Презентация - Вегетативные дисфункции у детей

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Вегетативные дисфункции у детей
Распечатать
  • Уникальность: 83%
  • Слайдов: 57
  • Просмотров: 5895
  • Скачиваний: 3103
  • Размер: 1.39 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 1
Вегетативные дисфункции у детей

Слайд 2

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 2
Вегетативная дистония – состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, сосудов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервных систем.

Слайд 3

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 3
Вегетативная дисфункция
Это заболевание организма, характеризующееся симптомокомплексом расстройств психоэмоциональной, сенсомоторной и вегетативной активности, связанных с надсегментарными и сегментарными нарушениями вегетативной регуляции деятельности различных органов и систем.

Слайд 4

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 4
Вегетативная дисфункция является одним из наиболее распространенных заболеваний среди подростков, частота ее в популяции мальчиков, по данным различных авторов, колеблется от 54,6% до 72,6%, а среди девочек от 62,4% до 78,2%.

Слайд 5

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 5
Возрастные периоды риска формирования вегетативных нарушений
Первый возрастной пик – 7-8 лет, время, когда ребенок поступает в школу, и появляются серьезные стрессовые ситуации. Второй пик – препубертатный и пубертатный возраст, часто сопровождается быстрым ростом, изменением росто-весовых показателей, значительными гормональными изменениями Третий пик – 16-18 лет.

Слайд 6

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 6
ВНС - отдел нервной системы, контролирующий и регулирующий работу всех внутренних органов, способствующий поддержанию гомеостаза – относительного равновесия внутренней среды организма.

Слайд 7

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 7
Симпатический отдел вегетативной нервной системы регулирует преимущественно адаптационно-трофические процессы в ситуациях, требующих напряженной психической и физической деятельности. Парасимпатический отдел проявляет свою основную функцию вне периода напряженной активности организма, преимущественно в период «отдыха», и регулирует анаболические процессы, инсулярный аппарат, функцию пищеварения, опорожнения полых органов, способствует поддержанию постоянства гомеостаза.

Слайд 8

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 8
Нейроциркуляторная дистония
Синдром функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы, обусловленный неадекватность ее регуляции со стороны центральной нервной системы. Выделяют варианты : - кардиальный - гипертензивный - гипотензивный Нейроциркуляторная дисфункция – это клинико-патогенетическая форма вегетативной патологии, обусловленная неполноценностью аппарата, регулирующего сосудистый тонус, в первую очередь – церебральных сосудов.

Слайд 9

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 9
Основные причины ВД у детей:
Поражение нервной системы (особенно гипоталамической и стволовой области головного мозга): – органическая патология с характерной клинической картиной (относится к компетенции невропатологов); – микропатология, обусловленная перинатальными поражениями ЦНС, травмами головного мозга, последствиями нейроинфекций. Резидуальные перинатальные изменения ЦНС являются наиболее частой причиной ВД в детском возрасте. Неврологи нередко диагностируют у них астено–невротические реакции или минимальную мозговую дисфункцию(ММД). Нередко на первый план выступают симптомы со стороны внутренних органов, поэтому таких детей обычно наблюдают и лечат педиатры. Одним из проявлений ММД является гиперреактивность с дефицитом внимания (ГРДВ). ГРДВ – самая распространенная причина нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Знание этой патологии важно педиатрам для своевременного направления детей к невропатологу и психиатру. Невроз. В детском возрасте чаще встречаются: • невроз астенический (после болезней, чрезмерной физической и умственной нагрузки); • невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, страхи, движения. Конституциональные особенности нервной системы. Это прежде всего дети с нервно–артритическим типом конституции, что нередко сочетается с недифференцированным синдромом дисплазии соединительной ткани.

Слайд 10

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 10
Основные причины ВД у детей:
Психоэмоциональные особенности личности ребенка: повышенная тревожность, депрессивные состояния. Психоэмоциональное напряжение (неблагоприятная обстановка в семье, неправильная тактика воспитания, гиперопека, конфликты) Умственное и физическое перенапряжение (занятия в спец. школе, спортивных секциях) Малоподвижный образ жизни (резкое снижение толерантности к физ. нагрузкам) Гормональный дисбаланс (пре- и пубертатный период, врожденные и приобретенные заболевания желез внутренней секреции) Хронические очаги инфекции, соматические заболевания Вредные привычки Другие причины (шейный остеохондроз, наркоз, неблагоприятные метеоусловия, избыточная масса тела) Сочетание указанных видов патологии.

