Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Городское методическое объединение
учителей биологии города Димитровграда
Средства обучения биологии
Капкова Т.Г.
Главный методист
учителей биологии
22 мая 2019 года
Слайд 2
Модель структуры учебного процесса
Содержание учебного материала
Методы обучения
Результат
Цель обучения
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Средства обучения
Организационные формы обучения
Слайд 3
Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности (Назарова Т.С., Полат Е.С.).
Средства обучения – совокупность материальных учебно-методических объектов, которые используются для передачи и овладения знаниями, умениями и навыками и общего развития личности учащихся (Григорьева Е.В.).
Средства обучения – разнообразные предметы, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения (И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова).
Слайд 4
Средства
обучения
Основные
Вспомогательные
Вербальные
Наглядные
Слайд 5
Вербальные средства обучения
Слайд 6
Учебно-методический комплекс (УМКс) – система дидактических средств обучения по конкретному предмету (при ведущей роли учебника), создаваемая в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося (Д.Д. Зуев).
Слайд 7
Учебно-методический комплект (УМК) – это система печатных и электронных учебных изданий по конкретному учебному предмету, объединенных концептуально, структурно и содержательно, которая позволяет обеспечить достижение заданных государственным стандартом образовательных результатов, определяемых программой по данному предмету, на основе оптимального использования возможностей каждого вида этих изданий.
Слайд 8
Компоненты УМК
Книга
для чтения
Методическое
пособие для учителя
Тетрадь для оценки
качества знаний
Рабочая тетрадь
для ученика
Учебник
+ электронное пособие
Дидактические
карточки
Программа
Слайд 9
Биология
6 класс
(авторы комплекта И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко и др.)
Слайд 10
Учебник
Тексты
Внетекстовые компоненты
Основные
Аппарат организации усвоения материала
Дополнительные
Аппарат ориентировки
Пояснительные
Иллюстративный материал
Слайд 11
Тексты учебника
Виды текстов.Чем представлены
Основной.Рассказы и деловые статьи, в которых передается главная информация (факты, описания и определения понятий и др.).
Дополнительный.Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация.
Даны в виде отдельных сообщений под рубриками «Это интересно», «Для любознательных» и т.п. или включены в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев.
Пояснительный.Предметные введения к учебнику, разделам, главам, примечания, пояснения, словари и др.
Слайд 12
Внетекстовые компоненты учебника
Компонент.Чем представлен.Функция
Аппарат организации усвоения.Система вопросов и заданий.Формирование ведущих понятий
Аппарат ориентировки.Оглавление, рубрикации, условные обозначения, нумерация страниц, выделения шрифтом, цветом и т.п..Привлечение внимания учащихся , формирование умений работать с учебником
Слайд 13
Внетекстовые компоненты учебника
Компонент.Чем представлен.Функция
Иллюстративный материал.Фотографии.Передают документальность объекта без искажений
Рисунки предметов, ландшафтов, пейзажей.Помогают формированию правильных и четких представлений.
Рисунки-инструкции.Играют роль руководства к действию.
Схемы.Передают основные признаки предмета, процесса, используются для обобщения, выделения главного.
Мультипликационные и юмористические рисунки.Передают мысль, делают процесс познания более увлекательным.
Географические карты.Помогают формированию пространственных представлений
Слайд 14
Страницы учебника
Слайд 15
Страница учебника для самоконтроля
Слайд 16
Приемы ориентирования в учебнике
Пользование оглавлением (нахождение нужного раздела, главы, параграфа).
Пользование указателями.
Пользование шрифтовыми выделениями, выделениями цветом и рамкой, сигналами-символами.
Нахождение иллюстративного материала, вопросов и заданий, таблиц и схем.
Слайд 17
Приемы работы с текстом учебника
Чтение объяснительное, выборочное.
Пересказ подробный, краткий.
Выделение логических частей, главного.
Составление плана.
Нахождение ответа на вопросы учебника, описания к конкретной иллюстрации, определения понятий, признаков понятий и самостоятельное формулирование на их основе определений.
Формулирование выводов.
Формулирование собственных вопросов к параграфу.
