Презентация - Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Распечатать
  • Уникальность: 88%
  • Слайдов: 47
  • Просмотров: 1103
  • Скачиваний: 80
  • Размер: 6.55 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Примеры похожих презентаций

Логопедическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияЛогопедическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития«Умные пальчики» - средство коррекции речи детей дошкольного возраста«Умные пальчики» - средство коррекции речи детей дошкольного возрастаМой край родной формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиМой край родной формирование ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиКоррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи 3 уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речиКоррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи 3 уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речиРазвитие зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зренияРазвитие зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зренияВыпускная квалификационная выпускная квалификационная работа пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаВыпускная квалификационная выпускная квалификационная работа пересказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возрастаПроект на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг» «Удивительные истории»Проект на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг» «Удивительные истории»

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 1
«Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»       Работу выполнила Симакова Елена Раифовна МОУ СОШ №20 С УИОП г.Гремячинск     2022

Слайд 2

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 2
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

Слайд 3

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 3
Классификация и виды Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения: Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми. Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности. Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью. Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д. Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания. Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Слайд 4

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 4
Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. Паралингвистика — система знаков, представляющая собой такие «добавки» к вербальному общению, как вокализация, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плач, смех, наконец, темп речи.

Слайд 5

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 5
Цель использования альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК): построение функционирующей системы коммуникации, развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию, развитие способности ребенка выражать свои мысли с помощью символов

Слайд 6

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 6
Жестовый язык. существует несколько систем жестового языка с ребенком, жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации. тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Слайд 7

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 7

Слайд 8

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 8
БЛИСС-СИМВОЛЫ Система Блисс-символов представляет собой разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах. Основоположником данной системы является австрийский химик, философ и гуманист Чарльз Блисс. Исходно символы Блисс разрабатывались как международный письменный язык по образцу китайской письменности. Предполагалось, что они будут способствовать борьбе за мир, облегчая государственным деятелям разных стран общение друг с другом (Bliss, 1965), но система никогда не использовалась для этих целей. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, которые не могли говорить и имели трудности с обучением чтению и письму. Система символов Блисс состоит из около 120 основных символов, или радикалов. Их можно комбинировать, чтобы образовывать слова или значения, для которых нет основных символов. Блисс-символы построены как система аналогий. Комбинация Блисссимволов состоит из семантических элементов, которые комбинируются и понимаются по аналогии. Например, Блисс-символ СЛОН обычно состоит из ЖИВОТНОЕ+ДЛИННЫЙ+НОС; ДОМ – это ЗДАНИЕ+ЧУВСТВО; ТУАЛЕТ – СТУЛ+ВОДА, СЧАСТЛИВЫЙ – ЧУВСТВО+ВВЕРХ. Блисс-символы различаются между собой степенью прозрачности, т.е. тем, насколько легко ассоциировать графическое представление с определённым значением. Блисс – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения. Некоторые из них имеют сходство с реальным объектом. Их называют пиктографическими, или изобразительными.

Слайд 9

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 9

Слайд 10

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 10
КОММУНИКАТИВНЫЕ таблицы, тетради, книги и доски. По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки и книги, позволяющие общаться на различные темы. 39 Коммуникативные таблицы состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы, буквы и/или слова. Эти таблицы можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака. При наличии же большого словарного запаса и достаточной подвижности пользователя таблицы оказываются слишком большими и неудобными, поэтому рекомендуется иметь коммуникативные книги. Копии коммуникативных таблиц следует закрепить на стенах регулярно посещаемых мест (например, туалет, физиотерапевтический кабинет), чтобы сделать возможной спонтанную коммуникацию, даже если таблица недосягаема. Коммуникативные таблицы содержат общеупотребительную лексику, подходящую для многих ситуаций общения. Помимо этого, для конкретных ситуаций целесообразно изготовить тематические таблицы (например, для «утреннего круга», занятий по кулинарии, пребывания в больнице, определенных игровых ситуаций). легкие, портативные, их можно разместить на столе, складные

Слайд 11

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 11

Слайд 12

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 12

Слайд 13

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 13

Слайд 14

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 14

Слайд 15

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 15

Слайд 16

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 16
Книги разговоров могут состоять только из картинок, или же они могут включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Слайд 17

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 17

Слайд 18

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 18

Слайд 19

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 19
Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) происходит из Канады (Maharaj, 1980). Это система впервые стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне. Рис. 11. Пиктографическая идеографическая коммуникация Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой город или село. В качестве примера можно привести Пиктографическую коммуникативную программу М. Либерофф, доступную для работы с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Программа включает комплекс из 340 изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена прилагательные, приказы, просьбы и выражения чувств, вопросы, местоимения и наречия, имена существительные.