Слайд 11

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 11
Этиология ВД
К нарушениям функции надсегментарных вегетативных центров приводят: Наследственно-конституциональные особенности (чаще нейровегетативный профиль матери) Неблагоприятное течение беременности и родов (гипоксия, родовая травма, внутриутробные инфекции,) Психоэмоциональное напряжение (конфликты в семье, школе) Хронически очаги инфекции Гормональная дисфункция К сегментарным вегетативным нарушениям приводят: Повреждения шейного отдела позвоночника (после перенесенного ППЦНС) Вертобробазилярная сосудистая недостаточность Опухоли ЦНС Выраженные остеохондрозы Инфекции (ганглиолиты, соляриты) В 90% случая сочетание нескольких этиологических факторов

Слайд 12

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 12
Классификации ВД Вегетативные типы 1. Симпатикотонический 2. Ваготонический 3. Смешанный Характер течения 1. Перманентное 2. Пароксизмальное 3. смешанное Клинические синдромы (изолированные или в сочетаниях) 1. Синдром артериальной гипертензии 2. Синдром артериальной гипотензии 3. Нейрогенные обмороки 4. Цефалгический синдром 5. Вестибулопатический синдром 6. Нейрогенная гипертермия (термоневроз) 7. Функциональная кардиопатия 8. Гипервентиляционный синдром (дыхательный невроз) 9. Дискинезия верхних отделов ЖКТ 10. Дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки) 11. Ангиотрофоневроз 12. Нейрогенный мочевой пузырь 13. Функциональная легочная гипертензия 14. Гипергидроз 15. Нейроэндокринный синдром 16. Вегетативные кризы (панические атаки): - симпатико-адреналовые - вагоинсулярные

Слайд 13

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 13
Классификации ВД
Клинико-патогенетическая форма.Уровень поражения.Характеристика вегетативного гомеостаза
1. Нейроциркуляторная дисфункция 2. Вегето-сосудистая дисфункция 3.Вегето-висцеральная дисфункция 4. Пароксизмальная вегетативная недостаточность.Надсегментарный сегментарный.А. Исходный вегетативный тонус (эйтония, ваготония, симпатикотония) Б. Вегетативная реактивность (нормальная, гиперсимпатикотоническая, асимпатикотоническая) В. Вегетативное обеспечение (нормальное, недостаточное, избыточное)

Слайд 14

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 14
Диагностика ВД
Выделяют фазу клинических проявлений и ремиссии Вегетативный гомеостаз характеризуют - исходный вегетативный тонус (ИВТ) - вегетативная реактивность (ВР) - вегетативное обеспечение деятельности (ВОД)

Слайд 15

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 15
Клиника ВД
Неврологические жалобы: головные боли Кардиальные: кардиалгии, неприятные ощущения в области сердца; Со стороны органов дыхания: одышка при физической нагрузке, глубокие вздохи без видимой причины, Со стороны ЖКТ: боли в животе, диспепсии (тошнота, рвота, отрыжка, проявления рефлюксной болезни, чередование спастических запоров или необъяснимых поносов) Нарушение терморегуляции -«термоневрозы» в виде зябкости, ознобов, ассиметрия аксиллярной температуры Повышение слюноотделения Со стороны мочевыделительной системы –нейрогенные нарушения мочевого пузыря;

