Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Слайд 2
План.
Коммуникация или общение.
Средства общения.
Невербальное общение.
Особенности общения в современном мире.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §31 (пересказ)
Слайд 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Слайд 4
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА
Слайд 5
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Обмен информацией, познание людьми друг друга
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ
Регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности
РЕГУЛЯТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ
Отражение эмоциональной сферы, выражение чувств
АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ
Слайд 9
А) Вербальное общение использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:
Лексический.
Синтаксический.
С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения общая схема
К — С — Р
(коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.
кодирует
декодирует
Слайд 10
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха.
ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ система — это качество голоса, его диапазон, тональность.
ОПТИКО-КИНЕТИЧЕСКАЯ система знаков, которая включает в себя жесты (жестикуляция руками), мимику (движения разных элементов лица), пантомимику (позы).
Слайд 11
Вербальные и невербальные средства общения Задание: создайте и заполните таблицу, используя примеры разных знаковых систем.
говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
взгляд;
слушание - восприятие содержания звучащей речи;
письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
мимика (выражение лица);
чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации;
вокальные качества голоса: его диапазон, тональность,
тембр голоса, темп речи, паузы, смех;
письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи);
пантомимика (позы и жесты).
Слайд 12
Коммуникативные барьеры (1)
Социальные (барьеры, вызванные объективными социальными причинами)
Принадлежность к различным социальным группам;
Социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия.
Психологические
Коммуникативные и личностные особенности;
Отношения между общающимися;
Неодинаковое понимание ситуации общения и др.
Слайд 13
Коммуникативные барьеры (2)
Фонетические
Неправильное произношение;
Дефекты речи.
Семантические
Незнакомый язык;
Абстрактные понятия;
Неодинаковое понимание ситуации общения и др.
Логические (отсутствие логики в сообщении)
Слайд 14
Какой барьер непонимания возник в этой ситуации?
В начале Первой мировой войны британский офицер проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: «Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе». Спустя несколько дней офицер отрапортовал: «Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны».
Слайд 15
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
информационное общество характеризуется новыми формами общения и возможностями накопления и переработки информации;
технические средства (телефон, телеграф), заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи;
Слайд 16
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним.
сокращается время передачи информационных потоков, увеличивается их объем и сокращаются расстояния между участниками общения;
Слайд 17
Недостатки виртуального общения:
открытость информационного обмена сочетается с фрагментарностью;
недостает эмоциональной насыщенности и социальной ответственности;
интенсивность информационных потоков значительно превосходит возможности ее осмысления и усвоения.
«Чем больше информации, тем меньше смысла».
А.Кончаловский
Слайд 19
Д/з. п.32 читать всем, устно вопросы стр. 338.
П.33 пункт 2 по группам, задание на слайде.
Что такое эмпатия? Какую роль она играет в социальной перцепции? Виды эмпатии? (Абалихина, Буров, Тихонова, Филимонова)
Что такое идентификация? Роль идентификации в процессе общения. Примеры. (Жданов, Лебедева, Трапезникова, Шавкученко)
Что такое социальная рефлексия? Для чего она нужна? Опишите ее механизмы и виды. (Малахова, Махмуд, Хабибуллина, Мурадова)
Что такое аттракция? В каких случаях она возникает? Какие свойства имеет? Роль в социальной перцепции. (Примерова, Саввина, Щербаков)
Что такое казуальная атрибуция? Ее виды. Роль в социальной перцепции. (Соловьев, Теплинский, Чупров)