Составление собственных заданий по материалам параграфа (ребусов, кроссвордов и т.д.).
Преобразование текста в схему, таблицу.
Слайд 18
Приемы работы с иллюстративным материалом
Распознавание объектов, процессов, явлений.
Описание объектов, процессов, явлений.
Сравнение объектов, процессов, явлений.
Объяснение процессов и явлений и опытов, их демонстрирующих.
Установление взаимосвязи.
Систематизация объектов, процессов, явлений.
Слайд 19
Издания на электронных носителях
Медиакурсы предназначены для изучения, повторения и закрепления учебного материала курса биологии по программе под редакцией И.Н. Пономаревой.
1С: Образование. Биология
Слайд 20
Методика для учителя
Содержание:
программа курса
поурочно-тематическое планирование
методические рекомендации к урокам
дополнительный методический материал («Стандарт основного общего образования по биологии»)
Слайд 21
Значение рабочей тетради
Позволяет управлять самостоятельной деятельностью учащихся.
Дает возможность дифференцировать работу учащихся.
Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Способствует формированию у школьников самостоятельности в обучении и потребности в самообразовании.
Обеспечивает рациональное использование времени на уроке.
Слайд 22
Дидактические карточки
Слайд 23
Средства
обучения
Основные
Вспомогательные
Вербальные
Наглядные
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Слайд 24
Наглядные средства обучения
Группы.Подгруппы.Примеры
Натуральные объекты.Объекты живой природы.Живые организмы (комнатные растения, животные из живого уголка)
Фиксированные объекты (гербарии, влажные препараты, микропрепараты, остеологические препараты, таксидермический материал)
Объекты неживой природы.Коллекции минеральных удобрений , горных пород и минералов
Изображения и отображения предметов и явлений.Объемные.Модели, муляжи, рельефные таблицы
Плоскостные.Модели-аппликации, таблицы, географические карты
Аудиовизуальные.Экранные.Диапозитивы, диафильмы, эпиобъекты, транспаранты
Экранно-звуковые.Кинофильмы, видеофильмы
Звуковые.Аудиозаписи голосов птиц
Слайд 25
Модель
Муляж
Точная копия натурального объекта, в которой отображены не только главные, но и второстепенные, незначительные его признаки.
Мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Слайд 26
Модели и муляжи
Объемные модели
Муляжи
Барельефные модели
Модели- аппликации
Слайд 27
Классификация моделей
Материальные
Статические
Модели
Образные
Действующие
Идеальные
Знаковые
Слайд 28
Аудиовизуальные средства обучения
Экранные (диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты)
Звуковые (аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шума прибоя, леса)
Экранно-звуковые (учебные фильмы, кинофрагменты, видеофильмы)
Слайд 29
Экранные средства обучения
Слайд 30
Диафильм – это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности.
Слайд 31
Приемы работы с диафильмом
Демонстрация фрагментов или отдельных кадров диафильма.
Демонстрация только зрительного ряда без субтитров.
Составление текстов учителем или учениками.
Сопоставление зрительного ряда с тем, что учащиеся видели в природе.
Рассказ с опорой на зрительный ряд.
Составление плана.
Продолжение диафильма.
Слайд 32
Звуковые средства обучения
Слайд 33
Методические требования к применению звуковых средств обучения
При подготовке к уроку учитель отбирает необходимый фрагмент, определяет время и место прослушивания на уроке, составляет вопросы или задания, направленные на целенаправленное прослушивание учащимися.
Перед прослушиванием перед учащимися ставится познавательная задача. Вопросы должны быть написаны на доске или распечатаны на карточках и розданы учащимся.
После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, делают выводы.
Продолжительность прослушивания не должна составлять более 3-5 минут.
Слайд 34
Экранно-звуковые средства обучения
Слайд 35
Достоинства видеофильма
Динамичность изображения.
Передача большого объема информации за короткое время.
Использование мультипликации.
Возможность рассматривания явления в целом и по частям.
Возможность остановить кадр.
Возможность вернуть запись.
Возможность убрать звук.
Слайд 36
Методические требования к демонстрации видеофильмов
При подготовке к уроку учитель отбирает необходимый фрагмент, определяет время и место демонстрации на уроке, составляет вопросы или задания для учащихся.