Слайд 20

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 20

Слайд 21

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 21
ТАКТИЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ Данная форма коммуникации подходит лицам, находящимся на ранних этапах развития либо имеющим нарушения зрения, тяжелые множественные 51 нарушения психофизического развития. Реальные предметы, их части и миниатюрные копии, условно осязаемые символы относятся к двух- или трехмерным, тактильно воспринимаемым символам, которые имеют ряд преимуществ: постоянство, высокую степень иконичности (схожесть с предметом), узнаваемость при осязании, возможность манипулирования. Используемые в качестве символов реальные объекты могут быть идентичными, подобными или ситуативно-связанными. Например, идентичным символом для выражения «чистить зубы» является зубная щетка, по цвету и форме ничем не отличающаяся от реальной зубной щетки ребенка. Подобным символом могла бы стать зубная щетка другого цвета и формы. В то время как ситуативно-связанным с реальным предметом символом послужили бы тюбик с зубной пастой или зубная нить. Ситуативно-связанные символы также могут быть представлены «объектами», вызывающими ассоциации с той или иной деятельностью или событиями (например, обертка от гамбургера - посещение ресторана «Макдоналдс»). В некоторых ситуациях более практичным оказывается применение миниатюрных копий реальных объектов. Однако очень маленькие копии по сравнению с двухмерными символами будут с трудом опознаваться лицами с умственными ограничениями. Для лиц с нарушениями зрения миниатюрные копии должны быть тактильно и (или) обонятельными, связанными с реальными предметами. Части объектов используются обычно, когда реальный предмет имеет очень большие размеры и неудобен для применения в качестве символа. Например, крышка от бутылки со стеклоочистителем может обозначать «мыть окно». К частям объектов также целесообразно обращаться, если требование «тактильного подобия» не может быть выполнено в отношении миниатюрных копий реальных объектов.

Слайд 22

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 22

Слайд 23

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 23
Впервые глобальный метод обучения чтению начал использовать американский нейрофизиолог Гленн Доман. В классической педагогике многих стран, в частности в методиках обучения славянским языкам, широко использовались приёмы обучения чтению через восприятие складов (не путать со слогом), целых слов и предложений. Тем не менее, основателями научно обоснованного метода можно считать нейрофизиолога Гленна Домана - основателя Филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала, а также японского педагога Синъити Судзуки. Г.Доман широко использовал методы глобального обучения (не только чтению, но и арифметике и др.) в работе с детьми, имеющими серьёзные (приобретённые) мозговые нарушения или повреждения мозга в раннем детстве и добился удивительных результатов. Дети, на интеллектуальном развитии которых был врачами "поставлен крест", после регулярных занятий по методу Г.Доману начинали не только развиваться, как "нормальные" дети, но и обгонять в интеллектуальном развитии своих здоровых сверстников. Впоследствии этот метод стал применяться и для обучения обычных детей. Суть глобального метода обучения чтению заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. Одновременное восприятие информации в нескольких модальностях (зрительно, на слух, тактильно) регулярно в течение длительного времени помогает мозгу сформировать определённые нейронные связи и механизмы, в результате которых ребёнком самостоятельно, "в удобное для него время", самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Глобальный метод обучения чтению является наиболее физиологичным для обучения маленьких детей, так как строится по тем же законам, что и обучение устной речи. Как известно, левое полушарие обладает аналитическими, логическими функциями, а правое полушарие - синтетическими, "глобальными". Если образно упростить эту мысль, то можно сказать, что левое полушарие "видит" отдельные деревья, а правое полушарие - воспринимает лес. У детей в период созревания мозга - а это вплоть до 7-9 лет - правое полушарие мозга играет ведущую роль. Именно благодаря своей "правополушарности" дети воспринимают любую информацию глобально, целиком, как на фотоснимке. Эта особенность детского восприятия должна являться основой любого обучения - только в этом случае обучение маленького ребёнка может считаться физиологически оправданным и безопасным.

Слайд 24

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 24
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением. Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.

Слайд 25

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 25

Слайд 26

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 26
Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Они могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются так, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию
.

Слайд 27

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 27

Слайд 28

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 28

Слайд 29

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 29
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине они особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых.

Слайд 30

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 30

Слайд 31

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 31

Слайд 32

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 32
Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM). Если комбинировать вак, социальную и организационную поддержку, инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с нарушением в развитии. Система РЕСS позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение». «коммуникация» – это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен «обратиться» – подойти к партнеру, привлечь внимание партнера и изложить свою просьбу доступным (для него) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Вряд ли вам кто-то точно укажет, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь – может, через год, а может, через два он научится произносить 2–3 слова, а может, этого не произойдет никогда. И, тем не менее, никто не имеет никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует и так далее. Введение данной системы общения производится сугубо на индивидуальной основе.

Слайд 33

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 33

Слайд 34

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 34

Слайд 35

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 35

Слайд 36

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 36
Альтернативная коммуникация и ФГОС дошкольного образования

Слайд 37

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 37

Слайд 38

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 38

Слайд 39

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 39

Слайд 40

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 40

Слайд 41

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 41

Слайд 42

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 42

Слайд 43

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 43

Слайд 44

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 44

Слайд 45

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 45

Слайд 46

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 46

Слайд 47

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Коррекция нарушений коммуникации и речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ, слайд 47
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.