Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Токарева Марина Викторовна, ведущий методист Центра естественно-математического образования
Слайд 2
Это актуально
«…на умение хорошо пользоваться учебниками следует обращать большое внимание, так как чтение учебника значительно отличается от чтения книг легкого содержания…
Умение читать учебник дается детям не сразу».
Карл Карлович Сент-Илер
(1834 – 1901)
Слайд 3
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
в исследованиях участвует более шестидесяти стран и территорий;
позволяют оценивать качество отечественного образования в сравнении
с другими странами;
в международных сравнительных исследованиях Россия участвует
с 1990-х годов;
международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS – изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы;
международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA – оценивание способности пятнадцатилетних школьников применять полученные знания и умения в жизни.
Слайд 4
Международные исследования
ЧТО УЧИТЫВАЕТСЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?
ПО КАКИМ ПАРАМЕТРАМ ИДЁТ СРАВНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ?
Слайд 5
Результаты российских учащихся в исследованиях PIRLS, TIMSS, PISA
по всем ступеням общего образования, полученные в 2015 и 2016 годах
Слайд 6
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ PIRLS
«ИЗУЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА»
Оценивание действий читателя, обеспечивающих полноту понимания текста:
находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
делать на основе этой информации несложные выводы;
интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;
оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Слайд 7
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - PISA
Оцениваются три группы читательских действий:
1. Восстановление, вычитывание информации из текста.
Цель действия: извлечь информацию и заполнить «зазоры» текста. Восстановить реалии, описанные в тексте.
2. Толкование, объяснение, интерпретация, понимание информации, сообщенной в тексте.
Цель действия: связать отдельные авторские сообщения в целостную картину. Понять, что хотел сказать читателю автор.
3. Размышление и оценка информации, сообщенной в тексте.
Цель действия: отнестись к тому, что сказал мне автор. Поместить авторское сообщение в собственный контекст.
Слайд 8
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ - PISA
Грамотность чтения – способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания, их рефлексии и использованию прочитанного в жизненных ситуациях.
Рефлексия текста – размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания.
У российских школьников грамотность чтения сформирована значительно хуже, чем у учащихся из многих европейских стран.
Слайд 9
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ:
…СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ;
Смысловое чтение предполагает понимание читающими:
Начальное общее образование.Основное общее образование
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами….значений большей части слов, употребленных в тексте в прямом и в переносном смысле;
содержания каждого из предложений, входящих в состав текста;
уяснение смысловой связи между предложениями;
содержания отдельных частей текста и смысла этих частей;
основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Слайд 10
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста при внимательном прочтении;
при смысловом чтении у учащегося работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами;
при овладении смысловым чтением у учащегося развивается устная речь и письменная речь, как следующая ступень развития.
Слайд 11
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
В ныне действующей Примерной основной образовательной программе общего образования смысловое чтение определяется как познавательное общеучебное универсальное действие:
«…смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Слайд 12
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение как метапредметное учебное действие – основа успешной учебной деятельности в целом.
Её качество определяется тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл.
Слайд 13
ВИДЫ ЧТЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
При чтении важное значение имеет то, для чего оно осуществляется: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.
С учетом этих факторов выделены виды чтения:
поисковое (просмотровое);
ознакомительное;
изучающее;
рефлексивное (вдумчивое).
Слайд 14
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
скоростное чтение;
позволяет оценить структуру и содержание учебника (главы, параграфа, статьи);
дает общее представление о сложности и новизне содержания;
позволяет вспомнить известные сведения, облегчить восприятие нового материала;
общее представление о структуре учебника поможет учащимся быстро ориентироваться в нем.
Слайд 15
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Перед просмотровым чтением учащимся дается
установка на его понимание:
прочитайте текст, постарайтесь понять его содержание.
Задания, требующие просмотрового чтения:
определите, о чем (о ком) говорится в тексте;
назовите явления (процессы), рассматриваемые
в тексте;
найдите в тексте фрагменты, являющиеся ответами на вопросы …
Слайд 16
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Учебник. 9 класс
Слайд 17
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Слайд 18
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Слайд 19
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Слайд 20
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ (ПРОСМОТРОВОЕ)
Слайд 21
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
более подробное, чем просмотровое;
дает общее представление о смысле написанного в параграфе;
выборочно читают отдельные предложения или абзацы, целиком читают определения и выводы, вопросы и задания после параграфа;
значение непонятных слов уточняют в биологическом словаре;
позволяет настроиться на восприятие нового материала.
