Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов: Проценко Нина Леонидовна МБОУ СОШ№5 п Печенга
Слайд 2
Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
«Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский)
Слайд 3
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.
Слайд 4
Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов:
личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова
Слайд 5
Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся использую следующие формы работы:
- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;
личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);
творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;
проведение предметных олимпиад;
использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.
интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
использование современных инновационных технологий
(интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе
проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 6
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение
Слайд 7
Приемы создания ситуаций успеха:
1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…»
2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…»
4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…»
5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…»
6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»
Слайд 8
Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся:
- Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.
- Работа в сотрудничестве.
- Применение ИКТ на уроках
- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
.
Слайд 9
- Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания)
- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
- Позитивная психологическая атмосфера урока.
- Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.
- В обучении должны создаваться возможности для творчества.
- Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.
Слайд 10
МОТИВАЦИЯ
наглядность
поэтапность
опережение
Самостоя-тельность
Разнообра-зие
Коллекти-визм
Согласован-ность
Слайд 11
Согласование:
организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей;
согласование расписания с особенностями возраста;
учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке;
осуществление положительной обратной связи;
материал урока должен быть интересен детям.
Слайд 12
Разнообразие:
подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения;
задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
подача заданий в сказочной, игровой форме;
изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий);
разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
Слайд 13
Опережение:
метод опережающего обучения ;
интегрированные уроки;
работа с 1 класса со словарями ( «Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д)
задания за пределами школьной программы
(на развитие логических и творческих способностей);
выпуск электронных, тематических газет, устный журнал;
участие в конкурсах, олимпиадах;
ведение портфолио.
Слайд 14
Наглядность:
интерактивная доска;
мультимедийные презентации, аудио материалы;
предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал);
сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета);
театрализованная наглядность (инсценировки)
Слайд 15
Поэтапность:
три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия;
проговаривание, внутреннее оперирование знаниями;
воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами;
воспроизведение детьми изученного материала без опор;
Физкультминутки.
Слайд 16
Самостоятельность:
проблемно-диалогическое обучение;
- самопроверка, взаимопроверка;
предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы);
передача части функций учителя детям
или сказочным героям.
Слайд 17
Коллективизм:
воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе;
работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда)
коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек и т.д.
Слайд 18
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ -
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
Слайд 19
Проблемно-диалогическое обучение –технология, обеспечивающая
тройной эффект обучения:
1. Более качественное усвоение знаний
2. Мощное развитие интеллекта и творческих способностей
3.Воспитание активной личности.
Слайд 20
Проблемно-диалогический урок состоит из шести этапов:
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками
2) Выдвижение версий.
3) Актуализация имеющихся знаний
4) Составление плана решения проблемы
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
Слайд 21
Тип проблемной ситуации
С удивлением
Приёмы: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, или точки зрения
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Предъявить научный факт через сообщение, эксперимент или наглядность
С затруднением
Приёмы: Дать практическое задание, не выполнимое вообще или пока не хватает знаний.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Слайд 22
Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)
Урок русского языка в 3 -ем классе по теме «Мягкий знак после шипящих на
конце существительных»
Анализ.Учитель.Ученики
Практическое задание
на новый материал.– Продиктую вам слова. Две ученицы запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктует.).Две ученицы записывают:
ключЬ ключ
Тишь тиш
камыш камышЬ
Сушь сушь
Проверка задания.– Проверим, как выполнено задание..– Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.(Проблемная ситуация.)
Побуждение к осознанию
противоречия.– Задание было одно?
– А как вы его выполнили?
Почему так получилось?.– Одно.
– По-разному.
(Осознание противоречия.)
Побуждение к проблеме.– Чего мы еще не знаем?.– Когда пишется мягкий знак после шипящих.
переформулирование
тем.– Значит, какая будет сегодня тема урока?
– Сформулируйте точнее: где? в каких словах?
Фиксирует тему на доске..– Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.)
– Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Тема.)
Слайд 23
Анализ.Учитель.Ученики
«новый материал» для выдвижения гипотез.– На доске я написала столбики слов, они помогут нам открыть новое правило..Видят 2 столбика слов:
душ дочь
сторож мышь
муж речь
Побуждение к гипотезе.– Какие у вас есть гипотезы?.– В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная
гипотеза.)
Побуждение к проверке.– Вы с этой гипотезой согласны?.Молчат.
подсказка к контраргументу.– Все слова с мягким знаком одушевленные?
– Значит?.– «Речь» с мягким знаком, но неодушевленное. Контраргумент.)
– Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное или нет.
Завершение проверки
Побуждение подсказка к
Решающей гипотезе.– Какие еще есть гипотезы?
– Что можно сказать о роде имен существительных?.Молчат.
– В женском роде мягкий
знак пишется, а в мужском
не пишется. (Решающая гипотеза.)
Слайд 24
Важно помнить
1) есть ли подведение к проблеме;
2) проведена ли постановка проблемы;
3) организован ли поиск решения;
4) участие детей в формулировании темы урока;
5) участие детей в целеполагании;
6) как предусмотрено выражение решения.
Слайд 25
Вставьте пропущенные слова в предложения
1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их ……. и … на уроке.
2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают … … на уроке.
3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается … на уроке.
4) Главным на современном уроке должен стать
(монолог или диалог) ?
мышление
речь
творческие способности
бойцовский характер
диалог
Слайд 26
Л.С.Выготский:
«То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»