Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Формирование читательской компетентности младших школьников
Из опыта работы учителя начальных классов
Лашмановой Е.А.
Слайд 2
Чтение детей – это ключ к жизни
в информационном обществе.
В начале XXI века дети читают «не то» и «не так»
читательская пассивность
детей
Слайд 3
Итоги анкетирования
Многие дети при работе с текстом затрудняются:
Определять тему и главную мысль произведения – 18%
Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа –31%
Составлять небольшое монологическое высказывание – 38%
Содержательно отвечать на вопросы – 41%
Анализировать и понимать поэтическое произведение – 76%
Анализировать причины поступков героев – 81%
Слайд 4
ЦЕЛЬ:
создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.
Слайд 5
Задачи:
Изменить отношение к чтению.
Развивать потребность в чтении.
Систематизировать социокультурное пространство чтения.
Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся.
Стимулировать творчество детей.
Слайд 6
Требования стандартов 2 – го поколения
Самостоятельное чтение книг;
Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;
Самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам;
Работы с разными источниками информации ( словари, справочники, электронные носители)
Слайд 7
Читательская
компетентность –
совокупность знаний
и навыков
отбирать, понимать,
организовывать
информацию
давать оценку информации
интерпретировать
информацию
Слайд 8
Критерии интереса к чтению:
активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Слайд 9
Читательская компетентность
положительное отношение к самой читательской деятельности;
заинтересованность конкретными книгами;
увлечение самим процессом чтения;
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой.
Слайд 10
Направления обучения чтению
формирование читателя
приобщение к литературе как особому виду искусства
Слайд 11
Урочная деятельность
театрализация,
ролевое чтение,
«сопереживание»,
беседа,
беседа-"приманка",
дискуссия,
литературная игра и другие.
Слайд 12
Формы внеклассных занятий
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа-"приманка";
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
Слайд 13
Формула «ТРИ П»
переживай
представляй
понимай прочитанное
Слайд 14
Принципы:
принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
диалогический принцип.
Слайд 15
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Этапы читательской подготовки..Класс
Подготовительный..1 класс
Начальный..2 класс
Основной..3 класс
Заключительный..4 класс
Слайд 16
Этап.Круг чтения.Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности.Виды библиотечно-библиографической помощи.Основные понятия
П
О
Д
Г
О
Т
О
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й.детская художественная книга объемом 8 – 30 страниц в типовом оформлении;
равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях и волшебстве;
произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1 – 2 страницы..- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;
- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;
- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей..- книжная выставка
- рекомендательный плакат.- рисунок; (иллюстрация),
- обложка,
- надписи,
- страницы,
- заглавие (книги, произведения),
- фамилия автора;
-понятия, которые будут углубляться: - книга-произведение, книга-сборник,
- темы чтения,
- книжная выставка.
Слайд 17
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
1 – го года обучения
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Слайд 18
Этап.Круг чтения.Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности.Виды библиотечно-библиографической помощи.Основные понятия
Н
А
Ч
А
Л
Ь
Н
Ы
Й.-
детская художественная и научно-художественная книга объемом 8 – 30 страниц с усложненным оформлением;
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1500 слов..ориентировка в книге и в группе книг (2–4) до чтения.- усложненный рекомендательный плакат;
- книжная выставка – авторская и тематическая;
- картотека обложек..-
название книги (заглавие, фамилия автора);
- переплет, корешок; - оглавление (содержание);
понятия, которые будут углубляться:
- сборник – авторский и тематический,
- темы чтения,
- картотека, карточка (на книгу).
Слайд 19
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
2 -ого года обучения
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Слайд 20
Этап.Круг чтения.Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности.Виды библиотечно-библиографической помощи.Основные понятия
О
С
Н
О
В
Н
О
Й.- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16 – 18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
-детский журнал, газета (по выбору учителя);
вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран..-
ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы..-
рекомендательный список;
- тематическая картотека..- тема чтения,
- книга, соответствующая теме,
- книга, соответствующая личным возможностям,
- титульный лист,
- предисловие,
- послесловие,
- прикнижная аннотация.
Слайд 21
Уровень сформированности основ
читательской компетентности к концу
3 -ого года обучения
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Слайд 22
Этап.Круг чтения.Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности.Виды библиотечно-библиографической помощи.Основные понятия
З
А
К
Л
Ю
Ч
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Й.- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- детская периодическая печать;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах..- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги..- печатный рекомендательный указатель книг;
- каталог..- возможные цели чтения;
- доступный круг чтения;
- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;
- периодическая печать;
- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека.
Слайд 23
Условные обозначения:
1 – выражают желание читать книги самостоятельно и действительно читают их;
2 – знают, о чем хотят читать;
3 – называют определенную книгу;
4 – называют книгу правильно;
5 – читают книги, соответствующие возрасту;
6 – читают книги из круга, заданного уроками внеклассного чтения.
Слайд 25
«Лесенка» « Перекрестки»
г - а - - - - - а
г - - - а - - - а -
г - - - - - а - а - -
г - - - - - - - а - - -
г - - - - - - - а - а - -
г - - - - - - - а - - - а -
а - - - - - а
Слайд 26
Дополни слово.
«Малышки – коротышки»
гол - - -
гол - - -
- гол - -
- гол - -
- - гол –
- - гол –
( голубь, голова, иголка, уголек,
гоголь, щеголь)
Слайд 27
«Слоговой аукцион»
1. ра ли ша
Ды да да
2. Вставьте слоги жи ,ши, чтобы получились слова.
дру ма
? на ? на
пру ти
Слайд 28
«Наборщик»
Ловкость (составь не менее 20 слов)
о к
к с о о
о а с л
д е
К Р
О А Е
Д Т
Слайд 29
Головоломки
К А Г Р В О З А Д И С Ь К А
Где цветок. Где рыба, отыскать попробуй.
П Ч Е А Н А С Ы Л
Что над школьной дверью? Что в твоем портфеле?