Презентация - Теория организации

Нажмите для просмотра
Теория организации
Распечатать Последний просмотр с IP: 95.163.255.89

Уникальность: 84%

Слайдов: 32
Просмотров: 3781
Скачиваний: 2646
Размер: 0.49 MB

В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Теория организации Докладчик Блинов Денис Владимирович К.э.н., доцент

Слайд 2

Введение в теорию организации Блинов Д. В. Лекция 3: Организационные структуры Сущность структурного подхода к изучению организации Типы организационных структур Классификация организаций Внутренняя и внешняя среда организация

Слайд 3

Литература

Слайд 4

Понятие «Структуры организации» Структура организации — это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга: сложностью, т. е. степенью разделения деятельности на различные функции; формализацией, т. е. степенью заранее установленных правил и процедур; соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней управления, на которых принимаются решения).

Слайд 5

Структура организация Структура организации — схема взаимосвязей отделов, департементов и других ее составных частей. Рациональная структура организации предполагает комбинацию следующих трех факторов: 1) реальных взаимосвязей между конкретными людьми; 2) политики руководства и методов управления; 3) полномочий и функций работников.

Слайд 6

Содержание структурного подхода к деятельности организации Структурный подход к организации предусматривает описание: формальных и неформальных структур внутри организации; вопросов разделения труда; вопросов контроля; вопросов департаментализации

Слайд 7

Формальная/неформальная организация Формальная организация — это вид организации, в которой спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций. Неформальная организация — вид организации, в которой взаимоотношения не носят заранее спроектированного и закрепленного характера. Формируется такая организация на основе каких-либо общих интересов группы работников, вопросов личной безопасности и т. д. Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций — есть их исчерпывающее описание, определены процедуры выполнения.

Слайд 8

Формальная/неформальная организация Формальная организация характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций — есть их исчерпывающее описание, определены процедуры выполнения. Чем выше уровень стандартизации (а определенный уровень необходим), тем меньше личный вклад работника и меньше альтернатив поведения внутри формальной организации. Степень формализации в разных организациях различна. Однако многие виды социальных взаимодействий во внутренней среде организации не вписываются в ее формальную структуру, поэтому существуют неформальные организации.

Слайд 9

Разделение труда Вертикальное разделение труда связано с иерархией Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения его между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний, тем она сложнее. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций.

Слайд 10

Объем контроля Увеличение числа подчиненных ведет к росту количества взаимосвязей, находящихся под контролем руководителя. Существует формула, известная как формула Грайчунаса , для определения количества потенциальных контактов (взаимосвязей) руководителя с различным числом подчиненных: Согласно приведенной формуле: при n 2 С 6, n 5 С 100, n 10 С 5210.

Слайд 11

Объем контроля Сколько же подчиненных должно быть у руководителя? В теории организаций указывается, что надо учитывать такие факторы, как требуемый контакт, уровень образованности подчиненных, способность людей к общению. Считается, что руководитель эффективно должен (может) управлять не более чем семью (плюс-минус два) подчиненными; при однородности решаемых проблем это число возрастает со снижением уровня руководства. В интересах повышения эффективности управления организация разделяется на структурные блоки — отделы, службы, департаменты. Такой подход называется департаментализационным. В настоящее время теория организаций сформировала четыре вида подобных подходов. Функциональное разделение труда; Территориальное разделение труда Производственная депарментализация; Проектная департментализация

Слайд 12

Объем контроля

Слайд 13

Структура системы Подсистема — это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область, например технологическую, экономическую, организационную, правовую. Современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных, и рассматривает ее как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.

Слайд 14

Организация как социальная система Организация как социальная система имеет следующие отличительные черты: 1. Организация — целевая система. Она создается для достижения определенных целей. 2. Члены организации представляют собой управляемую общность людей, объединенных для достижения общей цели. 3. Организации свойственна иерархичность, которую можно представить в виде системы подчинения с единым управляющим центром. Таким образом, организация представляет собой систему, в которой люди иерархически соединены в общность для достижения цели. Итак, понятие организация и система весьма близки. Объясняется это тем, что организация есть частный случай системы. Люди объединяются для тoгo, чтобы своей деятельностью удовлетворить потребность отдельного человека, коллектива или общества.

