Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие
Слайд 2
П\Р по пар. 31
1. Какую роль в процессе обмена информацией играет речь?
2. Что препятствует точному пониманию информации в процессе общения?
3. Чем отличается общение в информационном мире?
+ вв. к тексту
Слайд 3
Общение -
в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие)
Различные теории сути межличностного взаимодействия:
…………психоанализ – на него влияют представления и конфликты из детства («все мы родом из детства…»)
Слайд 4
ДВЕ СТОРОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Внешняя.Внутренняя
регламентированный порядок действий в каждой конкретной ситуации.психологическая сторона взаимодействия:
потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса,
потребность в поддержании хороших отношений…
бесконечное количество разного рода взаимодействий…
(взаимодействие -процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного контакта, выраженного в вербальной или невербальной форме)
Слайд 5
Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения:
Кооперация.Конкуренция
координация единичных сил участников.расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия (крайняя форма - конфликт)
Слайд 6
Стратегии взаимодействия в процессе общения (одиночество, сотрудничество, диктат и пр.) зависят от психологической совместимости партнеров по общению
такое сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других.
Слайд 7
Психологическая совместимость может возникать как при сходстве тех или иных качеств личности, так и при их противоположности:
доминантный собеседник.недоминантный собеседник
мобильный собеседник.ригидный собеседник
экстраверты.интроверты
Слайд 8
Потребность в общении (некоторые исследователи) считают ведущей деятельностью юношеского возраста.
поведение подростков/юношей по самой сути своей является коллективно-групповым
умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права
чувство эмоционального благополучия и устойчивости
подростковое и юношеское общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Для юношеского общения типичен интерес к:
интимно-личностному,
стихийно-групповому,
социально ориентированному общению.
Слайд 9
«Социальная перцепция» -
(от лат. perceptio — восприятие) характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей).
механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению, как условие установления взаимопонимания между ними…
Слайд 10
КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ
Механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга:
внешние признаки
эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия
Слайд 11
НО:
Стереотип (с греческого означает «твердый отпечаток»)— это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации.
Социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей.
Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде.
Слайд 12
Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному и тенденциозному восприятию проблемой «идолов».
люди не склонны жить чистым опытом, им легче загрязнить его предрассудками или "идолами"
Идолы рода - это стремление свести всё на свете к знакомым, понятным, повторяющимся явлениям, изобрести "народные приметы" по принципу "самолеты падают потому, что об этом газеты пишут. "
Идолы пещеры возникают как результат воспитания и образа жизни человека - "не мы придумали, не нам и менять".
Идолы театра - авторитетные чужие мнения - "ученых всего мира" и т. п.
Идолы площади (рынка) - это заблуждения сообщности людей, устойчивые формулировки, которые мало кто понимает, но почти все принимают. Пример : считая, что "фашисты - это немцы в касках", человек не замечает зарождение фашизма в собственной стране.
Слайд 13
Д/З
Пар. 32 – «Подумайте, обсудите, сделайте», в. 2.; источник с документами.
Пар. 33 - «Подумайте, обсудите, сделайте», вв. 1, 2.; источник с документами.