Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока:
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».
Коноплева С.Ю.,
учитель музыки
Слайд 2
В каких двух направлениях развивалось
музыкальное искусство Древней Руси?
2.В какой опере Н.А. Римского-Корсакова
мы встречаемся с «Пляской скоморохов»?
3. Назовите отличительные черты церковного
песнопения в древности?
Слайд 3
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»
Слайд 5
Система записи церковной музыки
Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк»). Отсюда и название – знаменный распев, знаменная нотация. Одноголосное унисонное акапельное исполнение мужского хора.
Слайд 6
Появление трёхголосия
К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия. Оно получило название «строчное трёхголосие»: три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние (верхники и нижники) – сопровождающие.
Слайд 8
ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций
Перу композитора принадлежат около 360 песнопений, 18 произведений для смешанного хора a cappella, 21 произведение для женского хора с фортепиано, 20 детских песен, 21 романс.
Характерным качеством исполнительского облика хоров, руководимых Чесноковым, являлся легкий, красивый, полетный звук.
Слайд 9
Послушай «Да исправиться молитва моя»
П. Чеснокова.
- Чем молитвы отличаются от
знаменного распева?
Слайд 10
Духовная музыка – одна
из важнейших частей церковной
службы. Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.
В музыке первостепенное значение
придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.
Слайд 11
Духовный концерт
Появился в XVIII веке.
Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов.
Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.
Слайд 12
Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.
Слайд 13
«Не отвержи мене во время старости»
Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре.
Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет (!).
Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета».
Вот его современный перевод:
Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
Слайд 14
Духовный концерт М. Березовский
Какой характер мелодии?
Как она развивается?
Что выражает?
Слайд 15
Духовный концерт М. Березовский
Слайд 16
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»
Слайд 17
Домашнее задание: написать мини-сочинение по пониманию народной мудрости: «Дорога до кабака далека, да легка, дорога к храму близка, да идти склизко»
Слайд 19
Дорогу осилит идущий!
Спасибо за урок!