Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Профилактика столкновения с онлайн-рисками подростков в интернете
Галина Солдатова, д-р психол. наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Слайд 2
Факторы риска суицидального поведения у подростков
Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8—24
Слайд 3
Факторы риска суицидального поведения у подростков
Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8—24
Слайд 4
Индивидуально-личностные особенности
Слайд 5
Система межличностных отношений
Межличностные конфликты в школе
Межличностные конфликты со сверстниками
Трудности межличностного взаимодействия
Проблема одиночества
Неразделенные чувства
Жертва буллинга, кибербуллинга
Общение со сверстниками, склонными к суицидальному поведению
Слайд 6
Семейный фактор
Недостаток качественного общения с родителями, низкое доверие, недостаток взаимного уважения
Семейные конфликты
Жесткий контроль и навязчивая опека над детьми
Низкая цифровая грамотность родителей и невозможность быть экспертами в безопасном использовании сети
Насилие в семье (Среди 21 метода воспитательного воздействия лишь три положительные: воспитательные беседы, положительные примеры и разговор с ребенком как со взрослым)
Потеря родителя, суицид родителя
(Типы семей суицидентов ( по данным ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П.Сербского», Дозорцева Е.Г.): Опекунские – 8%, Неполные – 38% Полные – 54%)
Слайд 7
Когнитивный фактор
Особый комплекс убеждений относительно допустимости суицидального поведения (что более характерно для личностно дисгармоничных подростов)
Слабая сформированность представлений о последствиях суицида (данный вариант свойственен скорее подросткам с незрелой личностью)
Нереалистичность представлений о смерти у подростков, недопониманием ее необратимости.
Вероятно, именно сочетание суицидальных мыслей с представлением о допустимости суицида, а также взаимодействие с другими факторами оказывает решающее воздействие на формирование суицидального поведения.
Слайд 8
Векторы эволюции онлайн-рисков
Слайд 9
Таймлайн истории «групп смерти»
Слайд 10
Этапы прохождения суицидальной игры
Слайд 11
Этапы вовлечения в деструктивные онлайн-сообщества
Слайд 12
Психологические приемы и тактики манипулированиия
Слайд 13
Темы ювенойи и моральные паники в России 1996-2017
Слайд 14
Закрытые группы ВКонтакте,
распространяющие негативный контент суицидального характера
Следующий пост свидетельствует о том, что деятельность подобных групп не заканчивается их формальным закрытием, а продолжается в сходных группах, в том числе путем «инвайтов» (оплаченные приглашения в новые группы сходной темы).
Слайд 15
Закон об уголовной ответственности за побуждение граждан к самоубийству, в том числе несовершеннолетних (7 июня 2017)
Слайд 16
Критерии, определяющие включение информации в реестр запрещенных ресурсов (Приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 № 1022/368/666)
Слайд 17
Закрытые «группы смерти» как новая форма онлайн-рисков
Суицидальные группы
Слайд 18
Креолизованные тексты
Слайд 19
Пример контента в закрытых группах суицидального характера
#Тихий дом, #морекитов, #f57, #clubsuiside1528, #sedative и подобные им. Многие из них уже закрыты, однако уже организованы и функционируют новые…
Слайд 20
Принуждение к суициду в интернете – новый коммуникативно-контентный риск
Контент
Контент+коммуникация
Слайд 21
«Эффект Вертера»
Воздействие информации о суицидах в литературе и средствах массовой информации на совершение самоубийств в полной мере не изучено.
Феномен «подражательного» суицидального поведения был назван «эффект (или синдром) Вертера» по аналогии с романом XVIII века «Страдания юного Вертера», написанного Иоганном Вольфгангом фон Гёте.
Примером воздействия средств массовой информации на совершение суицидов можно считать факты, описанные исследователями A. Шмидтке, Х. Хэфнер. После того как по телевидению показали самоубийство 19-летнего немецкого студента на железной дороге, в течение 70 дней после этого увеличилось число суицидов, совершенных подобным образом среди подростков. Но нет оснований предполагать, что все, совершившие самоубийство подобным образом, смотрели программу.
Любов Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение.