Слайд 16

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 16

Слайд 17

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 17
Комплексная психологическая характеристика ребенка - ВАГОТОНИКА
Ребенок с ваготоническим ИВТ чаще являлся интровертом, он направлен на события внутреннего мира. Преобладающий фон настроения стабильно невысокий, со склонностью к уединению. Продуманные, взвешенные формы поведения преобладают над импульсивными (логика преобладает над чувствами и эмоциями). В характере личности на первый план выходят высокие показатели дисциплинированности и педантизма в виде чрезмерной аккуратности, строгой приверженности внутреннему плану действий, высокой подчиняемости. Ваготоники медленно включаются в работу за счет медленного возникновения и развития процессов возбуждения (их трудно «раскрутить»), однако способны длительно выполнять монотонную работу при сохранении высокой степени произвольного внимания и точности. Показатели тревожности высокие, обусловлены личностным компонентом. Тревожность выражается в робости, неуверенности в себе, сомнениях в правильности своих действий, высокой ранимости, чрезмерной чувствительности к замечаниям. Показатели внешних проявлений агрессивности низкие. При этом высока склонность к аутоагрессии, что проявляется в чувстве неудовлетворенности собой, завышенных требованиях к качеству выполняемой работы и в болезненных переживаниях в связи с необходимостью соответствовать требованиям окружающих (синдром «отличника»). Дети с исходной ваготонией склонны во всем обвинять себя. Их самооценка неадекватна, со склонностью к занижению. Ваготоники лучше чувствуют себя на «вторых» ролях, отличаются потребностью в сохранении теплых отношений с небольшим, но особо значимым окружением, предпочитают партнерские формы взаимоотношений. В целом для них характерен пассивный тип социализации при высокой подчиняемости, выборе индивидуальных форм работы и избегании малозначимых социальных контактов.

Слайд 18

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 18
Комплексная психологическая характеристика ребенка - СИМПАТИКОТОНИКА
Ребенок с симпатикотоническим ИВТ чаще бывает экстравертом, он направлен на мир внешних событий. Преобладающий эмоциональный фон настроения стабильно повышен, со склонностью к быстрым и бурным реакциям. Импульсивные формы поведения преобладают над взвешенными и продуманными, чувства и эмоции преобладают над логикой (такие дети сначала делают, а потом думают). В характеристике личности на первый план выходят высокие показатели демонстративности и экзальтированности. Это проявляется в стремлении быть в центре внимания любой ценой, в переоценке своей внешности, возможностей, личности в целом. Характерна высокая подвижность процессов возбуждения при плохо развитом торможении («заводятся с половины оборота»). Симпатикотоники легко берутся за любое дело, но редко доводят его до конца. Им свойственны высокие показатели агрессивности в сочетании с низкой дисциплинированностью, что проявляется противопоставлением собственных установок влиянию среды и морали, преобладанием реакций напора, нападения, отстаивания своих интересов вплоть до применения физической силы. Показатели тревожности относительно невысокие, обусловлены в основном ситуативным компонентом, страхом утраты лидирующих позиций, личностной исключительности, страхом показаться смешным и слабым. Эти дети склонны во всем обвинять других. Их самооценка неадекватная, со склонностью к завышению. Симпатикотоники лучше чувствуют себя в роли лидера, готовы подчиняться только авторитарному стилю взаимодействия, демонстрируют высокую поисковую активность и напористость с целью самоутверждения. В целом для них характерен активный тип социализации при низкой подчиняемости и избытке социальных контактов.

Слайд 19

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 19
Нейроциркуляторная дисфункция
Синдромы и основные клинические проявления.Патофизиологическая сущность нарушений
Нейроциркуляторный синдром: стойкая цефалгия, головокружение, кардиалгии.Нарушение церебрального кровотока и недостаточность тонуса вен, затрудненного венозного оттока
Психоэмоциональные расстройства (эмоциональная лабильность, склонность к тревожности, фобиям и др.).Расстройства нормальных взаимоотношений между корой головного мозга и подкорковыми образованиями
Синдром дезадаптации: слабость, утомляемость, снижение работоспособности, непереносимость физических нагрузок, метеочувствительность.Истощение резерва адаптации, общая энергетическая недостаточность с нарушением биоритмики организма
Гипоталамический синдром: нарушение терморегуляции, ожирение, стрии, нарушение полового развития.Нарушение функции гипоталамической области
Синдром нарушения обмена: пастозность лица, конечностей, полиартралгии.Повышение периферического венозного давления, нарушение капиллярного кровообращения, внутритканевого давления

