Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры
Подготовила: инструктор по физической культуре Лаишевского детского сада «Радуга»
Хафизова Лилия Зульфатовна
Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.
Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.
Слайд 3
Этнокультурное воспитание
Этнокультурное воспитание определяется введением в воспитательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у дошкольников интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Этнокультурное воспитание создает основу для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов.
Слайд 4
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские, чуваши, татары, башкиры, мордва, марийцы. Каждый из этих народов отличается не только языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неоспоримый игровой фольклор. Народная игра - это одно из средств приобщения детей к народным традициям. Способствует выработке нужных моральных качеств, влияет на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Народные игры – средство связи между детьми и традициями
Слайд 5
Все жанры, формы и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.
Слайд 6
Применение физкультурно-оздоровительных занятий и досугов с использованием фольклорных элементов и народных подвижных игр очень эффективно в работе с дошкольниками. Используем следующие типы физкультурных занятий с использованием разных видов народного творчества: -сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Очень интересно прошли такие мероприятия, как «Путешествие в сказку «Репка»», «Праздник Весны»;
Слайд 7
-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр : 1)Башкирская Народная Игра «Липкие пеньки», «Юрта» и т.д.
Слайд 8
2)Татарские Народные Игры: «Угадай и догони», «Кто первый?», «Хлопушки», «Спутанные кони», «Продаем горшки», «Тюбетейка», «Ловушки» и т.д.
Слайд 9
Игры на празднике Сабантуй
Слайд 10
3)Русские Народные Игры: «Гуси-гуси», «Догонялки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Удочка», «Пол нос потолок», «Горячая картошка» и т.д.
Слайд 11
4)Чувашские Народные Игры: «Хищник в море», «Луна или солнце» и т.д.
Слайд 12
Вывод
Реализация этнокультурных проектов способствует формированию элементов национального самосознания старших дошкольников.
Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством своего народа, других национальностей и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.
Слайд 13
Спасибо за внимание!!!