Презентация - Лимерик и иные игры со словами как средство профилактики нарушений речевого развития

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №347 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Лимерик и иные игры со словами как средство профилактики нарушений речевого развития
Королева М.Н., Симкина О.А., Челышова Н.И. 2020

Слайд 2

ЛИМЕРИК и ИГРЫ СО СЛОВАМИ
С помощью лимерика и игр со словами можно разнообразить работу по изучению новых слов, а также запоминанию правильного ударения в словах. В работе над культурой речи младших школьников лимерики и игры со словами помогают вызвать интерес к изучаемым словам, добавляют элемент соревнования.

Слайд 3

ЛИМЕРИК
ЛИМЕРИК – короткое, весёлое, шуточное стихотворение из пяти строк. Предположительно, название происходит от ирландского города Лимерик. С лимериком неразрывно имя английского поэта Эдварда Лира. Жила-была дама приятная, На вид совершенно квадратная. Кто бы с ней ни встречался, От души восхищался: «До чего же та дама приятная!» (Перевод Григория Кружкова)
Эдвард Лир 1812-1888

Слайд 4

ЛИМЕРИК
Строки лимерика рифмуются следующим образом: ААВВА. Дж. Родари для сочинения лимериков предлагает такой способ: первая, вторая и пятая строки рифмуются между собой, четвертая рифмуется с третьей. Дети в два счета овладевают этой техникой.
Джанни Родари 1920-1980

Слайд 5

ЛИМЕРИК
Первая операция - выбор героя. К первой строчке можно задать вопросы КТО? и ОТКУДА? Один старикашка с косою Вторая операция - указание на черту характера, выраженную действием. Ко второй строчке обычно подходит вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЛ? Гонялся полдня за осою.

Слайд 6

ЛИМЕРИК
Третья операция - реализация сказуемого. К двум следующим ЧТО ПРОИЗОШЛО? Но только в четвертом часу Потерял он косу Четвертая операция - выбор конечного эпитета. К последней строчке ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ? И был крепко укушен осою. А происходит-то в лимериках как раз что-нибудь нелепое и смешное.

Слайд 7

ЛИМЕРИК
Жил-был человек в Амстердаме, Не чистивший шляпу годами. Он в ней невзначай Заваривал чай И в ней же гулял в Амстердаме. Эдвард Лир

Слайд 8

Игра «ПАРА СЛОВ»
На листке бумаги пишется любое слово. Пониже на том же листе пишется другое слово точно с таким же числом букв. Теперь надо шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. Муха, мура, тура, тара, кара, каре, кафе, кафр, каюр, крюк, урюк, урок, срок, сток, стон, слон.

Слайд 9

Игра «РИФМА»
Один из играющих говорит любое слово, желательно короткое. Следующий говорит слово, рифмующееся с первым. При невыполнении задания игрок получает минус. Когда кто-нибудь наберёт 3 минуса, выходит из игры. Последний выигрывает.
рекорд.багаж
аккорд.блиндаж
лорд.пейзаж
корт.стеллаж
натюрморт.шпионаж
порт.персонаж

Слайд 10

Игра «НАВУХОДОНОСОР»
Из одного слова, из его букв, составить как можно больше других слов. Слова должны быть только существительными, нарицательными, только в начальной форме. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах ни одна буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове. Вот несколько слов , с которыми интересно играть: "гастроном", "лекарство", "кинематограф", "мясорубка".

Слайд 11

Игра «ТЕЛЕГРАММА»
За основу телеграммы берут любое слово. Каждый из играющих придумывает телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв "главного" слова. Например, взяли слово СУМКА. Телеграмма: "Сегодня Убежал Медведь. Караул! Администрация."

Слайд 12

Игра «СТИШАТА»
Маленькие весёлые стихотворения, которые не только хорошо читать, но и прохлопать в ладоши. Прочитай и прохлопай стихотворение. На столе лежали пышки Для весёлой серой мышки. Кот не мог меня понять, Влез в кастрюлю он опять. Ну и соня - сын мой Джон. Спать в штанах улёгся он. Башмачок он сбросил прочь. А в другом проспал всю ночь.

Слайд 13

Игра «КУБИКИ»
Упражнять детей в определении количества звуков (слогов) в слове. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске (на индивидуальном листе) он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков (слогов), сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

Слайд 14

Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ СЛОВА»
Обучающийся должен назвать лишний слог и узнать слово: Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.

Слайд 15

Игра «ЛЕТЕЛА КОРОВА»
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - “т”, следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Слайд 16

Игра «ПРЕДЛОГИ»
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др. Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Слайд 17


Учите детей через игру, развивайте умение пользоваться речью, общаться, оценивать чужую и свою речь, творчески подходить к любому заданию, стремитесь к совершенствованию речи обучающихся начальной школы.

Слайд 18


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!