Слайд 20

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 20
Вегето-сосудистая дисфункция
Синдромы и основные клинические проявления.Патофизиологическая сущность нарушений
Синдром нарушения функции проводимости миокарда: номотопные аритмии, гетеротопные экстрасистолии, ускорение АВ-проводимости, внутрижелудочковые блокады.Нарушение возбудимости корковых структур, нейросекреции, гормональные отклонения, нарушение взаимоотношений между симпатической нервной системой и парасимпатической
Гиперкинетический синдром: артериальная гипертензия, повышение ударного объема.Активация симпатико-адреналовой системы, гормонов гипофиза, коры надпочечников
Синдром сократительной дисфункции миокарда: неприятные ощущения в области сердца, одышка при физической нагрузке, артериальная гипотензия.Повышение конечного диастолического давления с нарушением расслабления миокарда
Синдром тонической дисфункции миокарда: пролапс митрального клапана сердца, нарушение тоничности капиллярных и хордальных мышц сердца.Нарушение реципрокных взаимоотношений симпатической и парасимпатической нервной системы, изменение тоничности сердечной мышцы
Миокардиальный (МКД)- стойкие кардиалгии, нарушение процессов реполяризации на ЭКГ.Изменения мембранного потенциала и каналов ионного транспорта, снижение ударного объема крови

Слайд 21

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 21
Вегето-висцеральная дисфункция
Нарушение нервной, сердечно-сосудистой систем, дыхательной, пищеварительной, мочевыводящей систем.

Слайд 22

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 22
Пароксизмальная вегетативная недостаточность
Это клинически-патогенетическая форма вегетативной дисфункции, которая характеризуется вегетативными кризами (пароксизмами), которая является результатом перенапряжения вегетативной нервной системы и снижения адаптационных процессов, тяжелейшим проявлением дизрегуляции Пароксизмальная вегетативная недостаточность может иметь генерализованный или локальный характер и проявляется в виде вагоинсулярных, симпатоадреналовых и смешанных кризов.

Слайд 23

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 23
Вегетативные кризы
Симпатикоадреналовый криз - головная боль, повышение АД, резкая тахикардия вплоть до пароксизмальной, повышение температуры, сухость во рту, ознобы, полиурия, чувство страха и тревоги. Вагоинсулярный криз - приступы удушья, обильная потливость, гипотермия, боли в животе с тошнотой и рвотой, мигренеподобные головные боли, возможен спазм гортани, падение АД вплоть до коллапса. Смешанный криз - сочетание тех и других симптомов

Слайд 24

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 24
Основные клинические признаки симпатоадреналового и вагоинсулярного кризов у детей
признаки.Симпатоандреноловый криз.Вагоинсулярный криз
Частота возникновения.часто.редко
Наличие предвестников.Отсутствует, внезапное начало.Слабость, разбитость, тревожность
Частота пульса.Резкая тахикардия.Брадикардия или тахикардия
Артериальное давление.повышено.снижено
Приступ одышки.отсутствует.присутствует
потливость.Не выражена.значительная
Озноб, похолодание конечностей.имеются.отсутствуют
Болевые ощущения.В области сердца.Головная боль, боль в животе

Слайд 25

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 25
Для диагностики пароксизмальной вегетативной недостаточности используют основные критерии:
Повторяемость пароксизмов (не менее 3-х в течение 3-недель в ситуациях, не связанных с физическими перегрузками или другими стрессовыми ситуациями). Наличие 4 из 12 указанных полисистемных вегетативных симптомов и эмоционально-аффективных расстройств: - приступ сердцебиения; - тахикардия; - потливость; - озноб; - тремор; - ощущение нехватки воздуха; - одышка; - затрудненное дыхание; - удушье; - боль и дискомфорт в левой половине грудной клетки - тошнота и абдоминальный дискомфорт; - ощущение головокружения, легкости в голове или предобморочное состояние; - онемение или покалывания - ощущение дереализации, деперсонализации, страха смерти - волны жара и холода Исключение других соматических и психических заболеваний

Слайд 26

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 26

План обследования при ВД
Вегетативный гомеостаз.Методы обследования.Лабораторные показатели.Осмотр специалистов
ИВТ Вегетативная реактивность Вегетативное обеспечение.ЭКГ в покое и при физической нагрузке Лекарственные пробы (атропин, калий хлорид по показания)* ЭхоКГ СМАД* СХМ* РЭГ ЭЭГ ЭхоЭГ.Кл.ан.крови б/х (белки острой фазы, липидограмма, глюкоза, мочевая кислота, мочевина, креатинин, электролиты) Ан.мочи общий.окулист лор невропатолог эндокринолог кардиолог

Слайд 27

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 27
Принципы лечения ВД
Необходимость учета этиологии и патогенеза заболевания у конкретного ребенка; Лечение должно быть комплексным и включать различные виды воздействия на организм; Целесообразно проводить лечение длительно – для ликвидации изменений в ВНС нередко требуется больше времени, чем для их формирования; Терапия должна быть своевременной, т.к. эффект от лечения тем лучше, чем раньше оно начато; Патогенетическую терапию следует проводить обязательно с учетом типа ВД, течения, наличия сопутствующих и фоновых заболеваний; Психотерапевтические мероприятия должны касаться не только ребенка, но и родителей Лечение проводит педиатр, кардиоревматолог, невропатолог и др. специалисты.

