слайд 25
1. Особенности процесса воспитания Целенаправленность Сложность, многофакторность Длительность Непрерывность Комплексность Вариативность и неопределенность результатов Двустороннее течение
Слайд 26
2. Цель воспитания Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, представления о результате педагогической деятельности. Требования к цели: реальность достижимость диагностичность Целям подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания.
Слайд 27
Цель воспитания Общая Индивидуальная Общая цель - выражает качества, ценности, убеждения, которые должны быть сформированы у всех людей. Индивидуальная цель – выражает качества, ценности, убеждения которые должны быть сформированы у определённого (отдельного) человека.
Слайд 28
3. Содержание воспитания Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами
Слайд 29
Содержание воспитания
( по направлению воспитательной работы ) ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ Умственное воспитание Нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Физическое воспитание
Слайд 30
Умственное воспитание 1. Овладение системой научных знаний, навыков и умений. 2. Развитие познавательных интересов. 3. Формирование научного мировоззрения, эрудиции.
Слайд 31
Нравственное воспитание 1. Формирование нравственных убеждений. 2. Формирование нравственных чувств и привычек. 3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам.
Слайд 32
Эстетическое воспитание 1. Формирование умений воспринимать прекрасное, эстетических знаний, суждений и оценок. 2. Формирование художественного вкуса. 3. Развитие самодеятельности, творческих способностей и дарований.
Слайд 33
Трудовое воспитание 1. Формирование опыта общественно-полезной деятельности. 2. Формирование позитивного отношения к труду. 3. Профессиональная ориентация учащихся.
Слайд 34
Физическое воспитание Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма. 2. Развитие волевых и спортивно-физических качеств личности.
Слайд 35
4. Формы воспитания Форма воспитательной работы – это выражение содержания через определенную структуру отношений преподавателей и обучающихся.
Слайд 36
Классификация форм воспитательной работы По времени проведения Кратковременные Продолжительные Традиционные (регулярно повторяющиеся) II . По видам деятельности Учебные Трудовые Спортивные Художественные
Слайд 37
III . По количеству участников Индивидуальные (беседа, консультация) Групповые (творческие группы, микрогруппы) Массовые (конкурсы, спортивные соревнования)
Слайд 38
5. Методы воспитания Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Три группы методов на основе направленности (Г. И. Щукина ): Методы формирования сознания. - Методы формирования общественного поведения и организации деятельности. - Методы стимулирования деятельности и поведения.
Слайд 39
Результат воспитательного процесса – уровень воспитанности личности Показатели воспитанности : - ? - ? - ?
Слайд 40
Специфика процессов обучения и воспитания Критерии Процессы Обучение Воспитание Доминирующая функция Обучение Воспитание Содержание работы Формирование научных представлений, понятий, усвоение ЗУН Формирование убеждений, норм, ценностей, мотивов Методы воздействия Методы, направленные на развитие интеллектуальной сферы и психических процессов Методы, направленные на развитие мотивационной, эмоционально-волевой и личностных сфер Формы взаимодействия Классно-урочная форма (школа) Лекционно-практическая (вуз) Свободные формы деятельности (не регламентируются расписанием): общение, труд, мероприятия Формы осуществления контроля Опрос, контрольная работа, зачет, экзамен Косвенный контроль (анализ поведения, убеждений, проявления сознания)
Слайд 41
4. Методы научно-педагогического исследования Методы педагогического исследования - пути, способы познания педагогических явлений и процессов. Особенность педагогических процессов: Неоднозначность протекания (зависят от многих причин) Неповторимость В педагогических процессах участвуют люди всех возрастов
Слайд 42
Функции методов исследования: 1. Получение информации 2. Анализ информации 3. Обработка данных Принципы использования методов исследования: 1. Комплексность 2. Адекватность 3. Этичность
Слайд 43
Методы научно-педагогического исследования Традиционно-педагогические методы (наблюдение, беседа, изучение школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, анализ первоисточников) Педагогический эксперимент Педагогическое тестирование Методы изучения коллективных явлений Количественные методы
Слайд 44
Традиционно-педагогические методы 1. Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение должно быть : длительным, систематичным, разносторонним, объективным. Отличие научного наблюдения от житейского : Определение задач. Выделение объектов. Разработка схем наблюдения. Фиксирование полученных результатов. Обработка полученных данных. Недостатки метода: ?????
