Презентация - Исследовательский проект. Анекдоты. Как комический жанр речевого общения


Нажмите для просмотра
Исследовательский проект. Анекдоты. Как комический жанр речевого общения
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
АНЕКДОТЫ
КАК КОМИЧЕСКИЙ ЖАНР РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Исполнитель: Красногорцев Михаил, ученик 11 класса

Слайд 2

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь
1. Наблюдая и анализируя услышанные в речи моих собеседников анекдоты, стало интересно подойти к этой теме с точки зрения семантики.
2. Исследовательская работа может стать небольшим штрихом в едином описании языкового портрета анекдотов.
3. На основе этого материала можно провести исследования других анекдотов, с точки зрения лингвистики, а также частотности употребления их в разговорной речи.

Слайд 3

Объект исследования :
анекдоты как способ обогащения словарного запаса.
Предмет исследования :
популярные анекдоты в речи собеседников

Слайд 4

Гипотеза исследования:
Признание анекдотов кроется не только в их использовании в речи, но и в том, что они становятся интересным средством общения, своеобразной интеллектуальной игрой слов и выражений.

Слайд 5

Цель работы :
доказать, что анекдоты являются увлекательным средством общения.
З а д а ч и.
1.Подобрать и изучить по данной теме научную и методическую литературу. 2. Собрать и систематизировать анекдоты. 3. Проанализировать анекдоты с точки зрения их структуры, семантики и стилистики. 4. Провести социологическое исследование среди моих собеседников с целью обнаружения частотности употребления анекдотов в их речи. 5. Сделать выводы.

Слайд 6

Научные источники:
«Русский анекдот. Текст и его жанр».
Шмелева Елена Яковлевна
Кандидат филологических наук, научный сотрудник Института русского языка РАН.
Алексей Дмитриевич Шмелёв
Доктор филологических наук, профессор по специальности «русский язык»

Слайд 7


«Языковая игра в современной литературе»
Маргарита Васильевна Китайгородская Кандидат филологических наук
Елена Андреевна Земская
Нина Николаевна Розанова
Доктор филологических наук, профессор,
Кандидат филологических наук

Слайд 8

СТРУКТУРА АНЕКДОТА

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Вывод
Классифицируя анекдоты на структурные элементы, я показал насколько они могут быть разноплановы с точки зрения построения. Ведь, чтобы правильно понять речь, нужно не просто её озвучить, а соотнести и объединить в ней слова, точно разграничить единые минимальные группы.

Слайд 12

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Слайд 13


ИГРА ПАРОНИМАМИ
МНОГОЗНАЧ-НОСТЬ
КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ

Слайд 14


Фонетические средства
Парадокс
Фразеологизмы
-Доктор, у меня депрессия. -Лучшее лекарство - с головой окунуться в работу. - Но я замешиваю бетон.
Пятилетний сын спрашивает: - Мама, а правда, что я родился ночью? - Правда. - Надеюсь, я тебя не разбудил?
Урок в грузинской школе. Учитель говорит: - Дэти! Русский язык - язык парадоксов. В нем слова вилька, тарелька пишутся без мягкого знака, а слова кон, огон - с мягким.

Слайд 15

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Слайд 16


Комический эффект в анекдотах проявляется практически на всех уровнях языка - от лексического до синтаксического. К последним можно отнести смысловой компонент предложения, синтаксическую компрессию, синтаксическую сочетаемость компонентов предложения.

Слайд 17


Театральность

Слайд 18


ПОЗА
РЕЧЬ
МИМИКА
ЖЕСТЫ
ИНТОНАЦИЯ
ВЗГЛЯД

Слайд 19


Смысловые и интонационные элементы в анекдотах, могут по-разному сочетаться друг с другом, образуя большое количество интонационных рисунков. Поэтому комический эффект этих текстов проявляется за счёт театральности рассказчика, а также за счёт определённой речевой ситуации.

Слайд 20

Слайд 21

Результаты анкетирования

Слайд 22

Результаты анкетирования

Слайд 23

Слайд 24

Вывод по результатам анкет
Большинство респондентов знают анекдоты, однако, часто используют их в своей речи люди старшего поко- ления (от 50 до 65 лет). 2.Самыми популярными являются анекдоты политические и этнические в связи с последними событиями в стране и мире. 3.Анекдоты являются интересным средством общения. Они помогают легко и быстро наладить контакт с собеседником, вызывают положительные эмоции и ассоциации, оживляют речь, делают её более эмоциональной, красочной и эффективной.

Слайд 25

Вывод
1.Обширный и интересный материал позволил мне выявить большое количество анекдотов, которые вошли в устную речь и являются интересным средством общения. 2. Анекдоты имеют свою специфическую особенность, которая позволяет получить всеобщее признание и любовь зрителей. 3. Они объединены одним общим свойством - представляют собой индивидуально-авторские обороты. 4. Анекдоты подпитываются конфузными сторонами жизни, возникающими при нарушении естественного течения. 5. Анекдоты в речи – это игра словом, они свойственны разговорной речи и могут выступать как увлекательное средство.

Слайд 26

Гипотеза исследования:
Признание анекдотов кроется не только в их использовании в речи, но и в том, что они становятся интересным средством общения, своеобразной интеллектуальной игрой слов и выражений.

Слайд 27

Список литературы и материалов, использованных в исследовании.
1. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковая игра. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 2008 г. 2. Шмелева Б. Я., Шмелев А. Д. Ш 72 Русский анекдот: Текст и речевой жанр. - М.: Языки славянской культуры, 2002. 3. Шмелева Е., Шмелев А. Рассказывание анекдота как жанр современной русской устной речи: проблемы вариативности // Жанры речи. Саратов: Колледж, 2004 г. 4. Шмелева Е., Шмелев А. Клишированные формулы в современном русском анекдоте // Труды Международного семинара «Диалог'2000» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Т. 1. Протвино, 2000 5. Шмелева Е.Я, Шмелев А.Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. - М., Языки славянской культуры, 2002. Интернет-ресурсы http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30307 http://www.philology.ru/literature2/khimik-02.htm http://www.litmir.me/bd/?b=189330 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Rudnev/Dict/_01.php http://www.dialog-21.ru/Archive/2000/Dialogue%202000-1/331.htm

Слайд 28

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е