Слайд 28

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 28
Немедикаментозные методы лечения
1. Режим дня: - утренняя гимнастика; - чередование умственной и физической нагрузки - прогулки не менее 2-3 часов в день - ограничение просмотра телепередач до 1-1,5 часов в день; - ночной сон не менее 8-10 часов; - короткий отдых днем (до 20 минут) 2. Занятия физкультурой, спортом, ЛФК: симпатический тип: плавание, дозированная ходьба, туризм парасимпатический: лыжи, коньки, велосипед кардиальный тип: медленный бег, плавание, бадминтон При выраженной клинике, кризах занятия спортом не рекомендуются Не рекомендуются футбол, волейбол, виды спорта связанные с ударами – прыжки, бокс, борьба, кикбоксинг, карате и др.

Слайд 29

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 29
Виды спорта при ВД
рекомендуются.не показаны
Оздоровительное плавание.Гимнастика
Велосипед.Легкая атлетика
Спортивная ходьба.Прыжки
Виды «медленного бега».Теннис
Командно-игровые виды спорта (волейбол, баскетбол).Различные виды борьбы: вольная, самбо, каратэ и др.
Коньки.Бокс
лыжи.Тяжелая атлетика

Слайд 30

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 30
3. Диета: Симпатический тип: - исключить копчености, острые блюда, шоколад, кофе - ограничение поваренной соли (не более 10-15 г/сут) - ограничение жирных сортов мяса - увеличение солей калия и магния (гречневая, овсяная, пшеничная крупы, соя, фасоль, горох, абрикос, персики, шиповник, курага, кабачки, морковь, свекла, баклажаны, лук, салат, орехи, петрушка) - увеличить потребление полиненасыщенных жирных кислот (подсолнечное, оливковое, кукурузное масло) - уменьшить потребление белка Парасимпатический тип: не переедать, не менее 4-5 раз в день достаточный питьевой режим увеличить потребление белка не ограничивать соль, пряности, специй рекомендовать кофе, какао, крепкий чай избегать избытка мучных продуктов, сладостей, копченостей, животных жиров

Слайд 31

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 31
4. Лечебный массаж Симпатический тип: Парасимпатический тип: - массаж области позвоночника - массаж нижних конечностей, - шейно-воротниковой зоны - живота, - сегментарный - общий массаж, - кистей рук. 5. Рефлексотерапия: 10-12 процедур ежедневно или через 1-2 дня. иглорефлексотерапия 6. Водные процедуры: при симпатическом типе: углекислые, сульфидные, с седативными травами; при парасимпатическом типе: общие хвойные, кислородные, солянно-хвойные ванные; Для стабилизации сосудистого тонуса – скипидарные ванны, душ Шарко, веерный и циркуляторный души; В домашних условиях – обливание, обтирание, контрастный душ с растиранием жестким полотенцем, солянно-хвойные ванны, пенистые ванны.

Слайд 32

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 32
Водолечение при ВД

Слайд 33

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 33
7. Физиотерапевтические методы: Симпатикотонический тип Парасимпатикотонический тип (гипотензивное, седативное спазмолитическое воздействие) -гальванизация, диатермия - электрофорез синокаротидной зоны 5% р-ром кальция хлорида, -электрофорез по Вермилю 1% р-ром кофеина, или воротниковой зоны: эфедрина, мезатона по 5% р-ром бромида натрия, воротниковой методике или по 4% р-ром сульфата магния, методике рефлексов по Щербаку 2% р-ром эуфиллина, - УФО общее от1/4 до 2 биодоз 1% р-ром папаверина 16-20 процедур на курс -электросон с частотой - электросон с частотой импульсов 10Гц 100 Гц -лазеротерапия на рефлексогенные зоны, точки.