Слайд 45
Традиционно-педагогические методы 2. Беседа – это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора. Требования к беседе 1. Тема собеседования. 2. Цель собеседования. 3. Субъекты собеседования. 4. Хорошая эмоциональная атмосфера. Для повышения результатов беседы: Наличие чёткого и продуманного плана беседы Обсуждение вопросов в различных ракурсах и связях Варьирование вопросами, постановка их в удобной для собеседника форме Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Слайд 46
Традиционно-педагогические методы 3. Изучение учебной документации: Журналы успеваемости и посещаемости личные дела обучающихся конспекты календарные планы 4. Изучение творчества обучающихся: домашние и классные работы Конспекты, проекты, портфолио Сочинения, эссе рефераты
Слайд 47
Педагогический эксперимент Научно поставленный опыт в строго контролируемых условиях Этапы эксперимента: Разработка методики исследования. Изучение научно-методической литературы. Проведение эксперимента. Обработка, систематизация результатов. Оформление результатов (тезисы, статья). Использование своего опыта
Слайд 48
Педагогический эксперимент План эксперимента : Цели и задачи. Место, время проведения. Характеристика участников эксперимента. Описание материалов. Описание методики проведения самого эксперимента. Описание методики обработки результатов эксперимента. Виды эксперимента (по месту проведения): Естественный Лабораторный
Слайд 49
Педагогическое тестирование Тестирование – целенаправленное одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Виды педагогических тестов: успеваемости элементарных умений диагностика уровня обученности.
Слайд 50
Методы изучения коллективных явлений Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников - анкет. Достоинства метода: Быстрые и массовые опросы Дешевизна методики Возможность компьютерной обработки собранного материала Недостатки метода: Необъективность полученных результатов Типы анкет: Открытые Закрытые Анонимные Именные Метод изучения групповой дифференциации (социометрический) позволяет анализировать отношения внутри коллектива. Этот метод позволяет делать «срезы»
Слайд 51
Количественные методы Регистрация – выявление определённого качества у явлений данного класса и подсчёт количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников). Ранжирование – расположение собранных данных в определённой последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий). Шкалирование – выставление баллов исследуемым характеристикам. Основные градации измерительных шкал: 1) шкалы наименований; 2)шкалы порядка; 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений.
Слайд 52
Teach back Педагогика и её понятийный аппарат (индивидуальная работа с карточками) Педагогический процесс и его структура (индивидуальная работа с карточками)
Слайд 53
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами Получает от директора школы или заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правого характера; Систематически сотрудничает и обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы; Предоставляет зам. директора по воспитательной работе отчёт о своей деятельности по окончании учебного года.
Слайд 54
Основные направления в работе педагога-психолога: Тренинги (групповые занятия), Психодиагностика, Консультации, Психолого-медико-педагогические комиссии
Слайд 55
Ситуационная задача К вам обратились родители шестнадцатилетней девушки, которая накануне вашей с ней встречи совершила попытку суицида. Это была 6 попытка. Девушка проживает с отцом. Мать проживает отдельно. Ваша тактика общения с девушкой и с родителями. Ваши рекомендации.
Слайд 56
Эталоны ответов Ранний детский аутизм, синдром Каннера. Обоснование: наличие у ребенка симптомов (отгороженность, стереотипное поведение, недостаток речевого общения) характеризующих ранний детский аутизм. Шизофрения, интеллектуальная недостаточность, нарушение речи. Исследование интеллекта: психометрическая методика Векслера; изучение документации (медицинская карта, рисунки, поделки и прописи ребенка) Психиатр, психолог, педагог-дефектолог Возможные варианты обучения: - инклюзивное образование, общеобразовательная школа, ресурсный класс, адаптированная программа, - специальная школа, коррекционный класс (недостаток - отсутствие индивидуально подобранной программы) - домашнее обучение, индивидуально подобранная программа (недостаток - отсутствие социальных контактов) Основные направления коррекционной работы: - развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации - развитие речи и коммуникативных способностей - развитие навыков самообслуживания
Слайд 57
Истоки возникновения высшей школы В IV веке до н. э. Платон организовал философскую школу, которая получила название Академии (существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г.) Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах учебное заведение — Ликей ; В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum — место, посвященное Музам);
Слайд 58
Истоки возникновения высшей школы В XI - XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения — медресе ; В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб); В Китае в период «золотого века» ( III - X век) появились учебные заведения университетского типа.
