Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Один в поле не воин».
Нет, воин, если он Чацкий…
И.А.Гончаров
Тема проекта: «Мильон терзаний» Чацкого Гзирян Карина, Куликова Дарья, ученицы 9 класса
Слайд 2
Гипотеза: Если у Чацкого и представителей фамусовского общества различные взгляды по проблемам, поднятым в комедии, то между ними возникнет общественный конфликт
Слайд 3
Цель: изучение взглядов Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам времени создания комедии. Задачи: - выявить проблемы времени создания комедии; - дать характеристику воззрений Чацкого и московского света; -сопоставить их взгляды по основным проблемам, поднятым в комедии; -определить собственную жизненную позицию по общественно значимым вопросам, поднятым в комедии.
Слайд 4
Ход исследования 1. Посетили Пушкинскую библиотеку, изучили критическую литературу, провели соцопрос читателей библиотеки. 2.Выявили проблемы времени создания комедии, определили отношение к ним героев пьесы. 3.Нашли в тексте пьесы высказывания персонажей по общественно значимым вопросам. 4.Сопоставили взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества. 5. Посмотрели литературно – театральный урок. 6. Провели конкурс рисунков на тему «Герой, взглядам которого я симпатизирую». 7. Провели социологический опрос «Я за прошлое (Фамусова) или настоящее (Чацкого)?» 8. Сделали выводы.
Слайд 5
В библиотеке мы познакомились с текстами комедии «Горе от ума» разных лет издания
Слайд 7
Чацкий.Фамусовское общество
1. Отношение к чинам, богатству, карьере (взгляды противопоставлены)
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться..Фамусов:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь...
...При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять
К крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
...Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, —
Тот и жених.
Молчалин: Татьяна Юрьевна!!!
Известная, — притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные...
Ведь надобно ж зависеть от других.
В чинах мы небольших.
Слайд 8
2. Отношение к службе (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
Служить бы рад, прислуживаться тошно...
Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников,
я не из их числа..А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Молчалин:
Ну, право, что бы вам в Москве
у нас служить?
И награжденья брать, и весело пожить?
Слайд 9
3. Отношение к образованию, просвещению (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
А тот чахоточный, родня вам,
книгам враг,
В ученый комитет который
поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал
и не учился?
...Что нынче так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки....И в чтеньи прок-то не велик:
...Берем же побродяг,
и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей учить всему -
И танцам! и пенью! и нежностям!
и вздохам!
Как будто замуж их готовим
скоморохам.
...Ученье — вот чума, ученость —
вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
и дел, и мнений.
Слайд 10
4. Отношение к крепостному праву (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
Чацкий — противник злоупотреблений крепостным правом: фрагмент
монолога «Тот Нестор негодяев
знатных...»..В работу вас, на поселенье вас!
Хлестова:
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку;
Вели их накормить, ужо,
дружочек мой,
От ужина пошли подачку.
Слайд 11
5. Отношение к иностранному (взгляды схожи)
Чацкий.Фамусов
Как с ранних пор привыкли
верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
...Я одаль воссылал желанья,
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый
этот дух
Пустого, рабского, слепого
подражанья...
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал
за немцев..Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званных и незванных,
Особенно из иностранных...
А все Кузнецкий мост, и вечные
французы,
Оттуда моды к нам, и авторы,
и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
Слайд 12
6. Отношение к московским нравам, укладу жизни (взгляды противопоставлены)
Чацкий.Фамусов
Что нового покажет мне Москва?
Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?
...Прямой был век покорности и страха.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда
непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма...
...Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары..Извольте посмотреть на нашу
молодежь,
На юношей — сынков и внучат. Журим мы их, а если разберешь, — В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички?? — Как их возьмет задор,
Засудят об делах, что слово —
приговор...
И об правительстве иной раз
так толкуют,
Что если б кто подслушал их... беда!
Слайд 13
Образы, созданные на сцене
Слайд 15
Герой, взглядам которого я симпатизирую
Слайд 18
Чацкий вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России XIX века. Чацкий переживает горе личное, сердечное из-за своего непримиримого к социальным уродствам ума. Жизненные ориентиры Чацкого не деньги и карьера, а высшие идеалы. Ум Чацкого остается неуязвимым и приносит его обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду побеждает ложь и несправедливость. Этому пониманию жизни, долга, счастья учит умная и глубоко гуманная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума".
Слайд 19
Чацкий обрушивается на веками складывавшиеся основы жизни дворянского общества, которые фактически изжили себя. Но однажды усвоенные «предрассудки» устраивают Фамусова и людей его круга, потому они ничего не хотят менять. Так и возник общественный конфликт. С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос: «Победитель Чацкий или побежденный?»
Слайд 20
Сравнение с гипотезой
Наше предположение верно.
Действительно, если у людей разные взгляды по важным общественным вопросам, то между ними возникают непримиримые противоречия, которые перерастают в конфликт.
Слайд 21
Информационные ресурсы
1.Грибоедов А.С. «Горе от ума». 2.Гончаров А.И. «Мильон терзаний». 3.Ресурсы сети Интернет.