Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЯСЛИ-САД № 2 КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ГОРОДА МАКЕЕВКИ» Нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Слайд 2
КАК РАСПОЗНАТЬ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Существуют методы раннего распознавания детей с расстройствами зрения. Это несколько тестов, позволяющих определить группу риска и тем самым сделать все возможное для исправления ситуации.
Самый простой из них уже можно проводить в возрасте трех месяцев. Возьмите яркий фонарик или светящуюся игрушку. Держите ее на расстоянии 10-15 см от лица ребенка, перемещая ее в разных направлениях. Внимательно следите за движениями ребенка. Если у него не проявляется никакой реакции, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту
Слайд 3
СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная . Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки 5-й строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки — 0,1. Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04, на расстоянии 0,5 м — 0,01, а на расстоянии 30 см — 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Если он не может отличать света от темноты, острота зрения равна нулю .
Слайд 4
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ КАК ВОСПРИНИМАЕТ МИР РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НУЖНО УВИДЕТЬ МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА
Чтобы Вы поняли ограниченность зрительного восприятия детей с нарушениями зрения, мы поставим Вас в их ситуацию Для этого мы приготовили Вам очки, которые ограничивают зрительное восприятие. На короткое время Вы станете близорукими, людьми с астигматизмом, косоглазием, амблиопией. На короткое время Вы станете близорукими, людьми с астигматизмом, косоглазием, амблиопией. Предлагаем Вам надеть очки – ограничители нормального зрения. Расскажите о Ваших ощущениях. Давайте подробно рассмотрим каждое заболевание и методы коррекции и реабилитации таких детей
Слайд 5
БЛИЗОРУКОСТЬ Близорукость (миопия) (от др.-греч. «щурюсь» и «взгляд, зрение») это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании предметов на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение
Слайд 6
ПРИЧИНЫ БЛИЗОРУКОСТИ
Наследственная предрасположенность; Чрезмерная нагрузка на глаза: чтение в движущемся транспорте или в темноте, долгое сидение за компьютером и у телевизора; Ослабление или перенапряжение глазных мышц; Родовые травмы и травмы головного мозга.
Слайд 7
ОСЛОЖНЕНИЯ Помимо того, что близорукий человек плохо видит удаленные предметы, у него также может нарушиться сумеречное зрение: в вечернее время близоруким людям трудно ориентироваться на улице и управлять автомобилем. При постоянном напряжении глаз у близорукого человека возникают сильные головные боли, он быстро устает. Самое тяжелое осложнение миопии — отслоение сетчатки. При этом зрение начинает резко падать, вплоть до абсолютной слепоты .
Слайд 8
ПРОФИЛАКТИКА Очень важно вовремя выявить проблемы со зрением. С раннего детства необходимо ежегодно проходить обследование у окулиста, а при наличии близорукости — правильно и своевременно ее лечить. важно соблюдать правила гигиены зрения (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и т.д.), чередовать работу с отдыхом, выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз,проводить общеукрепляющие процедуры
Слайд 9
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ
Быстро моргать в течение 1-2 мин Смотреть прямо перед собой, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 сек. Повторить до 10 раз. Вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно сгибая руку, приблизить палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца в течение 1 мин. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2сек. снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза
Слайд 10
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ Дальнозоркость (гиперметропия) – недостаток зрения, при котором затруднено видение предметов на близком расстоянии. При дальнозоркости расстояние от хрусталика короче нормы, и линза не может правильно сфокусироваться. В связи с этим вблизи ребенок видит плохо, а вдали - хорошо.
Слайд 11
СИМПТОМЫ Плохое зрение вблизи Плохое зрение вдаль (при больших степенях дальнозоркости) Повышение утомляемости глаз при чтении Перенапряжение глаз при работе (головные боли, жжение в глазах) Косоглазие и «ленивые» глаза у детей (амблиопия) Частые воспалительные болезни глаз (блефариты, ячмень, халязион, конъюнктивиты и др.)
Слайд 12
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДАЛЬНОЗОРКОСТИ
Упражнение «Письмо носом» Это занятие можно включить в детскую гимнастику. Закройте глаза и плавно выводите носом буквы. Пишите любые слова, вращая головой. Это увлекательное упражнение, которое позволяет улучшить остроту зрения. Упражнение «смотрим сквозь пальцы»
Смысл его заключается в распознавании предметов при рассматривании их через разведенные пальцы рук, расположенные напротив глаз. При легких поворотах головы рассматриваем предметы, затем на короткое время закроем глаза и снова откроем. Эффект движущихся пальцев укажет на правильное выполнение упражнения.
