Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР
Учитель-логопед высшей категории
МБДОУ № 31 Детского сада « Теремок»
Кудря Ирина Владимировна
Слайд 2
Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.
Радищев А. Н.
Слайд 3
Слоговая структура слова
Звукопроизношение
Просодика
ОНР
Фонематический слух
Артикуляционная моторика
Связная
речь
Словарный
запас
Мелкая
моторика
Слайд 4
Виды ошибок:
- элизии (пропуски звуков, слогов) – «моток» вместо «молоток»;
- итерации (добавление звуков и слогов) – «тарава» вместо «трава»;
- перестановки звуков и слогов – «деворе» вместо «дерево»;
- искажение структуры отдельного слога (сокращение, упрощение» - «капута» вместо «капуста»;
- антиципации (уподобление одного слога другому) – «пипитан» вместо «капитан»;
- персеверации (застревание на одном слоге) – «пананананама» вместо «панама»;
- контаминации (соединение частей двух слов») - «холодильница» вместо «холодильник» и «хлебница».
Слайд 5
Цель: выявить особенности восприятия слов различной слоговой структуры детьми с ОНР и специфику коррекционного процесса формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Задачи:
Ознакомиться с теоретической и практической литературой по проблеме исследования.
Провести диагностику состояния слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Изучить особенности преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Разработать сборник дидактических игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Слайд 6
Авторы методик по формированию слоговой структуры слова
Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.
Слайд 7
Этапы коррекционной работы:
Подготовительный
Цель: формирование функционального базиса, психологических механизмов, необходимых для усвоения звуко-слоговой структуры слова родного языка.
Работа проводится на невербальном и вербальном материале.
Основной
Цель: непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова.
Работа ведется на вербальном материале.
Слайд 8
Работа на невербальном материале:
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания,
слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков
(Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько
раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма:
отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование
музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую
музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение
движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по
словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение
движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро
правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-
0...; +=+=...
Слайд 9
Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?
Слайд 10
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Слайд 11
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Слайд 12
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
Слайд 13
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку):
Слайд 14
Работа на вербальном материале:
1. Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-
временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после;
первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком
последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов
простой и сложной слоговой структуры.
2. Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи.
3. Игры на развитие подражательности («Сделай, как я»).
4. Игры, сопровождающиеся речевой инструкцией (Руки в стороны в
кулачок, разжимай и на бочок).
5. Игры на выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в
дудку).
6. Игры со слогами (обучение неосознанному членению слов на слоги,
послоговому проговариванию слова, отхлопыванию с соблюдением
ритма, прогованию прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с
разными звуками (ма-па, па-ма), закрытых и обратных слогов (пап-ап)).
Слайд 15
Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).
Слайд 16
Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи.
Слайд 17
Основной этап коррекционной работы включает следующие уровни:
Уровень гласных звуков
Уровень слогов
Уровень слова
Слайд 18
Уровень гласных звуков
· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
· Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Слайд 19
Произнести звук А (или другой звук) столько раз, сколько точек на кубике.
Слайд 20
Узнавание звука, серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.
Слайд 21
Уровень слогов
Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов
(на каждое кольцо один слог);
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение
пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением
согласных);
Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или
большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги
отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
Повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са;
Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике;
«Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
Слайд 22
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог).
Слайд 23
Упражнение с пальцами
«Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).
Слайд 24
Уровень слова
1 – двусложные слова из открытых слогов – дети,ива.
2 – трехсложные слова из открытых слогов – малина, охота.
3 – односложные слова – дом, мак.
4 – двухсложгые слова с одним закрытым слогом – диван, козел.
5 – двусложные слова со стечением согласных в середине слова – ветка, банка.
6 – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных – компот, кафтан.
7 – трехсложные слова с закрытым слогом.
8 – трехсложные слова со стечением согласных – комната, ботинки.
9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – ягненок, половник.
10 – трехсложные слова с двумя стечениями согласных - таблетка, матрешка.
11 – односложные слова со стечением согласных в начале слова – стол, шкаф.
12 – односложные слова со стечением согласных в конце слова = лифт, зонт.
13 – двусложные слова с двумя стечениями согласных – плетка, кнопка.
14 – четырехсложные слова из открытых слогов – черепаха, пианино.
Слайд 25
Психолого-педагогические условия:
1 – поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от
развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры
слова к непосредственной отработке слоговой структуры в
дидактических играх на речевом материале.
2 – целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и
речедвигательного навыков, представляющих собой
психофизиологический базис слоговой структуры слова.
3 – учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой
структуры слова.
4 - взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с
воспитателями и родителями.
Слайд 26
Выводы:
Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка.
Формирование слоговой структуры слова у дошкольника с ТНР возможно только при организации специально направленного обучения.
Использование разнообразных дидактических игр и упражнений способствует решению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова.
Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры, работоспособность.
Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слова способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.
Динамика формирования слоговой структуры слова зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.
Слайд 27
Спасибо за внимание!