Слайд 34

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 34
При смешанном типе: - электрофорез 1% р-ра новокаина и 0,2%р-ра иодида калия по глазнично-затылочной методике; эндоназальный электрофорез 2% р-ра новокаина Для стимуляции функции коры надпочечников : ДВМ - терапию области надпочечников (Th10- L4) Для седативного, антиаритмического, гипотензивного действия: переменное магнитное поле на воротниковую область

Слайд 35

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 35
8. Психотерапия: - рациональная или групповая (коррекция особенностей личности, смещение акцентов в системе отношений в сторону максимальной социализации, воспитание адекватных реакций); - аутотренинг, релаксация; гипнотический сон-отдых; формирование правильного образа жизни; обучение приемам активирующей функциональной саморегуляции, позволяющей повысить тренированность вегетативных регуляторных систем; 9. Санация хронических очагов инфекции, устранение перегрузок, гиподинамии, стрессовых ситуаций.

Слайд 36

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 36
Медикаментозная терапия
Назначается, Во-первых, после использования комплекса описанных выше мероприятий или в сочетании с ними; Во-вторых, ее следует начинать с наиболее известных и обладающих наименьшими побочными действиями препаратов; В-третьих, в связи с длительным лечением не следует назначать много лекарств; постепенно одно сменяют другим, чередуют различные методы воздействия на организм

Слайд 37

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 37
Медикаментозная терапия ВД
1. Седативные средства: - валериана, пустырник, боярышник, пион; седативные травянистые сборы Ново-Пассит, валоседан Седативная терапия должна быть длительной, прерывистыми курсами со сменой препарата каждые 3 недели. Седативные растительные средства назначаются детям в виде настоев, отваров, таблеток, покрытых оболочкой.

Слайд 38

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 38
Кроме настоек и экстрактов из фитопрепаратов, могут использоваться также различные «чаи». Из препаратов валерианы лучше всего зарекомендовал себя «валериановый чай»: 1 ст. ложку измельченного корня валерианы заварить с вечера 1 стаканом крутого кипятка, накрыть блюдцем и на следующий день принять настой в 3-4 приема. Точно так же готовится «чай» из травы пустырника, которая обладает даже большими, чем валериана, успокаивающими свойствами. При острых невротических реакциях в качестве быстродействующего «огнетушителя» может использоваться «валериановый коктейль»: 5-15 мл настойки валерианы, т.е. 1 чайная, десертная или столовая ложка, пополам с водой. Менее убедителен седативный эффект таблетированного экстракта валерианы.

Слайд 39

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 39
Рекомендуемые фитопрепараты для детей с СВД
Препараты.Торговое название
Препараты валерианы.Настойка валерианы Экстракт валерианы
Препараты пустырника.Настойка пустырника Экстракт пустырника жидкий
Препарат травы пассифлоры.Экстракт пассифлоры жидкий
Препарат зверобоя.Негрустин (стандартизированный экстракт зверобоя)
Комбинированные препараты.Санасон (валериана , шишки хмеля) Персен (валериана, мята перечная, мята лимонная) Дормиплат (валериана, мелисса)- с 6 лет Новопассит (гвайфенезин, экстракты боярышника, хмеля, мелиссы, зверобоя, страстоцвета, бузины, валерианы)

Слайд 40

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 40
Персен
.Персен (таблетки).Персен форте (капсулы)
Содержание валерианы.50 мг.125 мг
Содержание мяты и мелиссы.25 мг.25 мг
Дозировка.1 таб х 2-3р/сут.1 кап х 1-2 р/сут
Применение в детском возрасте.С 3 до 12 лет.С 12 лет
противопоказания.Повышенная чувствительность к компонентам, артериальная гипотензия

Слайд 41

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 41
2. Транквилизаторы: действуют успокаивающе, уменьшают невротические проявления (страх, тревогу), обладают вегетотропным свойством, устраняют лабильность АД, облегчают засыпание и т.д. Симпатический тип Парасимпатический тип Смешанный тип Мепробамат - триоксазин - беллоид Седуксен - рудотель - белласпон Феназепам - седуксен в малых дозах - фенибут Тазепам - амизил - грандаксин Препараты назначаются 1–2 раза в сутки, при стабилизации состояния препарат отменяется. Лечение препаратами следует начинать в условиях стационара. Длительность лечения в среднем составляет 10–14 дней. Более продолжительные курсы терапии проводятся по показаниям невропатологом или психоневрологом.

