Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Стратегический анализ
Слайд 2
Стратегическое управление организацией состоит из 5-ти основных этапов планирования:
1. Формирование видения, миссии, целей;
2. Стратегический анализ.
3. Стратегический выбор.
4. Реализация стратегии.
5. Контроль, оценка результатов деятельности и введение корректирующих действий.
Стратегическое управление
Слайд 3
Этап стратегического анализа в системе стратегического управления включает в себя:
анализ внешней среды;
анализ внутренней среды.
Стратегический анализ
Слайд 4
Внутренняя среда организации анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство (процесс оказания услуг), персонал, организация управления.
Стратегическийанализ
Слайд 5
При анализе внешнего окружения исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции.
При этом внешнее окружение делят на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия - микросреда) и макроокружение (среда косвенного воздействия - макросреда).
Слайд 6
Основное назначение анализа внешней среды - выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в будущем, с тем, чтобы правильно определить стратегию и общую политику организации.
Анализ внешней среды
Слайд 7
Для анализа внешней среды используют методы PEST – анализа, SWOT-анализа.
PEST-анализ помогает увидеть картину внешнего окружения организации, выделить наиболее важные факторы .
Анализ внешней среды
Слайд 8
Внешний анализ является частью SWOT-анализа. SWOT - это аббревиатура четырех английских слов:
S - Strengths (сильные стороны);
W - Weaknesses (слабые стороны);
О - Opportunities (возможности);
Т - Threats (угрозы).
Анализ внешней среды
Слайд 9
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к повышению эффективности деятельности организации, например:
благоприятная демографическая ситуация,
расширение социального партнерства школы,
разработка новых программ дополнительного образования учащихся,
дальнейшее развитие своего позитивного имиджа в местном сообществе и др.
Анализ внешней среды
Слайд 10
Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции организации ослабить ее конкурентный статус. К числу угроз, например, можно отнести:
неблагоприятные демографические изменения,
недостаточное государственное бюджетное финансирование,
увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, поступающих в 1-й класс и др.
Анализ внешней среды
Слайд 11
Таким образом,
внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегическое развитие.
Факторы внешней среды
Слайд 12
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках организации, выделяют две группы внешних факторов:
факторы отдаленного воздействия, представляющие макросреду;
непосредственного влияния ближнего окружения (микросреда) или отраслевые факторы.
Факторы внешней среды
Слайд 13
Факторы внешней среды
Слайд 14
Микросреда (ближнее окружение, отраслевые факторы) -
включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют на основную деятельность организации или зависят от ее результатов:
это конкуренты, потребители, социальные партнеры, инвесторы, муниципальные органы управления, профессиональные организации и иные организации.
Факторы внешней среды (микросреда)
Слайд 15
Макросреда включает общие факторы, которые не оказывают влияния на краткосрочную деятельность организации, но могут влиять на ее долгосрочные решения:
это законодательство, региональные и федеральные органы управления, демографическая ситуация, уровень развития информационных технологий, экономическая ситуация в стране и мире, и др.
Факторы внешней среды (макросреда)
Слайд 16
РЕSТ - это аббревиатура четырех английских слов:
Р - Political (политико-правовые),
Е - Economic (экономические),
S - Sociocultural (социально-культурные),
Т-Technological fоrces (технологические) факторы.
PEST - анализ
Слайд 17
РЕSТ-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты деятельности организации.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии развития организации:
политико-правовые;
экономические;
социально-культурные;
технологические.
Анализ этих факторов получил название РЕSТ-анализа.
PEST - анализ
Слайд 18
Цель РЕSТ-анализа - отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных организации, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
PEST - анализ
Слайд 19
Политика.P.Экономика.E
Правительственная стабильность.
Изменение законодательства.
Государственное влияние на отрасль, включая долю государственной собственности.
Государственное регулирование конкуренции в отрасли.
Налоговая политика..Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад).
Курс национальной валюты и ставка рефинансирования.
Уровень инфляции.
Уровень безработицы.
Цены на энергоресурсы.
.S..T
Демографические изменения.
Изменение структуры доходов.
Отношение к труду и отдыху.
Социальная мобильность населения.
Активность потребителей..Государственная техническая политика.
Значимые тенденции в области информационных технологий.
Новые технологии (скорость обновления и освоения новых технологий).
Слайд 20
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
PEST - анализ
Слайд 21
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы.
Для большинства организаций это является важнейшим условием их деловой активности.
PEST - анализ
Слайд 22
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники.
PEST - анализ
Слайд 23
Факторы влияния.