Часть I. // Суицидология. 2012. № 3. С. 20—28
Слайд 22
«Эффект Вертера»
Ayers J. W. et al. Internet searches for suicide following the release of 13 Reasons Why //JAMA internal medicine. – 2017. – Т. 177. – №. 10. – С. 1527-1529
«13 причин почему» - это сериал, который описывает причины суицида девочки-подростка. В финальном эпизоде демонстрируется 3-минутная сцена самоубийства. Сериал стал популярен среди подростков.
Слайд 23
«Эффект Вертера»
Dupuis G., Deonandan R. Facebook suicide memorial pages: Are they in compliance with WHO’s suicide media guidelines?. – 2018.
Слайд 24
Негативный суицидальный контент
Слайд 25
Аудио-контент
«Прыгай вниз прыгай вниз не бойся,
Тихо шепчет мне в душу дождь,
Прыгай вниз и не беспокойся о том,
Куда ты попадешь.
Прыгай вниз прыгай вниз не бойся,
Твоя жизнь сплошная ложь,
Прыгай вниз и ни о чем не беспокойся -
Все равно когда-нибудь умрешь»
Олеся Троянская, 1995 г.
«Мировых проблем непочатый край. Интересы государства всего важней. Я лежу на полу и глотаю пыль. Подо мной бетон, а кругом - апрель. Прописные истины жизни Так доступны, легки и понятны На словах, на бумаге, на стенах... Ну а если - на шее, на венах, - как тогда? Я убиваю себя.»
Группа «Адаптация», 1999 г.
Слайд 26
Текстовый контент
Использование классических произведений для романтизации и героизации суицида
Авторский контент
(пишут сами дети и подростки)
а) В группах и сообществах б) тема смерти и суицида в личных переписках в) контент на страницах пользователя
«Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня…
…Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!»
М. Цветаева, «Молитва»
«Глазами взвила ввысь стрелу.
Улыбку убери твою!
А сердце рвется к выстрелу,
а горло бредит бритвою»
В.В. Маяковский, «Человек»
Слайд 27
Пути попадания в закрытые группы с запрещенным и опасным контентом
Пути попадания
Опасность подобных групп
Слайд 28
Регулирование потока опасного контента
Законодательное регулирование распространения опасного контента
Как дети сталкиваются с негативным контентом
Слайд 29
Анализ открытых групп на тему суицидов ВКонтакте (N=100) (2016 г.)
«Облако» слов из статусов групп
В среднем в сутки размещается 7 публикаций
26% групп приостановили свою деятельность с ноября 2016 г.
Слайд 30
Анализ групп в Вконтакте по запросу «суицид» (N=100) 2017 г. Результаты поиска: 1 498 групп
2% групп с суицидальным контентом в открытых сообществах в Вконтакте
Слайд 31
Результаты поисковых запросов на слово «суицид» в Google, первые 100 результатов
.2016 г..2017 г.
Сайты с нейтральной общей информацией.50%.93%
Сайты, предлагающие помощь.20%.6%
Сайты со скрытой пропагандой.30%.1%
Из 100 результатов в поисковике Google в 2017 г. 93 –новостные и информационные ресурсы.
Слайд 32
Анализ поискового запроса в Google «суицид». Результатов: примерно 3 290 000
Опровержение романтизации смерти
Способы самоубийства. Суицид без розовых очков
Способ: Отравление
«Если самоубийца все же умрет, не дождавшись помощи, то его близким предстанет труп с рвотными массами в волосах, в испражнениях, в трупных пятнах, с характерным зловонным запахом и признаками разной степени разложения...
В общем, «красота» необыкновенная. Драматический эффект, на который возможно рассчитывал самоубийца в своих романтических иллюзиях, будет явно смазан. Наивно думать, что у того человека, который это найдет, будет вызывать «скорую», помогать укладывать труп в пакет, потом куда-то тащить его, останутся какие-то добрые воспоминания о суициденте».
