Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Адаптация учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов к школе
Педагог-психолог
МАОУ «Лицей № 28 имени Н.А.Рябова»
Савельева Е.В.
Слайд 2
Адаптация- привыкание
Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую .
Слайд 3
Состояние детей в этот период характеризуется:
с педагогической точки зрения:
низкой организованностью;
учебной рассеянностью и недисциплинированностью;
снижением интереса к учёбе и её результатам
с психологической точки зрения:
снижением самооценки;
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Слайд 4
Поведение первоклассников в период адаптации
Шумные, крикливые, бегают по коридорам, отвлекаются на уроках, дерзят, капризничают.
Скованы, робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче, замечании плачут. Нарушается сон, аппетит, дети становятся капризны;
Появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей;
Увеличивается количество заболеваний (в основном психосоматические), которые ведут к возникновению школьного невроза
Слайд 5
Кризис 7 лет
Связан с поступлением ребенка в школу.
Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.
Ведущей деятельностью становится учеба.
Раздражительность.
Страхи, повышенная тревожность.
Слайд 6
Советы по преодолению кризиса 7 лет.
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
Поощрять общение со сверстниками.
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
Больше хвалить.
Слайд 7
Признаки успешной адаптации учащихся 1 класса:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Слайд 8
Комплексная методика «SCHOOL» Проводится педагогом-психологом на уроке.
Слайд 9
Диагностика проводится в группе.
Классы.Методика «SCHOOL».Карта школьной адаптации
Высокий уровень.Средний уровень.Низкий уровень.Высокий уровень
школьной адаптации.Средний уровень школьной адаптации.Низкий уровень школьной адаптации
1А(23).6.14.3.17.6.
1Б(22).10.12..14.8.
1В(23).14.9..21.2.
1Г(23).10.13..20.3.
1Д(23).12.8.3.16.7.
1Е(22).12.8.2.13.8.1
136
учащихся
(результат прошлого года).47%
(76%).47%
(18%).6%
(6%).74%
(88%).25%
(8%).1%
(4%)
Слайд 10
Кризис 10-11 лет Особенности подросткового кризиса
Переход из начальной школы в среднее звено.
Полная перестройка организма.
Снижается успеваемость.
Появляются конфликты со взрослыми.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Слайд 11
Советы по преодолению подросткового кризиса
Понимание, терпение.
Общение на равных.
Принимать ребенка таким, какой он есть.
Нужно быть другом.
Слайд 12
Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.) наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Слайд 14
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, целью которой состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой
%.Общая тревожность в школе.Переживание социального стресса.Фрустрация потребности в достижение успеха.Страх самовыражения.Страх ситуации проверки знаний.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.Общий показатель тревожности
5А.39,43.43,67.45,30.38,93.42,70.46,00.20,67.48,80.40,50
5Б.30,63.41,17.38,37.39,97.35,50.40,67.15,33.47,63.35,13
5В.41,47.41,47.31,93.40,53.49,47.35,33.38,00.44,33.39,33
5Г.30,03.50,40.43,27.42,80.32,23.40,00.28,67.48,50.38,67
5Д.35,37.48,23.41,17.34,47.34,97.46,67.33,33.45,60.39,93
Слайд 15
Количество человек в классе.Общая тревожность в школе.Переживание социального стресса.Фрустрация потребности в достижение успеха.Страх самовыражения.Страх ситуации проверки знаний.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.Общий показатель тревожности
5А.4...6.10.9.2.2.
5Б.1...6.4.5..1.
5В.4.1..6.7.2.5.3.1
5Г.5.3.1.8.4.7.5.4.3
5Д.2.1..3.3.7.5.3.1
Всего (чел).16.5.1.29.28.30.17.13.5
Слайд 16
Чем можно помочь ?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Основными помощниками учителя в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в школе для ребенка.
Слайд 17
Адаптация десятиклассников
Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).
Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
Слайд 18
Опросник изучения уровня одиночества
Слайд 19
Шкала безнадежности Бека
Слайд 20
Опросник склонности к агрессии
Класс.Норма.Враждебность.Гнев.Вербальная агрессия.Физическая агрессия.Несколько видов агрессии
10А.11.2.3.2.1.
10Б.12.1.1.2.3.5
10В.11.3.2.4..3
Слайд 21
Цель адаптационного периода – помочь учащимся как можно быстрее адаптироваться к новым условиям. Поддержка должна идти как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Психологическая поддержка – это процесс:
в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребёнка с целью укрепления его самооценки;
который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребёнку избегать ошибок;
который поддерживает ребёнка при неудачах.
Слайд 23
Итак, для того, чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребёнка.
Избегать подчёркивания промахов ребёнка.
Демонстрировать любовь и уважение к ребёнку.
Вносить юмор во взаимоотношения с ребёнком.
Позволять ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
Принимать индивидуальность ребёнка.
Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему.
Демонстрировать оптимизм.
Внушать ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
Избегать публичной критики.
Предъявлять разумные требования, ожидания.
Уметь признавать свои ошибки.
Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
Слайд 24
АКТ передачи результатов социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ за 2019 год.
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
Общее число обучающихся, подлежащих социально-психологическому тестированию:
всего по списку в возрасте от 13 лет 481 человек, из них:
в возрасте от 13 до 15 лет 212 человек;
в возрасте 15 лет и старше 269 человек.
Число обучающихся, которые прошли тестирование:
всего прошедших тестирование 454 человек, из них:
в возрасте от 13 до 15 лет 209 человек;
в возрасте 15 лет и старше 245 человек.
Число обучающихся, не прошедших тестирование:
всего 27 человек, в том числе по причине:
болезни 17 человек;
отказа 4 человек;
другие причины 6 человек.
«_02_» октября 2019г.
Руководитель образовательной организации _____________________ (_В.В. Скворцов)
Слайд 25
Классным руководителям рекомендовано
активизировать работу по первичной профилактике зависимого поведения несовершеннолетних (обратить внимание на использование несовершеннолетними мобильных телефонов, планшетов и иных цифровых гаджетов, использование ими ресурсов сети Интернет);
провести с несовершеннолетними и их родителями просветительскую работу по обучению навыкам безопасной работы за компьютером и в сети Интернет.
Слайд 26
Скрининговое исследование
Наименование общеобразовательной организации.Количество учащихся, принявших участие в Исследовании.из них:
11 лет.12 лет.13 лет.14 лет.15 лет.16 лет.17 лет.18 лет
мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка.мальчик.девочка
МАОУ "Лицей №28 имени Н.А.Рябова".630.53.70.57.49.33.52.44.56.50.58.24.35.18.29.1.1
Итого:.630.53.70.57.49.33.52.44.56.50.58.24.35.18.29.1.1
Слайд 27
Уровень воспитанности Начальная школа Не приняли участие в диагностике 2Г, 4Б
Слайд 28
Уровень воспитанности Среднее звено Не приняли участие в диагностике 5А, 8Д, 9Б
Слайд 29
Уровень воспитанности Старшее звено Не приняли участие в диагностике 11А,11Б
Слайд 30
Поддерживать ребёнка –
значит верить в него.
Спасибо за внимание