Перед просмотром перед учащимися ставится познавательная задача. Вопросы должны быть написаны на доске или распечатаны на карточках и розданы учащимся.
В некоторых случаях можно заранее ознакомить учащихся с натуральными объектами, которые будут демонстрироваться в фильме.
При необходимости сосредоточить внимание учащихся на отдельных кадрах учитель может выключить дикторский текст и прокомментировать кадры сам.
После просмотра учащиеся отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, делают выводы.
Продолжительность демонстрации 8 -12 минут.
Слайд 37
Общая методика применения аудиовизуальных средств обучения
Подготовка учителя (отбор необходимого фрагмента, определение времени и места демонстрации на уроке, составление вопросов или заданий для учащихся).
Подготовка учащихся к демонстрации(актуализация знаний в ходе беседы, вступительное слово учителя, постановка вопросов по содержанию слайда).
Демонстрация аудиовизуального средства обучения.
Беседа с целью выяснения степени усвоения материала, позволяющая уточнить и дополнить полученные представления, с использованием других средств наглядности.
Слайд 38
Средства
обучения
Основные
Вспомогательные
Вербальные
Наглядные
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Натуральные
объекты природы
Изображения и отображения предметов и явлений
Аудиовизуальные
Слайд 39
Вспомогательные средства обучения
Слайд 40
Вспомогательные
средства обучения
Технические
средства
обучения
Лабораторное
оборудование
Экскурсионное
оборудование
Аппаратура для
проявления
информации,
заложенной
в аудиовизуальных
средствах
Приборы,
химическая посуда,
реактивы и др.
Компас, папки,
пакеты, линейка
для измерения
высоты снежного
покрова и др.
Слайд 41
Технические средства обучения
Технические устройства экранной статической проекции
Звуковые технические средства
Экранно-звуковые технические средства
Технические средства
ИКТ
Диапроектор
Эпипроектор
Графопроектор
Проигрыватель
Магнитофон
Плеер
Кинопроектор
Видеомагнитофон
Компьютер
Мультимедиа проектор Интерактивная доска и др.
Слайд 42
Классификация педагогических программных средств (ППС)
ППС.Их значение
Обучающие программы.Обеспечивают пошаговое получение по заранее разработанному автором программы сценарию новой учебной информации с учетом в той или иной степени индивидуальных особенностей обучающихся
Программы-тренажеры.Реализуют повторение ранее полученных знаний, получение и закрепление умений и навыков в решении задач
Контролирующие программы.Диагностируют, проверяют и оценивают знания, способности и умения обучаемого.
Информационно-поисковые, справочные системы, базы данных и знаний.Обеспечивают хранение и представление информации в соответствии с требованиями обучаемого.
Имитирующие, моделирующие, демонстрационные программы.Представляют какой-то аспект действительности посредством реализации в компьютере некоторой его модели для изучения основных свойств этой действительности
Слайд 43
Классификация педагогических программных средств (ППС)
ППС.Их значение
Микромиры.Аналогичны моделирующим и имитирующим программам, но не для представления действительности, а для представления вымышленных учебных сред.
Игровые программы с дидактическим содержанием.Развивают логическое мышление, внимание, скорость реакции
Инструментальные системы.Обеспечивают выполнение конкретных действий по обработке информации(текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.)
Электронные учебники и учебные курсы.Объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.
Презентации.Электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности.
Слайд 44
Средства
обучения
Основные
Вспомогательные
Вербальные
Наглядные
Технические средства обучения
Лабораторное оборудование
Экскурсионное оборудование
Учебные программы
Учебники
Учебные пособия
Методические пособия
Натуральные
объекты природы
Изображения и отображения предметов и явлений
Аудиовизуальные
Слайд 45
Современные информационные средства обучения
Использование персональных компьютеров
Система электронных журналов
Электронный учебник по биологии и экологии
Электронная почта и социальные сети
Обучающие компьютерные игры
Видеоконференции со звуко- и видеосопровождением
Файловые архивы для повторения, закрепления и расширения знаний учащихся
Чат – переписка учащихся с преподавателем и друг с другом