Слайд 42

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 42
Транквилизаторы (анксиолитики)
Группы препаратов.Препараты
Агонисты бензодиазепиновых рецепторов.Хлордиазепокид (элениум, хлозепид, либриум) Диазепам (сибазон, реланиум, седуксен) Феназепам «Дневные транквилизаторы»: Тофизепам (грандаксин) Медазепам (мезапам, рудотель, нобриум)
Вещества разного типа.Атаракс, амизил, триоксазин

Слайд 43

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 43
3. Антидепрессанты: - при тревоге, подавленности, тоске, колебаниях настроения – азафен; - при тревожно-депрессивных состояниях, страхах, стойком болевом синдроме, гиперсаливации – амитриптилин; При астенодепрессивных состояниях, заторможенности – мелипрамин; 4. Нейролептики: 1-2 мес. Нейролептики показаны детям с острой и хронической тревогой, при двигательным беспокойстве, наличии тиков, ипохондрии, страхов, стойком болевом синдроме. Они снижают реакцию на внешние раздражители, обладают вегетотропным действием, рекомендуются к применению при неэффективности транквилизаторов. Чаще всего из этой группы препаратов используется френолон в дозе 5-15 мг в сутки, сонапакс в дозе детям дошкольного возраста от 10 до 20 мг в сутки, школьного — по 20-30 мг в сутки, терален в дозе 5-15 мг в сутки. Френолон и сонапакс дают хороший эффект при кардиалгиях. Терален обладает еще и антигистаминным свойством. В минимальных дозах можно сочетать друг с другом транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики.

Слайд 44

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 44
5. Психостимуляторы: при выраженной ваготонии, гипотензии, брадикардии, депрессии. лимонник женьшень аралия элеутерококк родиола розовая заманиха Все эти препараты назначают по 1-2 капли на 1 год жизни в первой половине дня 2 раза в день за 30 минут до еды в течение 1-2 месяцев, чередуя их между собой, с перерывами по 2-3 недели.

Слайд 45

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 45
Применяемые стимулирующие растительные средства оказывают приспособительное действие, влияют на адаптационные механизмы организма, именно поэтому они получили название адаптогенов, оказывают воздействие на: ЦНС (от продолговатого мозга до коры); психическую сферу; соматические структуры. Адаптогены обладают центральным и периферическим действием. Центральное действие включает регуляцию равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых центрах, проявляющееся в улучшении памяти, настроения, восприятии информации, в повышении остроты зрения и слуха. Периферическое действие заключается в активации иммунной, эндокринной, кроветворной систем, в повышении сосудистого и мышечного тонуса и функций внутренних органов. Лечение курсовое, продолжительность курса – 3 недели, перерыв между курсами 6–7 дней.

Слайд 46

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 46
Адаптогены не следует назначать детям:
До 12 лет При наличии нарушений ритма; На высоте острых инфекционных заболеваний женьшень противопоказан при склонности к кровоточивости; лимонник – при повышенном внутричерепном давлении, при наличии в анамнезе повышенной судорожной готовности, эписиндрома; аралия – при гиперкинезах

Слайд 47

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 47
6. Нейрометаболические стимуляторы, улучшающие обменные процессы в ЦНС. Показаны детям с выраженными проявлениями СВД. Нейрометаболические стимуляторы оказывают не только положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, но и стимулируют окислительно-восстановительные процессы, усиливают утилизацию глюкозы, улучшают энергетический потенциал организма, повышают устойчивость ткани мозга к гипоксии, способствуют улучшению памяти, облегчают процесс обучения. С этой целью назначают: ноотропил (0,4-0,6 мг в сутки), фенибут (0,5-0,7 г в сутки). Также используется кортексин, глутаминовая кислота, церебролизин внутримышечно, курс лечения — 10-15 инъекций. Лечение этими препаратами проводят 2-3 раза в год. Оригинальный отечественный нейро-метаболический препарат кортексин обладает тканеспецифическим действием, он стимулирует репаративные процессы и восстанавливает функции головного мозга. Высокая терапевтическая эффективность кортексина сочетается с противоэпилептическими свойствами, что для данной категории пациентов весьма актуально (назначается по 10 мг внутримышечно, курс — 10 дней).