Слайд 33
Способы самоубийства. Суицид без розовых очков
Слайд 34
Источник: Т.В. Брябрина, А.И. Гиберт, А.В. Штрахова Опыт контент-анализа суицидальных высказываний в сети интернет лиц с различным уровнем суицидальной активности// Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9, № 3. С. 35–49
Исследование содержания страниц участников суицидальных групп
ФАКТИЧЕСКИЕ СУИЦИДЕНТЫ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СУИЦИДЕНТЫ
Слайд 35
Характеристики семантических полей категории «смерть» для фактических и потенциальных суицидентов
Слайд 37
Динамика онлайн-активности российских школьников: 2009-2016 годы
Всероссийское исследование цифровой компетентности подростков и родителей, Фонд Развития Интернет (2009-2016)
Слайд 38
Статистика суицидов среди несовершеннолетних
15 (2% от 2016 г.) произошедших случаев суицида связано с «группами смерти» -
(По данным Следственного комитета РФ)
Динамика смертности российских подростков на 100 тыс. чел. (ЮНИСЕФ,2011)
Источник: Росстат и Следственный комитет РФ.
Слайд 39
Что сегодня представляют «группы смерти»
Слайд 40
Сторонники ограничений: основные аргументы и позиция (Платформа)
Слайд 41
Противники ограничений: основные аргументы и позиция (Платформа)
Слайд 42
Вопросы о необходимости социальных действий и запретов для регуляции информационной безопасности в сети требует ответа на следующие вопросы:
Слайд 43
Возможные методы мониторинга или оценки суицидального «коммуникативного» контента в интернете, выявления групп риска среди подростков
Слайд 44
Различные основания анализа контента по теме суицида
По виду контента.Текстовый диалоговый или полилоговый контент (свободная беседа одного или нескольких пользователей о суициде в личной переписке, комментариях, топиках, на форумах),
Фото-контент (абстрактные фото либо портреты суицидентов)
Рисуночный контент и креолизованные тексты (комиксы, коллажи, сканы рисунков в тетрадях и дневниках, мемы),
Аудио-контент (в первую очередь, рок и гитарная музыка)
Видеозаписи (фильмы, мультфильмы, ролики)
Интерактивный (игры и приложения, содержащие сцены самоубийств, баннеры)
По жанру.Классическая литература
Современная художественная литература
Научная литература
Интервью и новости
Авторский контент (пишут и выкладывают пользователи)
По локализации в сети.Социальные сети
Поисковики
Сайты
Форумы
Анонимные чаты
Видеохостинги
По уровню доступа.В свободном доступе (в поисковых системах),
В ограниченном доступе (на сайтах, требующих регистрации),
В закрытом доступе (тематические сообщества и форумы)
По содержанию.Содержащие прямой призыв и описание способов совершения самоубийства («Умри и живи»); косвенно транслирующие идею целесообразности суицида («Жизнь-тлен»)
Эмоциональные (действуют на чувственную сферу) и рациональные (описание способов и этапов суицида)
Отвлеченный (абстрактный) контент/Описание конкретных случаев и кейсов
Слайд 45
Куда мигрировали киты?
Слайд 46
практикум
Социальные сети и суицид
Слайд 47
Опрос: «Проводите ли вы мониторинг страниц в социальных сетях обучающихся?»
Слайд 49
Аргументы «за»
Аргументы «против»
Слайд 50
Опрос: «Что следует делать, если вы не имеете доступа к содержимому страницы в социальной сети?»
Слайд 51
Подходы к предупреждению суицидов: Австралийская модель
Слайд 52
Подходы к предупреждению суицидов:Австралийская модель.
Слайд 53
Подходы к предупреждению суицидов: Австралийская модель.
Слайд 54
Технические средства защиты
Слайд 55
Технические средства защиты
Международная организация предотвращения самоубийств «Befrienders» в 1994 г. первой внедрила кризисную терапию через электронную почту.
Слайд 56
Технические средства защиты
Слайд 57
Социальные и психологические факторы развития ребенка
Слайд 58
Онлайн-деятельность
Слайд 59
Индивидуально-личностные особенности
Слайд 60
Возрастно-психологические особенности
Слайд 61
Клинические факторы
Слайд 62
Отношение общества к проблеме суицида
Слайд 64
Актуальная жизненная ситуация
Слайд 65
Система межличностных отношений
Слайд 66
Учебная деятельность
Слайд 67
Существует множество взаимозависимых факторов, влияющих на суицидальное поведение подростка
Слайд 68
Пособия и обучающие программы
Слайд 69
Журнал «Дети в информационном обществе» (издается с 2009 г.)
Слайд 70
Линия помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН»
Слайд 71
Благодарю за внимание!
Слайд 72
Критерии оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр.
Слайд 73
Критерии оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в Единый реестр.