Слайд 13
АСТИГМАТИЗМ Само название «астигматизм» переводится с латыни как «отсутствие фокусной точки». Это такое состояние, при котором человек не может сфокусировать взгляд ни на дальних, ни на ближних предметах. Из-за этого, все, что он видит, принимает искаженную форму.
Слайд 14
КАК РАСПОЗНАТЬ АСТИГМАТИЗМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Жалобы ребенка на то, что у него «устали» глаза, их «печет» или все видно в двойном изображении; Рассмотрение ребенком разных предметов только на дальнем расстоянии или, наоборот, у самого носа; Наличие головных болей, как следствие ненормального напряжения глаз.
Слайд 15
ПОКАЗАНИЯ К КОРРЕКЦИИ
Глаза быстро устают Как результат развития астигматизма, ухудшается зрение Сопутствующим заболеванием к астигматизму добавляется миопия Такие симптомы можно определить только у дошкольников. В случае с младенцами это определяется очень редко, и коррекцию им назначают в единичных случаях Показанием к ношению очков считается астигматизм средней степени (более 2 диоптрий)
Слайд 16
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСТИГМАТИЗМА Основное правило: голова неподвижна, двигаются только глаза Расположите рисунок вне зоны четкой видимости. Смотрите на черные контуры рисунков. Расслабьте глаза и обводите ими каждый рисунок по контуру. Выполняйте упражнение обоими глазами и каждым глазом по отдельности
Слайд 17
КОСОГЛАЗИЕ Косоглазие — это состояние, которое характеризуется отклонением одного или обоих глаз от центральной оси, то есть глаза человека смотрят не в одном направлении, как положено, а в разных. В итоге взгляд не может сфокусироваться на рассматриваемом предмете.
Слайд 18
ПРИЧИНЫ Косоглазие может появиться в результате: травм и инфекционных заболеваний головного мозга; воспалительных, сосудистых или опухолевых изменений в глазных мышцах; неправильно или несвоевременно компенсированных близорукости, дальнозоркости или астигматизма; врожденных заболеваний или родовых травм; повышенных психических и физических нагрузок;
Слайд 19
ПРОФИЛАКТИКА Основной способ борьбы с косоглазием : ранняя диагностика. Необходимы обязательные ранние осмотры детей, более частые у детей группы риска (родители со зрительными нарушениями, родовой травматизм и прочее), ежегодная диспансеризация, соблюдение нормативов и правил гигиены зрения. если ребенку назначены очки, нужно обязательно их носить в рекомендуемом режиме и посещать офтальмолога каждые полгода, чтобы вовремя предупредить развитие косоглазия и амблиопии.
Слайд 20
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОСОГЛАЗИЯ Упражнение с шнурком Малышу предлагают протянуть шнурочек через 10—12 отверстий в пластмассовой пластинке. Причем, он может быть разной толщины, отверстия в пластинке могут иметь форму кружочка, треугольника, сапожка и т. Д Упражнение с бумагой и фигурами Лист бумаги делят на клетки. В каждой клетке рисуют различные фигуры: звездочку, домик, елочку, шар, бабочку и т. д. Периодически фигурки повторяются. Ребенок должен найти идентичные картинки и вычеркнуть их во всех клетках. Упражнение с музыкальным волчком Дети очень любят упражнение с музыкальным волчком. Ребенку нравится рассматривать различные фигурки (лошадь, сани, медведь, пейзаж и т. д.) на движущемся диске, находящемся под прозрачным куполом. Движение диска сопровождается мелодичным звуком. .
Слайд 21
ВРОЖДЕННАЯ КАТАРАКТА Катарактой называется любое помутнение хрусталика. После рождения любой ребенок видит предметы нечеткими, слегка размытыми. Полноценное зрение формируется только к двум годам, и то при условии, что глаз неустанно трудится. Когда же хрусталик мутный, сетчатка оказывается в темноте и клетки не получают должной нагрузки
Слайд 22
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ КАТАРАКТЫ : Хромосомные заболевания; Следствие тяжелой внутриутробной инфекции (опасны краснуха, грипп, герпес, ветрянка и др.); Отягощенная наследственность; Развитию заболевания способствуют нарушения обмена веществ у детей (гипокальциемия, сахарный диабет); Травматические катаракты, которые возникают при контузии или проникающих ранениях глаза; Есть катаракты, которые появляются в связи с необходимостью лечить другое заболевание методом лучевой или стероидной терапии; Иногда катаракта возникает у недоношенных детей в связи с уплотнением задних швов хрустали
Слайд 23
ПРОФИЛАКТИКА Обнаружив проблему на самых ранних стадиях, можно вовремя начать лечение. Не откладывайте визит к врачу, если: зрачок у малыша не черный, а серый или белесый; ребенок постоянно трет глаза; веки все время воспалены: малыш часто прикрывает один глаз; трясет головой и наклоняет ее вперед, то и дело моргает; в возрасте двух месяцев не узнает маму и не задерживает взгляд на предметах; глаза малыша все время «бегают»: без видимой причины движутся из стороны в сторону.
