Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Виды одарённости
Признаки одарённости
Особенности личности одарённого ребенка
Слайд 2
Интеллектуальная одаренность
Выделяют шесть типов интеллектуального поведения, которые соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности (по материалам Н. М. Барбиной, психолога) :
CООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
БЛЕСТЯЩИЕ
КРЕАТИВЫ
КОМПЕТЕНТНЫЕ
ТАЛАНТЛИВЫЕ
МУДРЫЕ
Слайд 3
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная
одарённость
Слайд 4
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость
Слайд 5
Литературно-поэтическая одарённость
Она выдумала свой волшебный город – с небом,
как топленое молоко, туманами, серыми
крышами домов, грустными фонарями – город,
душу которого охраняет хрупкий светлячок.
Стихи Тамары как ветер над большим городом: они свободны, устремлены к тонкой, хрупкой душе человека, сохраняя ее, спасая, защищая.
Где-то в солнечном мире люди крылаты,
И мысли их нежно-чисты.
И святые у этих людей не распяты,
И художник не мнет холсты.
(Из рецензии Ж.В. Корзуновой)
Слайд 6
Она росла умной девчушкой.
Не по годам развитой...
Но в первом классе чуть не оставили на
второй год. Все дело было в том, что ребенок
оказался неординарным. Нужен был особый подход…
Девочка много читала, читала, наверное, больше, чем многие взрослые…
Потом …быстро повзрослела. Повзрослела духовно, внутренне…
Библию Тома прочла в 5-6 классе. И «Мастера и Маргариту» в пятом…
Ответственность за все на свете – вот ее главная черта. Она открыта, как оголенный нерв...
В классе ее не просто уважают – любят. Доброта – еще одно качество, которое ее отличает. Доброта к людям. Способность понимать, думать, анализировать…
(Кл.руководитель Т.Катасановой Л.В. Медведева)
Приручить талант – значит лишить его силы…
Слайд 7
Признаки одарённости
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности
.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности
.
Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Высокой степени упорство и трудолюбие.
Мотивационный аспект
.
Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
.
Высокая требовательность к результатам собственного труда. Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству
Слайд 8
Признаки одарённости
пытлив и любознателен,
- демонстрирует высокий энергетический уровень;
- независим, неконформен;
- изобретателен, неординарен в высказываниях;
- способен по-разному подойти к проблеме;
- способен на оригинальные идеи или оригинальный результат;
- склонен к завершенности и точности;
- отличается гибким и острым мышлением;
- имеет глубокую память;
- легко и охотно учится;
- умеет связно излагать свои мысли;
- знает намного больше, чем его сверстники;
- проявляет исключительные способности к решению задач…
Слайд 9
Особенности личности
одаренного ребенка
Одаренность с гармоничным типом развития
.
Ошибка: считать одаренностью самостоятельность в выполнении заданий: «сам» подобрал материал, написал реферат …
Стремление к творческой деятельности, повышенная самостоятельность в процессе обучения
.
Устойчиво высокая оценка, с одной стороны, и нестабильная актуальная самооценка, с другой
.
Важно! Эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития личности
.
Независимость: не любит действовать, думать и поступать с оглядкой на мнение большинства
.
Проблема: непредсказуемость и независимость часто ведут к конфликтам
.
Важно! создавать оптимальные по трудности условия их одаренности
.
Высокий потенциал в освоении нового. Перфекционизм (стремление добиться совершенства)
Слайд 10
Особенности личности
одаренного ребенка
Одаренность с дисгармоничным типом развития
.Ошибка: считать одаренного ребенка заведомо хилым, слабым и социально не приспособленным
Неравномерность психического развития
.
Проблема: другие психические сферы – эмоциональная, социальная, физическая – не поспевают за умственным развитием
Значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии
Особая система ценностей, система личных приоритетов
.Проблема: повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность
.Доминирование направленности лишь на усвоение знаний
.
Важно! Система развития одаренности должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована
Слайд 11
Особенности личности
одаренного ребенка
Одаренность с дисгармоничным типом развития
.Проблема: Критическое замечание может вызвать слезы, неуспех приводит к отчаянию, психосоматическим заболеваниям
Повышенная реактивность
.
Проблема: естественное возрастное несоответствие усиливается нежеланием заниматься «не своим» делом
Проблемы с физическим развитием
Трудности социальной адаптации
.Проблема: отстраненность от сверстников, конфликтность, странность ребенка вызывает усмешки…
Возникает ситуация дезадаптации одарённого ребенка. Детей этой группы оправданно относят к группе повышенного риска
Слайд 12
Роль семьи
Важным в развитии личности и одарённости является повышенное внимание родителей.
…Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей…
С другой стороны, проявляя особое внимание, родители часто вмешиваются в учебный процесс и провоцируют конфликт с администрацией и педагогами…
Слайд 13
Проблемы в обучении и воспитании одарённых детей
Если одаренность детей, с одной стороны, восхищает, с другой, они становятся проблемой для окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
1. Неприязнь к школе...
2. Игровые интересы...
3. Погружение в философские проблемы...
4. Несоответствие между физическим,
интеллектуальным и социальным развитием...
5. Сверхчувствительность. Уязвимость... Гиперактивность...
6. Потребность во внимании взрослых...
6. Нетерпимость…
Слайд 14
Наши доводы…
По данным многих специалистов теоретически количество особо одарённых детей составляет 2% от всех родившихся.
Если так, то при рождении 20 млн должны появляться 400 тыс. талантов. Где же они?
Разве это не наша вина, родители и учителя, что эти сотни тысяч одарённых детей – рабочих, инженеров, экономистов, музыкантов, художников, политических лидеров или педагогов – не развиваются в гениев?
Только в нашей стране могла родиться поговорка:
«Талант сам себе пробьет дорогу»!
Это заблуждение и расточительство!
Слайд 15
Наши выводы…
Большая одарённость – голос природы, программа, заложенная в человеке эволюцией…
Высшая миссия учителя – развивать одарённость детей, быть их другом, поддерживать в них жажду постоянного самосовершенствования, помогать им в самореализации