Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ДОМОВОЙ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ
СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ СЛАВЯН В БЫЛИЧКАХ И В СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ Т.И.АЛЕКСАНДРОВОЙ «Домовёнок Кузька»
Исполнитель:
Шмидт Катя,
ученица 6 класса
Слайд 2
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь
1. В образе домового находят отражение национальные представления о домашнем хозяйстве и внутрисемейных отношениях.
2. Все исследуемые авторы рассматривают домового как олицетворение исторически сложившегося отношения к дому, быту, семье.
4. Сказочная повесть Т.И.Александровой «Домовёнок Кузька» может эффективно использоваться для формирования современных ценностей подрастающего поколения к семье, дому
Слайд 3
Объект
Былички и сказка Т.И.Александровой
«Домовёнок Кузька»
Предмет
Образ домового в быличках и в современной литературной сказке
Слайд 4
Цель работы.
На основе изученных быличек и литературной сказки выявить совокупность специфических особенностей образа домового как хранителя традиционных семейных ценностей.
З а д а ч и.
1. Изучить образ домового в народных верованиях и определить его типичные черты.
2. Выявить место и функции домового в быличке
3.Рассмотреть образ домового в сказочной повести Татьяны Александровой «Домовёнок Кузька», определив его художественное своеобразие и значение.
4. Провести социологическое исследование.
5. Сделать самостоятельные выводы.
Слайд 5
Гипотеза исследования:
несмотря на сходство и различие образа домового в быличках и в сказочной повести Т.И.Александровой, он прежде всего остается хранителем семейного очага, добрым духом, любим и почитаем славянами.
Слайд 6
Научные источники:
«Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
Советский и российский учёный, историк,
этнограф ХIХ в. Михаил Иванович Забылин
«Домовой в представлениях славян. Славянские древности»
Доктор филологических наук, ведущий сотрудник и профессор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ
Левкиевская Елена Евгеньевна
Слайд 7
Дом – это целый мир, часть нашей души
Слайд 8
Верите ли вы в домового?
Слайд 9
Верите ли вы в домового?
Слайд 10
БЫЛИЧКА - это рассказ о чём-то необычном, фантастическом, зачастую автор былички был прямым свидетелем или соучастником этих событий.
Жанровая особенность
Героями быличек являются мифологические существа;
Былички возникают по случаю и вызваны той или иной жизненной ситуацией;
Им свойственна вариативность;
Одноэпизодность;
Это рассказ о столкновении человека с потусторонним миром;
Быличка ориентируется на «факт», а не на стиль, она изобилует деталями.
Слайд 11
Собрано и проанализировано 39 быличек о домовом
Слайд 12
ОБРАЗ ДОМОВОГО В БЫЛИЧКАХ
«Лохматый мужичок в лаптях со спутанной бородой»; «небольшого роста, серый, мохнатый и с палкой»; ушки черненькие, мужичок грязненький, неопрятный…»
Слайд 13
Место обитания: подполье, на чердаке, за печкой, во дворе. В современных быличках домовой «переехал» из русской избы в квартиру, и его место обитания: шкафы или те места в квартире, куда жильцы реже всего заглядывают.
Слайд 14
Нрав ворчливый, но добродушный, любит вредничать, шалить.
Вечный хлопотун, хранит дом, бережет тишину и порядок, заботится о поддержании достатка, уюта, лада в доме.
Слайд 15
ТРЁХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИЧКИ
Слайд 16
Вывод
В быличках образ домового на протяжении последних десятилетий существенно не изменился. Он так же следит за порядком в доме; когда ему что-то не нравится, он сразу дает знать об этом жильцам. Его боятся и уважают, поэтому хозяева стараются его задобрить, а когда нужно – обращаются к нему с просьбами и за помощью.
Слайд 17
Т.И.Александрова
литературная сказка
«Домовёнок Кузька»»
Слайд 18
ОБРАЗ ДОМОВОГО КУЗЬКИ В СКАЗКЕ
«Небольшой, лохматый, в красной рубахе, блестит глазами и молчит», «отмытые Кузькины волосы сверкали как золото».
«нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся».
Слайд 19
По характеру домовёнок Кузька
ранимый и эмоциональный: капризный,
нетерпеливый; напыщенная храбрость
«Дом - это когда есть печка!».
«Дом без хозяина – сирота.
И хозяин без дома тоже сирота.
Дома и стены помогают»
Слайд 20
Вывод
В сказках Т.И.Александровой домовёнок - проказник. Он ведёт себя, как маленький ребёнок, ему всё любопытно и интересно.
Слайд 21
Народная мудрость
ПОСЛОВИЦЫ
ПРИСКАЗКИ
«Молодо-зелено»
ПОГОВОРКИ
Счастье – это когда у тебя все дома
«Стужа да мороз, на печи мужик замёрз!».
ПРОСТОРЕЧ-НЫЕ СЛОВА
АРХАИЗМЫ
«одёжа», «олелюшечки».
«жваркнет»,«дряпать», «свориться»
Слайд 22
Вывод
Домовёнок в повести Т.И. Александровой - персонаж народной мифологии, художественно переосмысленный в соответствии с законами детской литературной сказки.
Сказочная повесть о домовёнке Кузьке показывает, что нельзя забывать старые традиции и обычаи, они поэтически обогащают и украшают жизнь человека, особенно ребёнка.
Слайд 23
Вывод
Сходство:
1. Не делает зла, а только шутит. Он озорник, но нарочно никому не вредит;
2. Чаще домовой имеет человеческое обличие. В сказках Александровой домовой максимально приближен к человеческому облику;
3. Домовой лохматый. «Лохматость» - это одна из характерных черт домовёнка Кузи.
Различие:
1. В быличках кроме лица и рук покрыт шерстью. Кузька в сказке просто лохматый, но у него, как и у человека, растут волосы, а не шерсть.
2. В сказках ТИ Александровой домовые общаются с людьми напрямую; в быличках действует скрыто, разбивая посуду, воя или душа во время сна человека.
Слайд 24
Вывод
5. Домовой в сказочной повести «Домовёнок Кузька» - это проявление богатства народной культуры, мира русского фольклора. В этом мы видим главное значение этого образа в тексте. А в быличке он выполняет другие функции: главы дома, духа, хранителя (как семейства, так и животных), предсказателя.
6. В образе домового человек воплотил многолетние представления о бережливом, старательном хозяине, о добрых отношениях в семье, о дружбе, способности любить и заботиться о ближнем.
Слайд 25
Гипотеза исследования:
Несмотря на сходство и различие образа домового в быличках и в сказочной повести Т.И.Александровой, он прежде всего остается хранителем семейного очага, добрым духом, любим и почитаем славянами.
Слайд 26
Практическая значимость
Исследовательский проект может быть хорошим материалом на уроках литературы, истории для того, чтобы познакомить обучающихся с традициями и укладом наших древних предков-славян.
Слайд 27
Список литературы и материалов, использованных
в исследовании.
1.Александрова, Т.И. Домовёнок Кузька / Т.И. Александрова. М.: Росмэн, 2015. 2. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высш. Школа, 2004. 3.Афанасьев А. Н. Мифологическое исследование «Дедушка домовой».
4. (Альманах «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 2015);
5.Даль В.И. Домовой // О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. [Электронный ресурс] : [сайт] URL: http://www.bibliotekar.ru/dal/2.htm (дата обращения 15.05.2016). Загл. с экрана. Яз. рус
6.Забылин М. М. «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
7.Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / В. П. Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987.
8.Левкиевская Е. Е. «Домовой в представлениях славян. Славянские древности» М., 2005.
Слайд 28
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е