Слайд 48

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 48
Нейрометаболические стимуляторы показаны детям с выраженной ВД, функциональной соматической патологией, резидуально-органическими изменениями Пирацетам (ноотропил) Энцефабол (пиридитол) Пантогам; Пантокальцин – агонист ГАМКв–рецепторов. Церебролизин Актовегин Инстенон

Слайд 49

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 49
Ноотропные препараты
Ваготония (стимулирующий эффект).Симпатикотония (седативный эффект)
Пирацетам Пикамилон Глутаминовая кислота Аминолон.Фенибут Пантогам Глицин

Слайд 50

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 50
7. При выраженной гипертензии дегидратационная терапия: - Курсы диакарба, глицерола, мочегонных трав 8. Для улучшения микроциркуляции: Трентал Кавинтон (циннаризин) Стугерон, циннаризин 9. Другие средства: Симпатикотония Ваготония Препараты калия, магния - препараты кальция, фосфора Витамины В1,Е - витамины В6, аскорбиновая кислота При вегетативной дисрегуляции, являющейся причиной кардиальных изменений (экстрасистолии, различных тахиаритмий, нарушения проводимости, неспецифических изменений ST–T изменений), для предупреждения дистрофии миокарда, нормализации кардиоцеребрального взаимодействия показано назначение мемраностабилизирующих препаратов, обладающих метаболическим и антиоксидантным действием.

Слайд 51

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 51
При смешанной форме вегетативной дистонии чередуют в течение дня седативную и стимулирующую фитотерапию. Для ноотропов – пирацетама, энцефабола, аминолона характерен отчетливый стимулирующий эффект. Применение этих препаратов целесообразно при ваготонии. В настоящее время в лечении СВД стали использоваться препараты, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины в изолированном виде или в их сочетании: Коэнзим Q10 Веторон L-карнитин, кальций, магний, цинк, селен, витамин В6. Кальцинова, поливитамины. Магне В6, магнерот Мультитабс.

Слайд 52

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 52
Терапевтические курсы при ВД
Лечение детей с симпатикотонией: Седативные средства Антиоксиданты Ноотропы Кардиотрофики (препараты калия). Витамины (витамин Е, витамин В1)
Лечение детей с ваготонией: Адаптогены Антиоксиданты Ноотропы Кардиотрофики (кальция) Витамины (аскорбиновая кислота, витамин В6)

Слайд 53

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 53
Лечение кризов
Симпатоадреналовых - установить правильный режим дыхания - придать удобное положение (мышечная релаксация) успокаивающие психотерапевтические беседы Симптоматическая терапия: при повышении АД – сосудорасширяющие препараты: дибазол, папаверин, эуфиллин, диуретики транквилизаторы седативные препараты при выраженной тахикардии - в-адреноблокаторы (обзидан, анаприлин) Вагоинсулярные успокаивающие препараты при понижении АД – мезатон в/м ударный объем сердца – кофеин при брадикардии атропин

Слайд 54

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 54
Оказание помощи детям с вегетативными кризами
Симпатико - адреналовый криз.Вагоинсулярный криз
1. Психотерапия и седативная фитотерапия.Психотерапия и седативная фитотерапия
2. Транквилизаторы (седуксен, реланиум ).Кордиамин п/к
3. Сонапакс.Адаптогены (настойка женьшеня , элеутерококка и др.)
4. Комбинация: седуксен + сонапакс.Беллоид, беллатаминал
5. Пирроксан.Антигистаминные препараты (при аллергических реакциях)
6. Обзидан (0,5 -1 мг / кг).Атропин п/к

Слайд 55

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 55
Диспансерное наблюдение
Осматривает участковый педиатр или школьный врач 2 раза в год с оценкой вегетативного статуса, измерением АД и проведение ЭКГ. Лор, окулист, невролог показаны 1 раз в год Физкультура спец. группа. От прививок не освобождают

Слайд 56

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 56
Прогноз
Прогноз вегетативной дисфункции благоприятен, нередко ее проявления навсегда остаются в детстве. Однако, без профилактики и лечения, может приводить к стойкому повышению артериального давления, из-за чего изменяются структура и функции различных внутренних органов; к нарушениям процессов пищеварения и т.д.. При вегетативной дисфункции необходимо проводить регулярные сезонные курсы профилактики обострений, для чего назначают фитотерапию, витаминотерапию, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение.

Слайд 57

Вегетативные дисфункции у детей, слайд 57

Благодарю за внимание
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.