Слайд 24
АМБЛИОПИЯ Амблиопия у детей — это функциональное или обратимое снижение зрения. При такой потери зрения один глаз плохо или почти не задействован в зрительном процессе. При данном заболевании глаза видят разные картинки, разное качество изображения и мозг просто не в состоянии совместить их в одно целое.
Слайд 25
ВИДЫ АМБЛИОПИИ В зависимости от уровня падения зрения у детей при амблиопии можно выделить следующие её виды: амблиопия низкой степени (острота зрения 0,8 0,4); амблиопия средней степени (острота зрения 0,3 0,2); амблиопия высокой степени (острота зрения 0,1 0,05); амблиопия очень высокой степени ( острота зрения 0,04 и ниже).
Слайд 26
ПРИЧИНЫ Причины заболевания очень индивидуальны у олного ребенка амблиопия начинается при разнице между зрением глаз всего в одну диоптрию, а у другого мозг справляется с ситуацией даже при разнице в четыре диоптрии. Если амблиопия - нарушение врожденное, ребенок не знает, что можно видеть как-то по-другому. Поэтому он воспринимает все как норму и жаловаться на зрение не будет. Чем дольше ребенок болен амблиопией, тем труднее ее преодолеть. Само по себе данное расстройство зрения у ребенка не пройдет, и нормальное бинокулярное зрение не сможет сформироваться или окажется подавленным .
Слайд 27
ЛЕЧЕНИЕ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ Основным методом является — окклюзия, т.е. исключение здорового глаза из зрительного процесса, путём применения специальных пластиковых окклюдоров, которые прикрепляют к очковой линзе. В комплекс лечения амблиопии включают различные виды стимуляции (фото-стимуляция, световая, частотно-контрастная и др.), терапевтические методики (вакуумный массаж, очки-массажёры, лазерная инфракрасная и ультразвуковая терапия, магнитооерапия).
Слайд 28
УПРАЖНЕНИЯ НА УЛУЧШЕНИЕ ЦИРКУЛЯЦИИ КРОВИ В ОРГАНЕ ЗРЕНИЯ, СНЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ Сомкните веки обоих газ на 3-5 сек., повторите 6-8 раз Повороты глазного яблока по горизонтали (фото.1), вертикали (фото.2) и диагонали (фото.3). Все упражнения выполняются с открытыми глазами до 3-х мин. (Эти же упражнения выполняются с закрытыми глазами) Выполнение поворота глазного яблока по различным направлениям с использованием объекта (флажок, палец, карандаш). Быстро моргайте глазами в течение 10-15 сек., затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7-10 сек. Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону. Прослеживание взглядом за заданным направлением (указка, светящаяся точка).
Слайд 29
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей Формирование приемов и способов учебной , игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе Дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, дозирование учебных нагрузок Применение специальных форм и методов обучения Организация лечебно-восстановительной работы.
Слайд 30
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ С
УЧЕТОМ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИ
Рассаживать детей рекомендуется относительно месторасположения педагога с учетом остроты зрения. дети с низкой остротой зрения рассаживаются на первые места: 1ряд – с остротой зрения ниже 0,4 2ряд – с остротой зрения 0,4-0,6 3ряд - с остротой зрения 0,6-1,0; при расходящемся косоглазии (КГ) рассаживаются по центру во 2-3 ряд; при разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо усадить лучше видящим глазом к центру; если у ребенка окклюзия («заклейка») какого-либо глаза, то он должен расположиться свободным глазом ближе к логопеду. при рассматривании картин рассаживать лучше полукругом
Слайд 31
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Сочетание педагогического и лечебного воздействия является одним из наиболее существенных и специфических принципов работы групп компенсирующей направленности нашего детского сада. Оно позволяет с одной стороны извлекать лечебный эффект из общеразвивающих занятий, а с другой – проводить лечебное воздействие без ущерба для учебно-воспитательной работы
Слайд 32
ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ ОТДАТЬ РЕБЕНКА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕТСКИЙ САД? Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания . В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение). Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше. Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики . В группе слабовидящих детей никто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет.