Презентация - Развитие зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


КУРСОВАЯ РАБОТА ДИсциплина «Психолого-педагогическая СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с ограниченными возможностями здоровья»   Тема: РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Студент группы Ддаз-17-1 Попкова Алёна Дмитриевна

Слайд 2


Проблема исследования: каковы особенности развития зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения? Объект исследования – зрительное восприятие детей с нарушением зрения. Предмет исследования – процесс развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения в игре.

Слайд 3


Гипотеза исследования: Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет значительные отклонения, и игра может выступать эффективным средством развития зрительного восприятия в среднем дошкольном возрасте. Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический методы, метод обобщения передового педагогического опыта по развитию зрительного восприятия дошкольников, эксперимент, методы качественной и количественной обработки данных.

Слайд 4


Зрительное восприятие и особенности его развития у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Восприятие является результатом процесса познания конкретного предмета. Восприятие - это ментальный процесс отражения предметов и явлений реальности в совокупности их различных свойств и частей с их непосредственным воздействием на органы чувств. Восприятие является отражением сложного стимула [12]. Зрительное восприятие - очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Известно, что при нарушении зрения оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятия. Часто «живое созерцание» детей с нарушениями зрения страдает из-за снижения у них слуха, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранены, восприятие этих детей отличается рядом особенностей.

Слайд 5


Практическая значимость исследования
Разработанная и апробированная нами система дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения может быть использована в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушением зрения в специализированном детском саду и других учреждениях. Приемы работы по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения с помощью дидактических игр могут быть применены к другим нарушениям развития в практической деятельности логопедов, дефектологов и педагогов при методической поддержке родителей.

Слайд 6


Междисциплинарный подход
Для коррекции зрительного восприятия у слабовидящих детей предложен новый междисциплинарный подход (Л. П. Григорьева; С. И. Кондратьева, Л. П. Григорьева, Л. И. Солнцева; Л. П. Григорьева, С. И. Кондратьева, С. Сташевский; Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский). Этот подход основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, теории психофизиологических основ психической деятельности Б. М. Теплова и Е. Н. Соколова, теории системной организации психических процессов Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова.

Слайд 7


1.2. Методы приемы и средства развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Первый метод (по Е. Н. Соколову) - дозированная ритмическая стимуляция глаза (с частотой 1 Герц), которая облегчает проводимость нейронной сети и приводит к увеличению разрешения глаза. Второй метод - визуально эффективный - позволяет экстериоризовать ориентировочную исследовательскую деятельность, развивающую перцептивные действия. Этот прием формирует основные свойства восприятия - объективность, целостность, структуру, постоянство. Третий прием - наглядно-образный - формирует умение выполнять познавательные операции над изображениями: сравнение, классификацию, словесно-логический анализ. Четвертый прием - наглядно-образный, разработанный для использования на компьютере - создает условия для развития перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоского текста. Это позволяет гибко реализовать требования корректирующей эргономики в соответствии с индивидуальными характеристиками восприятия: используются такие свойства объектов, как четкий контур, оптимальные угловые размеры и насыщенность цвета. Пятый прием - проекция - создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие движений глаз.

Слайд 8


Специфика этой работы с дошкольниками: в ее взаимосвязи и взаимодействии со всеми видами детской деятельности; в комплексном воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на детскую психику; в компенсаторном развитии посредством деятельности (игры, работа, занятия и др.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе преобладающих в нем социально адаптивных форм общения и поведения. Под влиянием педагогического воздействия происходит нормализация его развития и восстановление его связей с окружающей действительностью[21].

Слайд 9


Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения являются: замедленное восприятие, меньшая дифференциация, суженный объем воспринимаемого материала, плохое распознавание мимики людей, изображенных на картинке, значительные трудности в понимании сюжетных картинок и пейзажей, плохое распознавание цветов и их оттенков. Работа по коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения ведется по следующим направлениям: развитие зрительного внимания, имитация, формирование целостного изображения предметов; восприятие формы; восприятие величины; цветовое восприятие; восприятие пространственных отношений и ориентации в пространстве комнаты; формирование представлений о воспринятом.

Слайд 10


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 2.1. Выявление уровня развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Задачи: изучить уровни зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения, выявить знания и представления детей о цвете, форме, величине, пространственных отношениях, определить эмоциональное отношение и интерес детей к дидактическому материалу и дидактическим играм. Диагностика зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

Слайд 11

Слайд 12


Таблица 2. - Показатели зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
№.Ф.И. ребёнка.Задания..Уровень сенсорного развития
1.2.3.4.5.Баллы
1.Никита М..+.+.+.+.+.5.высокий
2.Дарина В..+.-.+.+.+.4.средний
3.Наташа У..+.+.+.+.-.4.средний
4.Лена М..+.-.+.-.+.3.достаточный
5.Алексей М..-.-.+.+.+.3.достаточный
6.Света Р..+.+.-.+.+.4.средний
7.Никита Г..+.-.-.-.-.1.начальный
8.Оля К..-.+.-.-.-.1.начальный
9.Злата П..+.-.-.-.-.1.начальный
10.Кирилл О..-.-.+.-.-.1.начальный

Слайд 13


Рисунок 1.1. - Уровни зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Слайд 14


2.2. Разработка комплекса игр для развития зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Задачи: подобрать и систематизировать дидактический материал для развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста; развивать зрительного восприятие детей дошкольного возраста посредством игр; вызывать у детей познавательный интерес и желание в деятельности со сверстниками и взрослым. Перечислю основные группы материалов, используемых нами в играх с детьми: - для различения размера (предметы разных размеров) -для различения цветов и их оттенков (цветные пластины 1-4) -для различения форм (геометрический комод, геометрические тела, двучленные и трехчленные кубы)

Слайд 15


При подборе дидактических игр мы опирались на методические разработки М. Мотессори. Также в системе дидактических игр мы использовали разработки Л. А. Венгер, В. В. Гербовой, З. М. Богуславской, Е. О. Смирновой для детей старшего дошкольного возраста. Так как эти дидактические игры разрабатывались авторами для нормально развивающихся детей, нами они были адаптированы для детей с интеллектуальными проблемами, с учетом их психофизиологических особенностей.

Слайд 16


Заключение
Целью работы было изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры. Развитие зрительного восприятия можно осуществлять с помощью различных средств обучения: наблюдений на прогулке, трудовой деятельности, в бытовой деятельности, на занятиях и т.д.