Слайд 15

Классификации систем Существует несколько классификаций систем, но основной является их группировка в трех подсистемах: Техническая подсистема включает технические устройства (машины, приборы) или технологические процессы, основанные на применении технических средств. Управлять такой подсистемой просто. 2) Биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Это взаимодействующие живые организмы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной ограниченности набора решений. Процесс принятия решений чаще носит непредсказуемый характер.

Слайд 16

Классификация систем 3) Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема объединяет людей и обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обусловливается быстротой изменения сознания человека. В социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую. Социальные, биологические и технические системы могут быть искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические системы), жесткими и мягкими

Слайд 17

Классификация систем

Слайд 18

Классификация систем Рассмотрим данную классификацию систем на примере социальных систем. Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных прогpaмм или целей, например семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз. Естественные системы создаются природой или обществом, например цикличность времен года, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики. Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее, например коммерческие предприятия, средства массовой информации, органы местной власти. Закрытые системы характеризуются внутренними связями и создаются людьми или организациями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала или учредителей, например профсоюзы, политические партии.

Слайд 19

Классификация систем Полностью предсказуемые системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом, например система обучения студентов в институте, система регистрации организаций. Частично предсказуемые системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными, что обусловлено тем, что одни события могут происходить помимо воли (форс-мажорные обстоятельства), другие из-за недостатка профессионализма персонала, третьи из-за сложности задания или новизны информации (например, деятельность венчурных компаний, научно-исследовательских подразделений).

Слайд 20

Классификация систем Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии управления и производства. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним воздействиям, медленно реагируют на слабые воздействия. Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним воздействиям, поэтому слабую устойчивость, например система котировок ценных бумаг, коллектив творческих работников, новые организации

Слайд 21

Свойства организационных систем Свойство связности: элементы набора могут действовать только вместе, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается; Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих e г o элементов; Свойство самосохранения: система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности; Свойство организационной целостности: система имеет потребность в организации и управлении.

Слайд 22

Свойство связности

Слайд 23

Свойство эмерджентности (неожиданности)

Слайд 24

Свойство самосохранения Свойство самосохранения: система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий и использует для этого все свои возможности;

Слайд 25

Свойство целостности свойство организационной целостности: система имеет потребность в организации и управлении.

Слайд 26

Схематическое отражение организации как системы Каждая организация как система имеет входное воздействие (которое складывается из воздействий внешней среды (вход 1) и собственных воздействий (вход 2)), систему ее обработки, конечные результаты и обратную связь

Слайд 27

Внешняя и внутренняя среда организации и их взаимодействие Для того чтобы комплекс, состоящий из людей, машин и механизмов, материалов и других ресурсов, смог функционировать как единое целое — необходимо объединение, превращение в организацию

Слайд 28

Основные характеристики внешней среды

Слайд 29

Среда прямого воздействия (микросреда)

Слайд 30

Объекты конкуренции

Слайд 31

Основные факторы среды косвенного воздействия

Слайд 32

Внутренняя среда организации К внутренним переменным организации относятся: цели и задачи — это желаемый результат или желаемое конечное состояние организации (получение прибыли, доля рынка, объема продаж, снижение затрат, увеличение числа клиентов, повышение производительности, рентабельность). Этапы процесса достижения целей организации: руководство организации: разрабатывает цели всей организации, определяет цели подразделений, сообщает эту систему целей подразделениям; руководство подразделений: конкретизирует цели подразделений, сообщает цели и ставит задачи перед конкретными работниками; члены коллектива: соотносят свои цели и цели организации, подразделений, соотносят свои цели и цели других, действуют; руководство организации и подразделений оценивает результаты деятельности членов коллектива в соответствии с поставленными целями, полученная информация используется для обоснований целей следующего периода.