Презентация - Признаки одарённости особенности личности одарённого ребенка

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Виды одарённости Признаки одарённости Особенности личности одарённого ребенка

Слайд 2

Интеллектуальная одаренность
Выделяют шесть типов интеллектуального поведения, которые соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности (по материалам Н. М. Барбиной, психолога) : CООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ КРЕАТИВЫ КОМПЕТЕНТНЫЕ ТАЛАНТЛИВЫЕ МУДРЫЕ

Слайд 3


В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость

Слайд 4


В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость

Слайд 5


Литературно-поэтическая одарённость
Она выдумала свой волшебный город – с небом, как топленое молоко, туманами, серыми крышами домов, грустными фонарями – город, душу которого охраняет хрупкий светлячок. Стихи Тамары как ветер над большим городом: они свободны, устремлены к тонкой, хрупкой душе человека, сохраняя ее, спасая, защищая. Где-то в солнечном мире люди крылаты, И мысли их нежно-чисты. И святые у этих людей не распяты, И художник не мнет холсты. (Из рецензии Ж.В. Корзуновой)

Слайд 6


Она росла умной девчушкой. Не по годам развитой... Но в первом классе чуть не оставили на второй год. Все дело было в том, что ребенок оказался неординарным. Нужен был особый подход… Девочка много читала, читала, наверное, больше, чем многие взрослые… Потом …быстро повзрослела. Повзрослела духовно, внутренне… Библию Тома прочла в 5-6 классе. И «Мастера и Маргариту» в пятом… Ответственность за все на свете – вот ее главная черта. Она открыта, как оголенный нерв... В классе ее не просто уважают – любят. Доброта – еще одно качество, которое ее отличает. Доброта к людям. Способность понимать, думать, анализировать… (Кл.руководитель Т.Катасановой Л.В. Медведева)
Приручить талант – значит лишить его силы…

Слайд 7

Признаки одарённости
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности
. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности
. Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом. Высокой степени упорство и трудолюбие.
Мотивационный аспект
. Предпочтение парадоксальной, противоречивой информации. Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов
. Высокая требовательность к результатам собственного труда. Склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству

Слайд 8

Признаки одарённости
пытлив и любознателен, - демонстрирует высокий энергетический уровень; - независим, неконформен; - изобретателен, неординарен в высказываниях; - способен по-разному подойти к проблеме; - способен на оригинальные идеи или оригинальный результат; - склонен к завершенности и точности; - отличается гибким и острым мышлением; - имеет глубокую память; - легко и охотно учится; - умеет связно излагать свои мысли; - знает намного больше, чем его сверстники; - проявляет исключительные способности к решению задач…

Слайд 9

Особенности личности одаренного ребенка
Одаренность с гармоничным типом развития
. Ошибка: считать одаренностью самостоятельность в выполнении заданий: «сам» подобрал материал, написал реферат …
Стремление к творческой деятельности, повышенная самостоятельность в процессе обучения
. Устойчиво высокая оценка, с одной стороны, и нестабильная актуальная самооценка, с другой
. Важно! Эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития личности
. Независимость: не любит действовать, думать и поступать с оглядкой на мнение большинства
. Проблема: непредсказуемость и независимость часто ведут к конфликтам
. Важно! создавать оптимальные по трудности условия их одаренности
. Высокий потенциал в освоении нового. Перфекционизм (стремление добиться совершенства)

Слайд 10

Особенности личности одаренного ребенка
Одаренность с дисгармоничным типом развития
.Ошибка: считать одаренного ребенка заведомо хилым, слабым и социально не приспособленным
Неравномерность психического развития
. Проблема: другие психические сферы – эмоциональная, социальная, физическая – не поспевают за умственным развитием
Значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии
Особая система ценностей, система личных приоритетов
.Проблема: повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность
.Доминирование направленности лишь на усвоение знаний
. Важно! Система развития одаренности должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована

Слайд 11

Особенности личности одаренного ребенка
Одаренность с дисгармоничным типом развития
.Проблема: Критическое замечание может вызвать слезы, неуспех приводит к отчаянию, психосоматическим заболеваниям
Повышенная реактивность
. Проблема: естественное возрастное несоответствие усиливается нежеланием заниматься «не своим» делом
Проблемы с физическим развитием
Трудности социальной адаптации
.Проблема: отстраненность от сверстников, конфликтность, странность ребенка вызывает усмешки…
Возникает ситуация дезадаптации одарённого ребенка. Детей этой группы оправданно относят к группе повышенного риска

Слайд 12

Роль семьи
Важным в развитии личности и одарённости является повышенное внимание родителей. …Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей…
С другой стороны, проявляя особое внимание, родители часто вмешиваются в учебный процесс и провоцируют конфликт с администрацией и педагогами…

Слайд 13

Проблемы в обучении и воспитании одарённых детей
Если одаренность детей, с одной стороны, восхищает, с другой, они становятся проблемой для окружающих. Высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.
1. Неприязнь к школе... 2. Игровые интересы... 3. Погружение в философские проблемы... 4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием... 5. Сверхчувствительность. Уязвимость... Гиперактивность... 6. Потребность во внимании взрослых... 6. Нетерпимость…

Слайд 14

Наши доводы…
По данным многих специалистов теоретически количество особо одарённых детей составляет 2% от всех родившихся. Если так, то при рождении 20 млн должны появляться 400 тыс. талантов. Где же они?
Разве это не наша вина, родители и учителя, что эти сотни тысяч одарённых детей – рабочих, инженеров, экономистов, музыкантов, художников, политических лидеров или педагогов – не развиваются в гениев?
Только в нашей стране могла родиться поговорка: «Талант сам себе пробьет дорогу»! Это заблуждение и расточительство!

Слайд 15

Наши выводы…
Большая одарённость – голос природы, программа, заложенная в человеке эволюцией…
Высшая миссия учителя – развивать одарённость детей, быть их другом, поддерживать в них жажду постоянного самосовершенствования, помогать им в самореализации