Презентация - Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР
Учитель-логопед высшей категории МБДОУ № 31 Детского сада « Теремок» Кудря Ирина Владимировна

Слайд 2

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь. Радищев А. Н.

Слайд 3

Слоговая структура слова
Звукопроизношение
Просодика
ОНР
Фонематический слух
Артикуляционная моторика
Связная речь
Словарный запас
Мелкая моторика

Слайд 4

Виды ошибок: - элизии (пропуски звуков, слогов) – «моток» вместо «молоток»; - итерации (добавление звуков и слогов) – «тарава» вместо «трава»; - перестановки звуков и слогов – «деворе» вместо «дерево»; - искажение структуры отдельного слога (сокращение, упрощение» - «капута» вместо «капуста»; - антиципации (уподобление одного слога другому) – «пипитан» вместо «капитан»; - персеверации (застревание на одном слоге) – «пананананама» вместо «панама»; - контаминации (соединение частей двух слов») - «холодильница» вместо «холодильник» и «хлебница».

Слайд 5

Цель: выявить особенности восприятия слов различной слоговой структуры детьми с ОНР и специфику коррекционного процесса формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Задачи: Ознакомиться с теоретической и практической литературой по проблеме исследования. Провести диагностику состояния слоговой структуры слова у детей с ОНР. Изучить особенности преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Разработать сборник дидактических игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Слайд 6

Авторы методик по формированию слоговой структуры слова Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Четверушкина Н.С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи.

Слайд 7

Этапы коррекционной работы: Подготовительный Цель: формирование функционального базиса, психологических механизмов, необходимых для усвоения звуко-слоговой структуры слова родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Основной Цель: непосредственная коррекция дефектов звуко-слоговой структуры слова. Работа ведется на вербальном материале.

Слайд 8

Работа на невербальном материале: 1.      Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?). 2.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона. 3.   Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. 4.    Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь. 5.     Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.). 6.      Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0- 0...; +=+=...

Слайд 9

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?

Слайд 10

Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным): отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Слайд 11

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.

Слайд 12


Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

Слайд 13

Графические упражнения на переключение (продолжи строчку):

Слайд 14

Работа на вербальном материале: 1.      Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний). Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 2. Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи. 3. Игры на развитие подражательности («Сделай, как я»). 4. Игры, сопровождающиеся речевой инструкцией (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок). 5. Игры на выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). 6. Игры со слогами (обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова, отхлопыванию с соблюдением ритма, прогованию прямых одинаковых слогов (да-да, да-да), слогов с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытых и обратных слогов (пап-ап)).

Слайд 15

Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно-временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).

Слайд 16


Игры на различение громкой (разговорной) и шепотной речи.

Слайд 17

Основной этап коррекционной работы включает следующие уровни: Уровень гласных звуков Уровень слогов Уровень слова

Слайд 18

Уровень гласных звуков ·         Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике; ·         Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши; ·         Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО; ·         Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА; ·         Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; ·         Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Слайд 19

Произнести звук А (или другой звук) столько раз, сколько точек на кубике.

Слайд 20


Узнавание звука, серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом.

Слайд 21

Уровень слогов         Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);         Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);        Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);       Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);          Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;          Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;          Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;          Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;          Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;          Повторение за логопедом серии слогов: а-са, а-со, а-су, а-сы; и-са, и-со, и-су, и-сы;          Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са;          Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике;          «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;

Слайд 22

Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог).

Слайд 23

Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).

Слайд 24

Уровень слова 1 – двусложные слова из открытых слогов – дети,ива. 2 – трехсложные слова из открытых слогов – малина, охота. 3 – односложные слова – дом, мак. 4 – двухсложгые слова с одним закрытым слогом – диван, козел. 5 – двусложные слова со стечением согласных в середине слова – ветка, банка. 6 – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных – компот, кафтан. 7 – трехсложные слова с закрытым слогом. 8 – трехсложные слова со стечением согласных – комната, ботинки. 9 – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом – ягненок, половник. 10 – трехсложные слова с двумя стечениями согласных - таблетка, матрешка. 11 – односложные слова со стечением согласных в начале слова – стол, шкаф. 12 – односложные слова со стечением согласных в конце слова = лифт, зонт. 13 – двусложные слова с двумя стечениями согласных – плетка, кнопка. 14 – четырехсложные слова из открытых слогов – черепаха, пианино.

Слайд 25

Психолого-педагогические условия: 1 – поэтапность в работе, которая предполагает постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале. 2 – целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова. 3 – учет индивидуальных особенностей детей в нарушении слоговой структуры слова. 4 - взаимосвязь в работе логопеда над слоговой структурой слова с воспитателями и родителями.

Слайд 26

Выводы: Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок обусловлен состоянием сенсорных и артикуляторных возможностей ребенка. Формирование слоговой структуры слова у дошкольника с ТНР возможно только при организации специально направленного обучения. Использование разнообразных дидактических игр и упражнений способствует решению задач по устранению нарушений слоговой структуры слова. Специальную коррекционную работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить последовательно и систематически, учитывая психические особенности ребенка, его речевые возможности, характер нарушения слоговой структуры, работоспособность. Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слова способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности. Динамика формирования слоговой структуры слова зависит от степени нарушения и речевых возможностей ребенка.

Слайд 27

Спасибо за внимание!