Слайд 59
В Европе XII - XV веков
начинают появляться университеты В конце XI-начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться университетами : Болонья (Италия) – 999 год; Парижский университет (1200 год); в Неаполе (1224 год); Оксфорде (1206 год); Кембридже (1231 год); Лиссабоне (1290 год).
Слайд 60
Развитие высшей школы XIII в. – насчитывалось 19 университетов; XIV в . – достигло 44. В университетах появляются факультеты или колледжи Когда появился первый университет в России? Сколько сейчас университетов в России?
Слайд 61
1. Что происходит сегодня в
(медицинском) образовании?
2. Какой психолого-педагогической компетенцией должен обладать преподаватель?
Слайд 62
Перспективы развития медицинского и фармацевтического образования
в России
«Государство заказывает такое образование, на которое у него есть средства»
Д. А. Медведев
Слайд 63
Возможно получение медицинского и фармацевтического образования на следующих уровнях профессионального образования Ординатура (2 года, 96 программ) Повышение квалификации Профессиональная переподготовка Должность Младшей медицинс-кой сестры по уходу за больными Должности среднего медицинского персонала Профессиональная деятельность по специальности
Слайд 64
Система высшего медицинского и фармацевтического образования Обучение за счет средств студента (на платной основе)
Слайд 65
Направления развития
медицинского и фармацевтического образования Повышение квалификации ППС (1 раз в 3 года). Модернизация ООП и учебных программ. Модернизация образовательных технологий. Модернизация контроля знаний обучающихся. Использование информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе. Информационная открытость для всех участников ОП ( информационный сайт вуза ).
Слайд 67
Методы преподавания Увеличения доли переноса теоретических знаний на самоподготовку. Аудиторная работа должна максимально использоваться для практикумов и научной студенческой работы. Использование дистанционных методов обучения. Использование симуляционных систем прямого и непрямого обучения. Обучение практическим навыкам по системе наставничества.
Слайд 68
Отличительные особенности внедрения нового стандарта Больше часов на практическую подготовку (с 1 курса – практика) Целевая установка- допустить врача к практической деятельности после 6 курса по специальностям: терапия, педиатрия, стоматология общей практики (по 3 специальностям) Введение системы – аккредитация на должность» с 2016 г. как допуск к оказанию конкретной мед. Помощи. Каждые 5 лет специалист проходит ПК. Внедрение накопительной системы. Симуляционный курс – в интернатуре и ординатуре. До 2018 г. – 80 симуляционных центров в РФ. Функции: обучающая и аккредитация.
Слайд 69
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Проблемно-ориентированное обучение на основе моделирования клинических ситуаций и формулирования тактики диагностики и лечения Объективно-структурированный клинический экзамен на тренажерах симуляционных и образовательных Центров Практические занятия со стандартизованными пациентами Использование симуляционных компьютерных обучающих программ Клинический экзамен у постели больного ВНЕДРЕНИЕ И ШИРОКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 70
Резюме: общий контекст развития медицинского образования Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров и ФГОС ВПО нового поколения
Слайд 71
Принципиальные отличия ФГОС от ГОС ВПО первого и второго поколений
1) «Рамочный» характер, не устанавливает требований к содержанию образовательной программы, а только к ее структуре , результатам освоения и условиям реализации, при этом оставляет большие свободы вузу в рамках реализации вариативной части программы (50% и 70% для программ бакалавриата и магистратуры). 2) Применяет еще не освоенные российскими преподавателями и студентами «европейские» категории и шкалы измерений: компетенции, кредиты (зачетные единицы), модули.
Слайд 73
Революция в образовании?! Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года С 1 сентября 2013 г. вступил в силу закон «Об образовании в РФ»!!!
Слайд 74
Положения, которые носят переворотный характер Прописаны госаккредитация не учреждений и программ, а «образовательной деятельности». Отменено установление и подтверждение государственного аккредитационного статуса.
Слайд 75
Положения, которые носят переворотный характер Вводится ежегодный мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций с целью «комплексного оздоровления системы высшего образования» и дифференциации вузов на имеющих особый статус «режимом наибольшего благоприятствования при финансировании за счет федерального бюджета, региональные – без такого режима и частные.
Слайд 76
Что нужно знать? (ФЗ-273 «Об образовании в РФ» - домашнее задание 1. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 2. Глава 8. Профессиональное образование Статья 69. Высшее образование 3. Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования 4. Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 50. Научно-педагогические работники 5. Статья 89. Управление системой образования
Слайд 77
Домашнее задание Самооценка умений для педагогической и научной деятельности