Слайд 22
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Учебник. 7 класс
Слайд 23
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Биология. Учебник.
8 класс
Слайд 24
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Слайд 25
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Слайд 26
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
предполагает максимально полное и точное освоение содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях;
направлено на восприятие, понимание и логическую переработку учебной информации;
способствует развитию у учащихся языковых знаний и логических умений: восприятие смысловых частей текста и логических связей между ними; понимание слов, предложений, абзацев.
Слайд 27
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
используют приемы:
постановка вопросов к тексту – способствует уяснению его содержания;
составление графических схем – направлено на выявление логических отношений между основными положениями текста;
составление плана – позволяет установить порядок изложения и логические связи между отдельными частями текста;
написание тезисов – предполагает вычленение из текста наиболее существенных утверждений.
Слайд 31
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Учебник. 9 класс
Слайд 34
РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ
сопоставление разных точек зрения из разных источников информации;
смысловое свертывание выделенных фактов, понимание назначения разных видов текста;
анализ изменения своего эмоционального состояния при чтении, получении и переработке полученной информации;
сопоставление иллюстративного материала с информацией текста.
Слайд 35
РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ
Слайд 36
РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ
Слайд 37
РЕФЛЕКСИВНОЕ (ВДУМЧИВОЕ) ЧТЕНИЕ
Слайд 38
УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
I. Работай с заголовком!
Прочитав заголовок, остановись!
Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
Вспомни все, что ты уже знаешь по этой теме.
Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы.
Попытайся, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
После этого приступай к чтению. Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.
Слайд 39
УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
II. Работай с текстом!
Обращай внимание на непонятное в тексте.
Читая следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения.
Если есть, найди их объяснение в словарях или справочниках, спроси у учителя и одноклассников.
Непонятным может быть само содержание текста. Подумай, не связано ли это непонимание с изученным, но плохо усвоенным материалом.
Подумай, что именно из ранее изученного материала мешает пониманию, и повтори его.
Подумай, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.
Слайд 40
УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
III. Веди диалог с автором!
По ходу чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании.
Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь дать предположительные ответы на свои вопросы, ищи эти ответы в тексте. Если не можешь найти ответ, помни, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайся найти недостающие сведения в других источниках.
Слайд 41
УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
III. Веди диалог с автором!
Выделяй главное!
Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет и дополняет.
По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста.
Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные элементы текста.
В случае необходимости делай выписки.
Рассматривай все приведенные в учебнике примеры и придумывай свои.
На протяжении работы старайся представить себе то, о чем ты читал!
Слайд 42
УЧИМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
IV. Запоминай материал!
Объясни себе, в чем связь мыслей – пунктов твоего плана.
Перескажи текст по плану.
Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
V. Проверяй себя!
Ответив на вопросы, проверь по учебнику правильность своего ответа.
После пересказа проверь, все ли выделенное тобой пересказано и не было ли при этом ошибок.
Слайд 43
ВНИМАНИЕ, ВОПРОС!
Слайд 44
Что ждать от 2019/20 учебного года учителям биологии
Федеральный проект «Современная школа»
Оценка читательской грамотности. Стандартизированные материалы
Слайд 45
16.12.2019 (16.00–17:30)
«Как сделать так, чтобы уроки по биологии стали самыми любимыми?»
Токарева Марина Викторовна, ведущий методист редакции биологии и естествознания Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»
18.12.2019 (09.30–11:00)
«Какие проблемы возникают при выполнении заданий на ОГЭ»
Скворцов Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, зам. декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе, председатель предметной комиссии ГИА — 9 по г. Москве, автор пособий издательства «Просвещение»
24.12.2019 (09.30–11:00)
«Проблемы экологического образования на современном этапе»
Приорова Елена Михайловна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры социальной безопасности МГОУ, автор пособий издательства "Просвещение"
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРОВ
Слайд 48
Спасибо за внимание!