Презентация - Применение эффективных методик на уроках математики при формировании УУД

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Применение эффективных методик на уроках математики при формировании УУД
Сороковикова И.Г. учитель математики высшей категории МБОУ «Горхонская СОШ»

Слайд 2


Три типа результатов освоения основной образовательной программы
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование  универсальных учебных действий (УУД)

Слайд 3


Универсальные учебные действия
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Слайд 4

Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов
Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение?
Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора
Нравственно-этическая ориентация
Смыслообразование
Самопознание и самоопределение

Слайд 5


Виды заданий для формирования  личностных УУД
Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений

Слайд 6

Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Оценка
коррекция
контроль
прогнозирование
Саморегуляция
планирование
целеполагание

Слайд 7

Виды заданий для формирования регулятивных УУД
Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
«преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант диспут заучивание материала в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) ЗАЧЁТЫ

Слайд 8


Познавательные УУД
Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций
логические
общеучебные
постановка и решение проблемы
Анализ; Синтез; Сравнение; Подведение под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование;
Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения
Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование.

Слайд 9


Виды заданий для формирования познавательных УУД
Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
«найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями составление собственного портфолио

Слайд 10


Коммуникативные УУД
Определение цели и функций участников; способов взаимодействия
Инициативное сотрудничество в поиске информации
Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Контроль, коррекция, оценка его действий
Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка
Управление поведением партнера
Умение выражать свои мысли

Слайд 11


Виды заданий для формирования коммуникативных УУД
Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,…

Слайд 12


Что же дают УУД?

Слайд 13


Формирование УУД
Элементы сингапурской методики
Практико-ориентированные задания
Использование ИКТ
Национально-региональный компонент

Слайд 14

Технология основана на командных формах работы
Элементы сингапурской методики
Ошибайся коллективно!

Слайд 15

Обучение в сотрудничестве
Элементы сингапурской методики

Слайд 16

Элементы сингапурской методики
коммуникативность
креативность
сотрудничество
критическое мышление

Слайд 17

Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю
Элементы сингапурской методики
Ученики сидят за столом по 4 человека

Слайд 18

Элементы сингапурской методики
«Таймд Пэа Шэа» обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени

Слайд 19

Элементы сингапурской методики
«Куиз-Куиз-Трэйд» (опроси, опроси, обменяйся карточками)
Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме

Слайд 20

Элементы сингапурской методики

Слайд 21

Элементы сингапурской методики
«Сималтиниус Раунд Тэйбл» (одновременный раунд тейбл)
Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу
«Сималтиниус Релли Тэйбл»
2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

Слайд 22

Элементы сингапурской методики

Слайд 23

Элементы сингапурской методики
«Эй Ар Гайд» (до и после)
Изучи самостоятельно новую тему, используя ранее приобретенные знания. Что ты знал? Что узнал?

Слайд 24

Педагогические эффекты
Элементы сингапурской методики
● Возможность реальной организации сотрудничества детей и учителя ● Решение поставленных целей и задач обучения путем вовлечения всех без исключения учеников в обучающий процесс ● Создание условий для развития мышления и речи учащихся ● Здоровьесберегающая направленность

Слайд 25

Слайд 26

Практико-ориентированные задания
Принципы разработки практико- ориентированных заданий •Значимость в повседневной жизни •Естественность формулировок и соответствие практике •Максимальный охват практических сюжетов •Разноуровневость •Соответствие образовательным стандартам и практике

Слайд 27

Практико-ориентированные задания
Виды практико-ориентированных заданий.
1. Чтение графиков и диаграмм
6. Практическая планиметрия
2. Простейшие вычисления в быту
7. Практическая стереометрия
3. «Оптимальный» выбор
8. Вычисление шансов (простейшая вероятность)
4. Перевод единиц
9. Задачи на проценты
5. Сопоставление
10. Задачи с экономическим содержанием
Задачи, связанные с оплатой, налогами составляют около 30% всего множества практико-ориентированных задач

Слайд 28

Практико-ориентированные задания
Пополнение банка в части практико-ориентированных задач
•Удаление морально устаревших задач и постоянное обновление содержания (меняющиеся цены) •Разработка новых прототипов •Расширение тематики заданий по статистике и теории вероятностей

Слайд 29

Слайд 30

Использование ИКТ
Формирование ключевых компетенций у учащихся  через применение ИКТ на уроках математики
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся,   вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Активизации познавательной деятельности учащихся.
Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Слайд 31

Использование ИКТ
Устный счёт в виде тестирования с помощью радио-пультов.

Слайд 32

Использование ИКТ

Слайд 33

Использование ИКТ
Критерии эффективности использования ИКТ
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов); компактность (возможность накапливать информацию); наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка, родителей через тесты, анкеты); возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски тематических буклетов, и участие в создании электронных ресурсов, подготовка докладов, рефератов.

Слайд 34

Использование ИКТ
Работа на интерактивной доске; На уроке и во внеурочной деятельности Флипчарты к урокам;

Слайд 35

Использование ИКТ
On-line тестирование; Использование Интернет-ресурсов

Слайд 36

Национально-региональный компонент
Задачи с историческим содержанием.
В годы войны в Бурятии проживало 600 000 человек, 20% жителей были призваны на фронт. Сколько человек было призвано на фронт?
С войны в наш Тункинский район вернулись 2040 человек, что составило 34% от числа призванных. Сколько всего человек было призвано на фронт?
В годы войны из Бурятии было призвано на фронт 120 000 человек, из них 16800 человек пропали без вести. Какой процент призванных пропали без вести?

Слайд 37

Национально-региональный компонент
Урок по теме «Сравнение десятичных дробей»
Мальчик Девочка Костюм 3,85 м Платье 3,45 м Шапка 0,5 м Шапка 0,50м

Слайд 38

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 39


Формирование УУД
Элементы сингапурской методики
Практико-ориентированные задания
Использование ИКТ
Национально-региональный компонент

Слайд 40