Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Применение
эффективных методик
на уроках математики
при формировании УУД
Сороковикова И.Г.
учитель математики высшей категории МБОУ «Горхонская СОШ»
Слайд 2
Три типа результатов освоения основной образовательной программы
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД)
Слайд 3
Универсальные учебные действия
УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Слайд 4
Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
Построение
«Я - образа»;
Формирование
идентичности
личности;
Личностное,
профессиональное,
жизненное
самоопределение;
Построение
жизненных
планов
Поиск ответа на
вопрос:
Какой смысл
для меня
имеет учение?
Выделение
морально-этического
аспекта в
событиях и действиях;
Построение системы
нравственных
ценностей;
Нравственно-этическое
оценивание;
Осуществление
личностного
выбора
Нравственно-этическая ориентация
Смыслообразование
Самопознание и самоопределение
Слайд 5
Виды заданий для формирования личностных УУД
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
участие в проектах
подведение итогов урока
творческие задания
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма
самооценка события, происшествия
дневники достижений
Слайд 6
Регулятивные УУД
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Оценка
коррекция
контроль
прогнозирование
Саморегуляция
планирование
целеполагание
Слайд 7
Виды заданий для формирования регулятивных УУД
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
«преднамеренные ошибки»
поиск информации в предложенных источниках
взаимоконтроль
взаимный диктант
диспут
заучивание материала в классе
«ищу ошибки»
КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
ЗАЧЁТЫ
Слайд 8
Познавательные УУД
Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций
логические
общеучебные
постановка
и решение
проблемы
Анализ;
Синтез;
Сравнение;
Подведение
под понятие;
Установление
причинно-следственных
связей;
Доказательство;
Выдвижение
гипотез и их
обоснование;
Формулирование
проблемы;
Самостоятельное
создание способов
ее решения
Формулирование
познавательной
цели;
Применение
методов
информационного
поиска;
Структурирование
знаний;
Работа
с текстами
различных видов;
Создание алгоритмов
деятельности;
Моделирование.
Слайд 9
Виды заданий для формирования познавательных УУД
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
«найди отличия» (можно задать их количество)
«на что похоже?»
поиск лишнего
«лабиринты»
упорядочивание
«цепочки»
хитроумные решения
составление схем-опор
работа с разного вида таблицами
составление и распознавание диаграмм
работа со словарями
составление собственного портфолио
Слайд 10
Коммуникативные УУД
Определение цели
и функций участников;
способов взаимодействия
Инициативное
сотрудничество
в поиске
информации
Выявление сути конфликта,
поиск различных способов
его разрешения;
принятие и реализация
решения
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Разрешение
конфликтов
Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Контроль, коррекция,
оценка его действий
Владение монологичной
и диалогичной формами речи
в соответствии
с нормами языка
Управление
поведением
партнера
Умение
выражать
свои мысли
Слайд 11
Виды заданий для формирования коммуникативных УУД
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
составь задание партнеру
отзыв на работу товарища
групповая работа
«отгадай, о ком говорим»
диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи)
«подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,…
Слайд 13
Формирование
УУД
Элементы сингапурской методики
Практико-ориентированные задания
Использование ИКТ
Национально-региональный компонент
Слайд 14
Технология основана на командных формах работы
Элементы сингапурской методики
Ошибайся коллективно!
Слайд 15
Обучение в сотрудничестве
Элементы сингапурской методики
Слайд 16
Элементы сингапурской методики
коммуникативность
креативность
сотрудничество
критическое мышление
Слайд 17
Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю
Элементы сингапурской методики
Ученики сидят за столом по 4 человека
Слайд 18
Элементы сингапурской методики
«Таймд Пэа Шэа» обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени
Слайд 19
Элементы сингапурской методики
«Куиз-Куиз-Трэйд» (опроси, опроси, обменяйся карточками)
Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме
Слайд 20
Элементы сингапурской методики
Слайд 21
Элементы сингапурской методики
«Сималтиниус Раунд Тэйбл» (одновременный раунд тейбл)
Структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу
«Сималтиниус Релли Тэйбл»
2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.
Слайд 22
Элементы сингапурской методики
Слайд 23
Элементы сингапурской методики
«Эй Ар Гайд» (до и после)
Изучи самостоятельно новую тему, используя ранее приобретенные знания.
Что ты знал?
Что узнал?
Слайд 24
Педагогические эффекты
Элементы сингапурской методики
● Возможность реальной организации сотрудничества детей и учителя
● Решение поставленных целей и задач обучения путем вовлечения всех без исключения учеников в обучающий процесс
● Создание условий для развития мышления и речи учащихся
● Здоровьесберегающая направленность
Слайд 26
Практико-ориентированные задания
Принципы разработки практико- ориентированных заданий
•Значимость в повседневной жизни
•Естественность формулировок и соответствие практике
•Максимальный охват практических сюжетов
•Разноуровневость
•Соответствие образовательным стандартам и практике
Слайд 27
Практико-ориентированные задания
Виды практико-ориентированных заданий.
1. Чтение графиков и диаграмм
6. Практическая планиметрия
2. Простейшие вычисления в быту
7. Практическая стереометрия
3. «Оптимальный» выбор
8. Вычисление шансов (простейшая вероятность)
4. Перевод единиц
9. Задачи на проценты
5. Сопоставление
10. Задачи с экономическим содержанием
Задачи, связанные с оплатой, налогами составляют около 30% всего множества практико-ориентированных задач
Слайд 28
Практико-ориентированные задания
Пополнение банка в части практико-ориентированных задач
•Удаление морально устаревших задач и постоянное обновление содержания (меняющиеся цены)
•Разработка новых прототипов
•Расширение тематики заданий по статистике и теории вероятностей
Слайд 30
Использование ИКТ
Формирование ключевых компетенций у учащихся
через применение ИКТ на уроках математики
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Активизации познавательной деятельности учащихся.
Развитию вариативности мышления, математической логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Слайд 31
Использование ИКТ
Устный счёт в виде тестирования
с помощью радио-пультов.
Слайд 32
Использование ИКТ
Слайд 33
Использование ИКТ
Критерии эффективности
использования ИКТ
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность (возможность накапливать информацию);
наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка, родителей через тесты, анкеты);
возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски тематических буклетов, и участие в создании электронных ресурсов, подготовка докладов, рефератов.
Слайд 34
Использование ИКТ
Работа на интерактивной доске;
На уроке и во внеурочной
деятельности
Флипчарты к урокам;
Слайд 35
Использование ИКТ
On-line тестирование;
Использование
Интернет-ресурсов
Слайд 36
Национально-региональный компонент
Задачи с историческим содержанием.
В годы войны в Бурятии проживало 600 000 человек,
20% жителей были призваны на фронт.
Сколько человек было призвано на фронт?
С войны в наш Тункинский район вернулись 2040 человек,
что составило 34% от числа призванных.
Сколько всего человек было призвано на фронт?
В годы войны из Бурятии было призвано на фронт 120 000 человек,
из них 16800 человек пропали без вести.
Какой процент призванных пропали без вести?
Слайд 37
Национально-региональный компонент
Урок по теме
«Сравнение десятичных дробей»
Мальчик Девочка
Костюм 3,85 м Платье 3,45 м
Шапка 0,5 м Шапка 0,50м
Слайд 39
Формирование
УУД
Элементы сингапурской методики
Практико-ориентированные задания
Использование ИКТ
Национально-региональный компонент