Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Мотивация и актуализация
Этапы урока
Слайд 2
Этапы урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Company Logo
Слайд 3
Этапы урока
Мотивация
«могу»
«надо»
установить тематические рамки учебной деятельности
«хочу»
актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
Слайд 4
Группы мотивов
Непосредственно-побуждающие
Познавательно-побуждающие
Перспективно-побуждающие
Слайд 5
Этапы исходной мотивации
актуализировать мотивы предыдущих достижений
вызывать мотивы относительной неудовлетворенности
усилить мотивы ориентации на предстоящую работу
усилить непроизвольные мотивы любознательности
Слайд 6
Мотивация
Методы
познавательные
эмоциональные
поощрение
порицание
учебно-познавательные игры
создание ситуации успеха
стимулирующее оценивание
свободный выбор задания
создание ярких наглядно-образных представлений
опора на жизненный опыт
познавательные интересы
создание проблемной ситуации
выполнение творческих заданий
«мозговой штурм»
Слайд 7
Мотивация
Методы
волевые
социальные
развитие желания быть полезным
побуждение подражать сильной личности
создание ситуации взаимопомощи
поиск контактов и сотрудничество
заинтересован-ность в результатах коллективной работы
взаимопроверка
рецензирование
предъявление учебных требований
информирование о результатах обучения
самооценка деятельности и коррекция
рефлексия поведения
прогнозирование будущей деятельности
Слайд 8
Этапы урока
Актуализация знаний
Актуализация - воспроизведение ранее полученных знаний с целью их более полного обобщения и дальнейшего использования для усвоения новых знаний.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Company Logo
Слайд 9
Этапы урока
Актуализация знаний
актуализация изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания,
их обобщение и знаковая фиксация;
актуализация мыслительных операций
и познавательных процессов
Этапы актуализации
мотивация пробного учебного действия
(«надо»- «могу»-«хочу») и его
самостоятельное осуществление;
фиксация индивидуальных затруднений
в выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
Слайд 11
Тип затруднения:
а) не смог выполнить задание;
б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ):
в) получил верный ответ, но не смог его обосновать;
г) не смог выполнить условия задания: т.е. решил задание, но не за указанное время; следовательно, затруднение может быть сформулировано так: «Не могу решить это задание за 1 минуту»)
Слайд 12
Приём «Даймонд»
Даймонд –стихотворение в форме алмаза, состоящее из 7 строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для понимания сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Приём «Согласен – Не согласен»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
умение оценивать ситуацию или факты;
умение анализировать информацию;
умение отражать свое мнение.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Слайд 13
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
деревня
Company Logo
Слайд 14
Приём “Игровая цель”
Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.
Формирует:
учебные умения;
умение работать в команде;
умение слушать и слышать друг друга.
Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Приём «Жокей и лошадь»
Автор - А.Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Слайд 15
Приёмы актуализации
Приём “Да-нет”
Универсальный приём, который способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Приём “Цепочка признаков“
Универсальный приём , направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.
Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.
1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);
2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак («у него – часть речи»);
3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак («я – количество слогов») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.
Слайд 16
www.themegallery.com
Приём “Шаг за шагом”.
Приём, который используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Приём “Я беру тебя с собой»
Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.
Company Logo
Слайд 17
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием актуализации знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Приём “Развивающий канон”
Прием на развитие логического мышления.
Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители - ?
Круг – окружность = шар -?
Береза – дерево = стихотворение - ?
Песня – композитор = самолет - ?
Слайд 18
Приём “Ложная альтернатива”
Универсальный прием.
Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Приём «До-После»
Прием из технологии развития критического мышления. Может быть использован на этапе актуализации знаний учащихся.
Формирует:
умение прогнозировать события;
умение соотносить известные и неизвестные факты;
умение выражать свои мысли;
умение сравнивать и делать вывод.
В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.
Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст.
Слайд 19
Стратегия “Вопросительные слова”
Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Вопросительные слова
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько?
Откуда?
Какой?
Зачем?
Каким образом?
Какая взаимосвязь?
Из чего состоит?
Каково назначение?
Слайд 21
www.themegallery.com
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Слайд 22
Рефлексия
- все приёмы известны, давно использую в работе
- материал интересный, но требует доработки
- информация полезная, буду применять в работе