Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности.
Слайд 2
Типы исследования:
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствам;
коллекционирование (классификационная работа);
путешествие по карте;
путешествие по « реке времени».
Слайд 3
Культурно-смысловые контексты
опыты (экспериментирование)- освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о взаимосвязях в неживой и живой природе и т.п.);
коллекционирование (классификация) - освоение родо - видовых отношений, представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.
Слайд 4
путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране);
путешествие по «реке времени»-освоение временных отношений(представление об историческом времени - от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации; история жилища, транспорта и т.п)
Слайд 5
Темы, связанные с неживой природой и частично рукотворным миром (изобретения человека). Наиболее целесообразно задавать в контексте «ОПЫТЫ» (где ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).
Слайд 6
Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно давать в контексте «КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ» (классификация), где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции-классификации, так и на уровне образно-символического, иллюстративного материала.
Слайд 7
Темы, связанные с элементарными географическими представлениями - о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т.д., наиболее целесообразно вводить через контекст «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».
Слайд 8
Темы, связанные с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, целесообразно вводить через контекст «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ».
Слайд 9
Этапы исследования:
1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
3) опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Слайд 10
Предметный материал занятий, стимулирующий самостоятельное исследование
Культурно – смысловой контекст.Предметный «след» занятия
Опыты/ экспериментирование.Наборы для опытов; постепенное, по мере проведения занятий, пополнение их количества
Коллекционирование /классификация.Классификационные таблицы и реальные коллекции, созданные на занятии и «открытые» для предметным и иллюстративным материалом
Путешествие по карте.Физическая карта полушарий с намеченными на ней во время занятий маршрутами и «метками» частей света, «открытая» для дополнения – свободного и в процессе дальнейших занятий
Путешествие по «реке времени».Панно «река времени», заполняемое на занятии иллюстрациями – «метками» исторических эпох, «открытое для» для дополнения– свободного и в процессе дальнейших занятий
Слайд 11
Сочетания культурных практик и видов деятельности:
- чтение художественного произведения — затем познавательно - исследовательская деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность—затем продуктивная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность — затем сюжетная игра по мотивам путешествий по карте и по «реке времени»
Слайд 12
Примерный круг тематических содержаний
(по культурно – смысловым контекстам)
Коллекционирование (классификация).Опыты (экспериментирование)
Времена года (сезоны)
Мир растений
Мир животных
Виды минералов (камни)
Виды местности (природные ландшафты)
Виды транспорта
Виды строительных сооружений
Виды профессий
Виды спорта.Состав и свойства почвы
Условия жизни растений
Движение воздуха (ветер)
Движение воды
Состояние и превращение вещества
Металлы (рудные полезные ископаемые) и свойства магнита
Свет и цвет в природе (как сделать радугу)
Оптические эффекты: микро и макромир
Как «устроены» стихи
Слайд 13
Путешествие по карте (пространство мира).Путешествия по «реке времени»
(историческое время)
Поверхность Земли и стороны света
Океаны и их обитатели (подводный мир)
Северные Земли и их обитатели
Наша страна Россия
Части света с их природными и культурными «метками» – символами (природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия):
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Азия
Европа.История моей семьи
Настоящее и прошлое человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации:
История жилища и бытоустройства
История огня (освещение и тепло)
История сухопутного транспорта
История мореплавания и воздухоплавания
История письменности (книгопечатание)
История коммуникации (почта)
История профессий