Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Я научилась просто, мудро жить…»
Урок по лирике А.Ахматовой
подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1078 Панкратова Н.А.
Слайд 2
«Все мы бражники здесь, блудницы…»
Какое настроение определяет внутреннее состояние лирической героини?
В чём причина такого настроения?
Какие ключевые слова помогают представить мир, в котором живут герои?
Слайд 3
«Цветов и неживых вещей…»
Какая новая тема появляется в стихотворении?
Как лирическая героиня ощущает себя в этом мире?
Почему вы сделали такой вывод?
Слайд 4
«Я пришла сюда, бездельница…»
В каких взаимоотношениях стихия природы и стихия души лирической героини?
Какие ключевые слова помогли вам это понять?
Слайд 5
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…»
Какая новая тема звучит в этом стихотворении?
Каким чувством окрашен рассказ о России?
В чём причина этого чувства?
Какой видит Россию лирическая героиня А.Ахматовой?
О чём говорят прочитанные сегодня стихи А.Ахматовой?
Слайд 6
«Я научилась просто, мудро жить…»
Что значит «просто» и «мудро»?
Какие ключевые слова помогают понять представления лирической героини о жизни?
Как объясните соседство эпитетов к слову «жизнь» - «тленная» и «прекрасная»?
Слайд 7
1914 год
Для А.Ахматовой ХХ век начался некалендарно: с 1914 года, когда началась Первая мировая война.
Слайд 9
Какие ключевые слова помогают нам представить картины жизни?
На каком художественном приёме строится пейзаж войны?
Какие голоса заполняют окружающий мир?
Какова эмоциональная оценка войны?
Слайд 10
Молитва
С какой молитвой обращается лирическая героиня к Богу?
Как это её характеризует?
Слайд 11
Памяти 19 июля 1914
Как понимаете МЫ в начале стихотворения? Кто это МЫ?
Как изменилось восприятие мира А.Ахматовой?
Слайд 12
Вывод
Поэзия А.Ахматовой проходит путь развития, меняется и её лирическая героиня.
Уже в раннем творчестве А.Ахматовой появляется мотив неудовлетворённости искусственно создаваемой, придуманной жизнью («Все мы бражники здесь, блудницы…»). Это заставляет А.Ахматову внимательней присмотреться к окружающему миру, миру живой природы, в котором царит гармония, красота, покой («Цветов и неживых вещей…»). И в этом мире стихия природы и стихия человеческой души совпадают («Я пришла сюда, бездельница… »)
Слайд 13
В стихотворении «Ты знаешь, я томлюсь в неволе…» тема родного края, России окрашивается чувством боли и тоски. Скудной, ветхой, неяркой видит Россию А.Ахматова. Здесь появляется чувство вины лирической героини, так как она обретает не только способность оглянуться вокруг, но и увидеть себя другими глазами, расширяется духовный кругозор лирической героини. Происходит смена мироощущений: «Я научилась просто, мудро жить…» Просто – вдали от жизни ненастоящей, искусственной, ближе к миру естественному, природному. Мудро – открыв секрет жизни: она одновременно «тленна» и «прекрасна»; временное и вечное, среди которого живёт человек, одинаково важно для него.
Слайд 14
Но на смену миру покоя, тишины, гармонии приходит мир беды, несчастья («Июль 1914», «Молитва», «Памяти 19 июля 1914»). Лирическая героиня вместе со своим народом, с Россией, она готова на любые жертвы со своей стороны, лишь бы прекратить это «противное Богу» событие:
Дай мне горькие годы недуга,
За дыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка, и друга,
И таинственный песенный дар…