Внутренние факторы системы (образование в целом в муниципалитете, регионе, стране, мире).Внешние факторы системы (за пределами образования)
Политические (политико-правовые).Введение ЕГЭ / профильного обучения…предполагает, что в нашей школе….Реализация принципа преемственности политической власти России позволяет нашей школе быть уверенной в том, что…
Экономические.Переход на нормативное подушевое финансирование ОУ может вызвать в нашей школе…/обеспечить нашей школе….Мировой экономический кризис может сказаться на качестве образовательного процесса нашей школы…
Социальные.Увеличение полномочий общественногосударственных органов управления в образовании потребует от нашей школы….Демографические проблемы города могут обеспечить в нашей школе…
Технологические.Значимость информационнокоммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовании скажется на том, что в нашей школе….Значительное увеличение роли информационных технологий в жизни общества потребует от нашей школы…
Рабочая таблица оформления результатов PEST-анализа
PEST - анализ
Слайд 24
Порядок проведения PEST-анализа
Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование организации.
Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данной организации путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию организации по 5-балльной шкале: "пять" - сильное воздействие, серьезная опасность; "единица" - отсутствие воздействия, угрозы.
Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данной организации.
PEST - анализ
Слайд 26
Суммарная оценка указывает на степень готовности организации реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
В данном случае оценка 4,2 показывает, что реакция организации на стратегические факторы внешней среды находится на хорошем уровне.
PEST - анализ
Слайд 27
Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.
Анализ внутренней среды
Слайд 28
Для проведения оценки непосредственно среды бизнеса и ближайшего социума в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы.
Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Анализ внутренней среды
Слайд 29
Анализ внутренней среды организации является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации.
В зависимости от конкретной ситуации стратегический анализ внутренней среды организации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.
Анализ внутренней среды
Слайд 30
Сильные стороны – это опыт и ресурсы, которыми владеет организация, а также стратегически важные направления деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.
Слабые стороны – это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.
Анализ внутренней среды
Слайд 31
Системность. Означает рассмотрение организации как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений).
Комплексность. Предполагает анализ всех составляющих частей организации.
Сопоставимость. Требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентов.
Уникальность, или специфические цели организации.
Принципы анализа внутренней среды
Слайд 32
Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности организации:
система управления
производственный процесс
управление персоналом
управление хозяйственной деятельностью
техническое развитие
экономика и финансы
инновации
Анализ внутренней среды
Слайд 33
Сильные стороны.Слабые стороны
Сплоченность и работоспособность коллектива.Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу
Высокий авторитет директора в школе.Низкая мотивация школьников к учебному труду
Высококвалифицированный персонал.Отсутствие системы постоянного мониторинга рынков труда и образовательных услуг.
Участие учителей в инновационной деятельности.Материально-техническая база не соответствует современному уровню.
Стабильность численности учащихся.Отсутствие службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процессов.
Стабильно высокие результаты ЕГЭ.Недостаточное количество средств на обустройство здания и ремонтно-строительные работы.
Наличие победителей и призеров предметных олимпиад.Сложившаяся система профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся
Высокая степень обеспечения безопасности и защищенности учащихся школы.Низкая потребность учителей в самообразовании и недостаточное желание участвовать в инновационной деятельности
Слайд 34
Возможности.Угрозы (ограничения)
В результатах образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления.Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим количеством учащихся
В результатах взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района.Отсутствие системы, стимулирующей карьерный рост молодых кадров.
Возможность самофинансирования.Действующая система управления не позволяет эффективно маневрировать ресурсами школы
Инвестиции частных предпринимателей и спонсорская поддержка.Увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, поступающих в 1-й класс
Реализация платных образовательных услуг.Недостаточное государственное бюджетное финансирование
Слайд 35
Показатели.Степень важности показателя (в баллах от 1 до 5).Балльная оценка конкурентоспособности
1.2.3.4.5
Сильные стороны:......
Высококвалифицированный персонал.5....*.
Стабильно высокие результаты ЕГЭ.5.....*
Наличие победителей и призеров предметных олимпиад.4...*..
Стабильность численности учащихся.4..*...
Итого....65..
Слайд 36
Слабые стороны:.Степень важности показателя (в баллах от 1 до 5).1.2.3.4.5
Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу.4..*...
Материально-техническая база не соответствует современному уровню.4...*..
Отсутствие службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процессов..3...*..
Низкая мотивация школьников к учебному труду.5..*...
Итого....39..
Слайд 37
Отличие PEST-анализа от SWOT-анализа:
PEST-анализ изучает рынок;
SWOT-анализ изучает положение организации на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.
Стратегический анализ